Презентация - Роль книги в жизни человека

Роль книги в жизни человекаРоль книги в жизни человекаРоль книги в жизни человекаРоль книги в жизни человекаРоль книги в жизни человекаРоль книги в жизни человекаРоль книги в жизни человекаРоль книги в жизни человекаРоль книги в жизни человекаРоль книги в жизни человекаРоль книги в жизни человекаРоль книги в жизни человекаРоль книги в жизни человекаРоль книги в жизни человекаРоль книги в жизни человекаРоль книги в жизни человекаРоль книги в жизни человекаРоль книги в жизни человекаРоль книги в жизни человека







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Литература как учебный предмет. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга и ее компоненты: обложка, титул, форзац, сноски, оглавление. Создатели книги: автор, художник, редактор, корректор, оператор. Учебник литературы и работа с ним
Урок № 1 5 класс

Слайд 2

Ответьте на вопросы
  — Как назывались в начальной школе уроки, на которых вы учились читать?  — Чему учились, что делали на этих уроках?       
08.09.2015
2

Слайд 3

Слово литература
пришло к нам из языка древних римлян — из латинского языка. В переводе оно означает написанное. Запишем в тетрадях:       Литература (лат.) — «написанное».
08.09.2015
3

Слайд 4

08.09.2015
4
Мы с вами будем изучать художественную литературу, которая рассказывает нам о жизни человека и природы, о чувствах, мыслях и желаниях многих поколений людей.      

Слайд 5

08.09.2015
5
Читать, т. е. составлять из букв слова, из слов — предложения, вы уже научились. Теперь мы будем главное внимание уделять тому, что хотел сказать нам с вами автор — тот, кто создал литературное произведение. Мы будем узнавать о жизни писателей, о тех временах, в которые они жили, о том, как развивалась человеческая мысль и как люди учились выражать свои чувства словами.

Слайд 6

 Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому
  В древности на Руси книги называли реками, «наполняющими вселенную». Пока будет стоять Россия, люди будут помнить великого князя Ярослава Мудрого, который любил читать книги, собрал прекрасную библиотеку и организовал особые школы для переписчиков книг.
08.09.2015
6

Слайд 7

08.09.2015
7
Много сделал для русских людей первопечатник Иван Федоров, который в 1564 году выпустил первую русскую печатную книгу «Апостол». Любовь и уважение к книге передавались из поколения в поколение.

Слайд 8

«Апостол»
08.09.2015
8

Слайд 9

08.09.2015
9
Александр Сергеевич Пушкин писал: «Чтение — вот лучшее учение». Как вы понимаете эти слова?       

Слайд 10

08.09.2015
10
      Сначала люди изучали мир только с помощью наблюдений и опытов, знания передавали из уст в уста. Потом научились записывать самые важные мысли. Книги хранят в себе факты, размышления и открытия, которые накопило человечество за тысячелетия своего существования. Из научных книг мы получаем знания о законах природы и мира. Из художественной литературы мы узнаем о людях, их чувствах и переживаниях, учимся горевать и радоваться вместе с ними. Чтение — лучший способ стать образованным человеком.

Слайд 11

08.09.2015
11
Что вы знаете о книгах в Древней Руси? Благодаря кому «учительное» книжное слово стало доступно каждому?      

Слайд 12

08.09.2015
12
В Древней Руси книги были очень дорогими. Их писали на пергаменте от руки. Простые люди не могли купить себе книгу. Иван Федоров устроил первую в России типографию и в 1564 г. выпустил первую русскую печатную книгу «Апостол». Благодаря труду Ивана Федорова и его учеников книга стала доступна широкому кругу читателей.

Слайд 13

Рассмотрим вместе иллюстрации в учебнике (с. 4). Что на них изображено?
      На иллюстрациях воспроизведены страницы из книги «Апостол», созданной в 1564 г. Это первая книга, изданная на Руси типографским способом — на бумаге с помощью типографского станка. Создал ее первопечатник Иван Федоров на первом в стране Печатном дворе в Москве, недалеко от Кремля.       Левая страница разворота книги украшена миниатюрой, на которой изображен один из апостолов, пишущий Евангелие. Правая страница сверху тоже украшена миниатюрой с растительным орнаментом, который в старину назывался «травы размётные». Верхняя строка, выполненная киноварью (красным цветом), — обращение к Богу с просьбой благословить «сие писание». Эта строка написана причудливым шрифтом, в котором некоторые буквы высокие, другие маленькие, третьи вообще вынесены на верх строки (так называемые титло).
08.09.2015
13

Слайд 14

08.09.2015
14
На нижней странице после миниатюры и строки, выполненной киноварью, мы видим тщательно прорисованную буквицу, изображающую букву С (с нее начинается слово старец). Буквы в строках написаны почерком, который называется устав (в отличие от менее понятного полуустава и часто неразборчивой скорописи). В строках нет заглавных букв, редко встречаются привычные нам точки внизу строки. Часто мы видим точки в середине строки. Это говорит о том, что во времена Ивана Федорова не было привычной нам разбивки на предложения (хотя уже появилась разбивка на слова, в отличие от более ранних текстов). Некоторые буквы нам понятны, некоторые непривычны, так как сейчас, после реформы алфавита, мы ими не пользуемся.

Слайд 15

08.09.2015
15
 — Как вы думаете, много ли было в старину книг не в княжеских, а, например, в купеческих или крестьянских семьях? Как относились к книгам?       — Мы уже знаем, что выражение уметь читать имеет два значения. Первое — уметь складывать из букв слова и читать текст. Как вы понимаете второе значение этого выражения?        Уметь читать — значит внимательно следить за мыслью автора, сопереживать его героям, стараться понять главное, что хотел сказать нам писатель своим произведением.

Слайд 16

08.09.2015
16
 — Как вы понимаете, что такое доверительный разговор между автором и читателем? Когда он происходит?            

Слайд 17

08.09.2015
17
Доверие — это уверенность в искренности и правильности слов собеседника.       Доверительный разговор — это разговор искренний, честный, открытый. Доверительный разговор происходит, когда читатель ищет ответы на те вопросы, которые поднимает автор, или находит в книге ответы на собственные вопросы, когда читатель увлекается и наслаждается чтением.

Слайд 18

08.09.2015
18
Какие книги вы любите читать и перечитывать? Какие книги вы прочитали прошедшим летом?

Слайд 19

Домашнее задание
Стр. 3-4 .Чтение статьи. Вопросы и задания: № 4. Обогащайте свою речь: № 1. Запишите и выучите 3-5 пословиц об учении.
08.09.2015
19