Презентация - Кто живет в сказке или Реальные прототипы вымышленных героев

Кто живет в сказке или Реальные прототипы вымышленных героевКто живет в сказке или Реальные прототипы вымышленных героевКто живет в сказке или Реальные прототипы вымышленных героевКто живет в сказке или Реальные прототипы вымышленных героевКто живет в сказке или Реальные прототипы вымышленных героевКто живет в сказке или Реальные прототипы вымышленных героевКто живет в сказке или Реальные прототипы вымышленных героевКто живет в сказке или Реальные прототипы вымышленных героевКто живет в сказке или Реальные прототипы вымышленных героевКто живет в сказке или Реальные прототипы вымышленных героевКто живет в сказке или Реальные прототипы вымышленных героевКто живет в сказке или Реальные прототипы вымышленных героевКто живет в сказке или Реальные прототипы вымышленных героевКто живет в сказке или Реальные прототипы вымышленных героевКто живет в сказке или Реальные прототипы вымышленных героевКто живет в сказке или Реальные прототипы вымышленных героевКто живет в сказке или Реальные прототипы вымышленных героевКто живет в сказке или Реальные прототипы вымышленных героевКто живет в сказке или Реальные прототипы вымышленных героевКто живет в сказке или Реальные прототипы вымышленных героевКто живет в сказке или Реальные прототипы вымышленных героев







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Кто живет в сказке, или Реальные прототипы вымышленных героев
Гладких Валентин, Кочкина Евгения 5 класс Учитель: Огнева И.И. МБОУ ООШ д.Чемоданово

Слайд 2

Проблемный вопрос
Как появились сказочные герои?

Слайд 3

Гипотеза
У сказочных героев есть реальные прототипы

Слайд 4

Цель исследования
Доказать, что в русской народной сказке отразилась жизнь народа и его характер

Слайд 5

Ход исследования
*Изучить учебную литературу. *Ответить на поставленные вопросы. *Познакомить с результатами своих одноклассников.

Слайд 6

Кто живет в Сказке?
Все мы хорошо помним таких сказочных героев, как Иван-Царевич, Аленушка, Кощей, Баба Яга, Змей-Горыныч, Леший и многие другие, но мало кто из нас догадывается об их происхождении. Чтобы узнать, когда же появились первые упоминания об этих персонажах, нам нужно отправиться в далекую старину.

Слайд 7

Баба-Яга
Была у древних славян Йогиня-Матушка, ее еще называли Баба Його. Эта женщина была покровительницей детей, в особенности детей-сирот, она странствовала по Земле и забирала их собой в свой Скит, он располагался у подножья алтайской горы. Забирая детей с собой, она стремилась спасти последних представителей Славянских и Арийских Родов от гибели.

Слайд 8

Из специального углубления выдвигался специальный помост, он разделялся выступом на два углубления. Выступ называли Лопатой. В одно углубление клали спящих детей, а в другое клали сухой хворост. После того, как в Пещь Ра задвигали лопату Йогиня-Матушка поджигала хворост.

Слайд 9

После того как загорался огонь, детей с лопаты переносили в Капище Рода Жрецы Рода. Из детей-сирот воспитывали будущих Жриц и Жрецов, а когда они вырастали, создавали семьи и продолжали Род. Те люди, которые присутствовали на обряде, не могли увидеть, что же происходило на самом деле, рассказывали свои версии сказок, в которых кровожадная Баба Йога и Жрецы приносили детей в жертву своим Богам. Такие сказания не могли не сказаться на репутации Матушки-Йогини. Из доброй, молодой и красивой Богини Йогиня-Матушка превратилась в злобную, горбатую старуху, которая жарит детей на костре и питается ими. Исказилось и светлое доброе имя Йогини. Вот так и появился образ Бабы Яги.

Слайд 10

Так появилась избушка на курьих ножках.
В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, которые находились над землёй на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу.
Николай Рерих, „Изба смерти“, 1905 г.

