Презентация - Три «Памятника» в русской литературе

Три «Памятника» в русской литературеТри «Памятника» в русской литературеТри «Памятника» в русской литературеТри «Памятника» в русской литературеТри «Памятника» в русской литературеТри «Памятника» в русской литературеТри «Памятника» в русской литературеТри «Памятника» в русской литературеТри «Памятника» в русской литературеТри «Памятника» в русской литературеТри «Памятника» в русской литературеТри «Памятника» в русской литературеТри «Памятника» в русской литературеТри «Памятника» в русской литературеТри «Памятника» в русской литературеТри «Памятника» в русской литературе







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Три «Памятника» в русской литературе.
Ты прав,Певец:ты будешь жить; Ты памятник воздвигнул вечный: Его не могут сокрушить Ни гром,ни вихорь быстротечный. К.Ф.Рылеев «Державин» Учитель: Поправко Т.В.

Слайд 2

Цели работы
Привить навыки сравнительного анализа поэтических произведений разных авторов Воспитать художественный вкус и внимание к поэтическому слову Развить речь учащихся, умение анализировать, сравнивать.

Слайд 3

Задачи для учителя
Обеспечить прочтение стихотворений М.В.Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвиг…»,Г.Р.Державина «Памятник»,А.С.Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Провести словарную работу. Сравнить лексику произведений названных авторов, а также художественно-изобразительные средства языка. Научить сопоставлять произведения по плану. Подготовить учащихся к обобщающей работе по таблице «Итоги урока моими глазами».

Слайд 4

Гораций-родоначальник темы поэтического памятника.
Создал памятник я, бронзы литой прочней, Царственных пирамид выше поднявшийся. Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой Не разрушат его , не сокрушит и ряд Нескончаемых лет- время бегущее. Нет, не весь я умру , лучшая часть меня Избежит похорон… Эти слова- начало стихотворения римского поэта первого века до н.э. Горация.Знаменитый поэт, автор сатир и од, первым представил поэтическое творчество как памятник, который крепче и долговечнее, чем пирамиды и медные статуи.Обращаясь к музе трагической поэзии Мельпомене, он говорит о том, что его поэзия будет жить, пока в храм Капитолия входит жрец. Главную свою заслугу Гораций видит в том, что он открыл римской поэзии новые формы стиха.Поэт сам подводит итог своему творчеству, считая его достойным бессмертной славы. Ода(греч.)-торжественное,патетическое стихотворное произведение.В древнегреческом искусстве –хоровая песня с танцами.Гораций разлучил оду и музыку, превратив оду в собственно литературный жанр.

Слайд 5

«Я знак бессмертия себе воздвигнул…»
В восемнадцатом веке тему памятника использовал М.В.Ломоносов.Стихотворение «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»(точный перевод оды римского поэта Горация) положило начало традиции обращения русских поэтов к теме назначения поэта и его поэзии.
1711-1765

Слайд 6

*** Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный аквилон сотреть не может, Ни множество веков, ни едка древность. Не вовсе я умру; но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю. Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом, Где быстрыми шумит струями Авфид, Где Давнус царствовал в простом народе, Отечество моё молчать не будет, Что мне беззнатный род препятством не был, Чтоб внесть в Италию стихи эольски И первому звенеть Алцейской лирой. Взгордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу дельфийским лавром. 1747
Комментарий
Памятник М.В.Ломоносову в Москве. Здание МГУ.

Слайд 7

«Памятник»
После Ломоносова Г.Р.Державин дерзнул целиком,как говорили в восемнадцатом веке, «склонить» оду Горация «на русские нравы».Державин не повторяет мыслей далёкого предшественника,а высказывает собственную точку зрения на поэта и поэзию.
1743-1816

Слайд 8

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов твёрже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полёт его не сокрушит. Так!- весь я не умру, но часть моя большая, От тлена убежав,по смерти станет жить, И слава возрастёт моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить. Слух пройдёт обо мне от Белых вод до Чёрных, Где Волга, Дон,Нева, с Рифея льёт Урал; Всяк будет помнить то в народах неисчётных, Как из безвестности я тем известен стал, Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о боге И истину царям с улыбкой говорить. О муза! Возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринуждённою рукой неторопливой Чело твоё зарёй бессмертия венчай. 1795
Комментарий
Памятник Г.Р.Державину в Казани.