Слайд 11

В сказках БабаЯга летает в железной ступе. Ступа- то, в чём толкут зёрна, перетирая их в муку; в медицине использовалась для измельчения различных корешков в порошок и изготовления лекарств. Пест- инструмент для толчения, растирки или дробления чего-либо. Яга летала. заметая следы помелом (пучок мочала, тряпья, ветоши, хвороста или связка прутьев, насаженных на палку, инструмент, предназначенный для обметания пола).Все эти предметы издавна использовались в колдовских обрядах наших предков.
Ступа, пест и помело

Слайд 12

Кощей-Бессмертный
В далекие времена у славян священные книги назывались «кощун». Они не были бумажными, уникальные знания были записаны на деревянных табличках. Хранителя бессмертного наследия называли «кощеем», однако он не был бессмертным, этим титулом его наградили  книги. А злым его сделали в период введения на Руси православия. Всех персонажей, которые были добрыми сделали в отрицательных. Изображается в виде худого высокого старика либо живого скелета, часто представляется скаредным и скупым («там царь Кащей над златом чахнет» А. С. Пушкина). Кроме имени героя сказок, слово имеет ещё два устаревших значения: «худой (или скупой) человек» и, в древнерусских текстах, «пленник».

Слайд 13

Змей-Горыныч
Змей-Горыныч - это представитель темной стихийной силы. Что Змей-Горыныч - это прежде всего грозные, темные тучи, закрывающие на небе пути-дороги солнцу красному и лишающие тем весь согреваемый его лучами живой мир главного источника жизни. Дракон-змий является вылетающим из этой «небесной горы» молний. Змеевидность последних сама говорит об этом воплощении. Впоследствии перенеслось представление о Змей-Горыныче с молний на метеоры, проносящиеся над землею и рассыпающиеся на глазах у всех. Летит такой «змей», что шар огненный, искрами - словно каленое железо - рассыпается. «Из рота яво гонь-полымя, из ушей яво столбом дым идет»... - гласит про него сказание

Слайд 14

Леший
Ле́ший —это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим — плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет. Леший может представать в различных растительных, животных, человеческих и смешанных образах, может быть невидимым. Чаще всего предстаёт одиноким существом. На зиму покидает лес, проваливаясь под землю. Как хозяин заботится о лесе, охраняет его, является покровителем лесных животных. Лешему приписываются многие лесные звуки, особенно вызываемые ветром.

Слайд 15

О происхождении леших
О том, как появились лешии, известно мало. Считается, что лешими становятся проклятые люди, умершие некрещёнными или обмененные нечистой силой дети.

Слайд 16

Иван-Царевич
Иван Царевич – главный герой русских народных сказок. Как сказочный персонаж он появился в конце 18-начале 19 века. Иван -Царевич выступает в сказках как положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным слабым. Да и имя героя не случайно! Оно означает «милость божия», «дар Бога»

Слайд 17

Иванушка-дурачок
Этот персонаж тоже стоит на стороне добра и светлых сил. Это всего лишь крестьянский сын. Он не блещет умом, но именно благодаря своим необычным решениям, проходит все сказочные испытания, побеждает своего противника. Почему он дурачок? Есть несколько версий. -Так называли младших сыновей. -Имя с эпитетом дурак являлось оберегом. -Поскольку он младший сын- ему не положена доля в наследстве (остается в дураках).

Слайд 18

Василиса Премудрая, Аленушка, Марья- Моревна, Царь-девица
Эти женские персонажи-любимые сказочные герои. Их имена и даже прозвища определяют судьбы, характер, поступки героев. Елена Прекрасная – красавица –царевна, Аленушка- крестьянская дочь, Василиса наделена достоинством, умом, верностью отвагой.

Слайд 19

Молочные реки и кисельные берега
Кисель с молоком был на Руси лакомством – одним из любимых праздничных блюд. Кисель, залитый молоком, свидетельствовал о благосостоянии крестьянского дома. Следует подчеркнуть, что кисель этот готовился из овса. То есть густой овсяный кисель с молоком – не что иное, как молоко и хлеб – традиционный фундамент семейного благополучия. 

Слайд 20

Мы прочитали много литературы и теперь знаем, что…
*Волшебные персонажи имеют реальные прототипы. *Сказка — это хранительница многовековых знаний о природе и человеке. Эти знания передаются из поколения в поколение. Но не всё просто объясняется. В сказках зашифрована жизнь наших предков. Познать ее трудно, но возможно. Для начала следует просто научиться внимательно читать сказки.

Слайд 21

Используемые материалы:
1.Пропп В.Я История изучения сказки – М., Просвещение, 1986 2.Афанасьева А.Н. Народные русские сказки- М., Просвещение 1999 3.Серия «Библиотека мировой литературы для детей» «Былины, русские народные сказки, древнерусские повести.», М., «Детская литература», 1979 год 3.Учебник литературы для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной М., «Просвещение», 2012год 4.http://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm - о славянских мифах 5.http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm - о суевериях и обрядах