Слайд 9

«Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»
Завершил традицию поэтического памятника в нашей поэзии А.С.Пушкин. Поэт подводит итог своей деятельности, утверждая, что право на всенародную любовь заслужил гуманностью своей поэзии, тем, что лирой пробуждал «чувства добрые».
1799-1837

Слайд 10

Exegi monumentum Я памятник воздвиг себе нерукотворный, К нему не зарастёт народная тропа, Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа Нет, весь я не умру- душа в заветной лире Мой прах переживёт и тленья убежит- И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, И назовёт меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян,и финн,и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. Веленью Божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспаривай глупца. 21 августа 1836
Комментарий
Памятник А.С.Пушкину в С.-Петербурге (М.К.Аникушин. 1957).

Слайд 11

Памятник А.С.Пушкину в Москве (А.М.Опекушин.1875).
Памятник А.С.Пушкину-лицеисту в городе Пушкине (Р.Р.Бах. 1899).

Слайд 12

План анализа (единый для всех стихотворений).
1.Выразительно прочитайте стихотворения. 2.Какие черты биографии поэтов нашли отражение в стихотворениях? 3.Какими видят поэты границы своего поэтического бессмертия? В чём заслуга поэтов перед Отечеством и народом? 4.Как прослеживается личностное авторское начало в стихотворениях? 5.С какими словами обращаются творцы к Музе? Каковы отношения между ними? 6.Какие изобразительно-выразительные средства используют поэты? Определите стихотворный размер. Обратите внимание на интонацию. 7.В чём видели М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин и А.С.Пушкин назначение поэта? Каким должен быть, по их мнению, настоящий поэт? 8.Найдите стихи, продолжающие традицию великих русских поэтов в современной литературе.

Слайд 13

Итоги урока моими глазами(найти ответы по текстам поэтических произведений).
Вопросы Ломоносов Державин Пушкин
1.Черты биографии поэтов.
2.Границы собственного поэтического бессмертия.
3.Заслуга поэтов перед Отечеством и народом.
4.Личностное авторское начало в стихотворениях.
5.Изобразительно-выразительные средства,размер,интонация.
6.Отношения поэтов с Музой.
7.Назначение поэта.

Слайд 14

Комментарий к стихотворению «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»
Аквилон(лат. северный ветер)- в древнеримской мифологии – бог северного ветра. Где быстрым шумит струями Авфид…- Река в Южной Италии на родине Горация. Где Давнус царствовал в простом народе…-Давн, легендарный царь на родине Горация(Ломоносов указывает на Петра Первого) Чтоб внесть в Италию стихи эольски…-Своей главной заслугой Гораций считал освоение мелодической метрической системы древнегреческой лирики(Ломоносов создал стройную теорию силлабо-тонического стихосложения, внёс вклад в становление русского литературного языка). И первому звенеть Алцейской лирой.- Имеется в виду легендарный древнегреческий поэт Алцей(Алкей)

Слайд 15

Комментарий к стихотворению «Памятник»
Рифей(лат.-Рифейские горы)-древние географы иногда так называли Уральский Хребет. Фелица-Державин вспоминает свою оду «Фелица»(1782),посвящённую Екатерине Второй. В «Фелице» поэт новаторски соединил похвальную оду с сатирой, бичующей нравы придворных. В рамках одного произведения он пользовался языковыми средствами высокого, среднего и низкого «штилей».Смелые нововведения в области поэтического языка Державин и называет «забавным русским слогом». Чело(устаревшее слово, архаизм)-лоб.

Слайд 16

Комментарий к стихотворению «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»
Exegi monumentum –Я воздвиг себе памятник (лат.) Эпиграф взят из оды римского поэта Горация. Александрийский столп- колонна-памятник Александру I на Дворцовой площади в Петербурге (1834).Строителям было дано задание: воздвигнуть самый высокий памятник-монумент в мире. И строители выполнили его.А.С.Пушкин демонстративно накануне открытия уехал в деревню, не желая участвовать в официальном торжестве. Поэту приписывается эпиграмма на памятник: «В России дышит всё военным ремеслом: И ангел делает «на караул» крестом». Пиит (устаревшее,архаизм)-поэт. И милость к падшим призывал…-Речь идёт о многократных напоминаниях А.С.Пушкина вернуть из ссылки декабристов.