Презентация - Проблемный подход в обучении географии

Проблемный подход в обучении географииПроблемный подход в обучении географииПроблемный подход в обучении географииПроблемный подход в обучении географииПроблемный подход в обучении географииПроблемный подход в обучении географииПроблемный подход в обучении географииПроблемный подход в обучении географииПроблемный подход в обучении географииПроблемный подход в обучении географииПроблемный подход в обучении географииПроблемный подход в обучении географииПроблемный подход в обучении географии







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Проблемный подход в обучении географии
Учитель географии МБОУ «Лицей №2» Рюмкина Е.А.
Не мыслям надо учить, а учить мыслить. Э. Кант

Слайд 2

Проблемный подход в обучении географии
Основные понятия проблемного обучения

Слайд 3

Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; Сталкивает противоречия практической деятельности; Предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, финансиста, экономиста, директора предприятия и т.д.); Побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; Ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); Определяет проблемные теоретические и практические задания; Ставит проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками и др.).
Методические приемы создания проблемных ситуаций:

Слайд 4

Проблемное изложение (лекция, рассказ)
Характеристика Применение
Учитель подаёт информацию в необычной форме, акценты расставляет так, чтобы активизировать у учащихся процесс мышления. Информация учителя создаёт почву для самостоятельных рассуждений ребят над услышанным, возникновение сомнений. Сила проблемного изложения в его прогностических качествах. По мере стройного изложения материала ученики нередко предвосхищают очередной шаг учителя в рассуждениях или строят его иначе, по – своему, проявляя тем самым творческое мышление. Учитель формулирует проблему исследования, поставленную учёными, излагает гипотезы, которые были выдвинуты исследователями, намечает способы их проверки. При изучении темы «Климат Австралии» предлагаю следующее задание: «Сопоставьте средние температуры лета в субэкваториальном и тропическом климатических поясах». В ходе работы с картой атласа и определения средней температуры лета двух климатических поясов перед учениками встаёт проблема. Ребята знают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше и наоборот. Но в ходе анализа карты ученики выясняют, что в тропическом поясе средние температуры лета выше, чем в субэкваториальном поясе. Возникает противоречие между имеющимися знаниями и новыми фактами. В дальнейшем большая роль принадлежит учителю, который должен так изложить материал, чтобы ученики усвоили логику движения к решению проблемы.

Слайд 5

Частично-поисковый (эвристическая беседа)
Характеристика Применение
Беседа – диалог между учителем и учеником. Логика вопросов и ответов, неожиданный поворот мысли активизирует познавательную деятельность и самостоятельность учащихся. Черты: 1. Целевая направленность беседы на решение новой для учащихся проблемы. 2. Логическая взаимосвязь вопросов учителя и ответов учащихся, представляющих собой поэтапные шаги решения проблемы. 3. Проблемный характер большей части вопросов, включённых в беседу. 4. Самостоятельность учащихся в поиске ответов на вопросы. 5. Доказательное целостное решение проблемы, поставленной в начале беседы . Изучая тему «Климат Австралии», прошу учеников проанализировать климатическую карту Австралии и определить количество осадков в пределах тропического пояса. * Одинаковое ли количество осадков выпадает в пределах тропического пояса? (нет). * В какой части этого пояса выпадает осадков больше? (в восточной части выпадает 2000 – 1000 мм в год, а в центральной и западной 250 – 500 мм в год). * В ходе изучения темы «Общие закономерности климата» мы изучали, что в пределах тропического климатического пояса преобладает область повышенного атмосферного давления. Поэтому над тропиками осадков выпадает мало. (возникает проблема). * Какие ещё климатообразующие факторы кроме географической широты будут влиять на выпадение осадков? (горные хребты, течения, постоянные и переменные ветры и т. д.). * Обратите внимание на карту, какой географический объект протягивается в восточной части Австралии с севера на юг? (горы). * Как горы повлияют на распределение осадков? (они будут задерживать движение влажных воздушных масс с Тихого океана, и большая часть осадков будет выпадать на восточных склонах гор, т. е. в восточной части тропического пояса). Вывод: таким образом, кроме поясов атмосферного давления на распределение осадков большое влияние оказывает и рельеф местности.

Слайд 6

Исследовательский
Характеристика Применение
Обеспечивает усвоение опыта творческой деятельности. Призван научить самостоятельному овладению способами поиска знаний. Функция учителя при использовании этого метода заключается, прежде всего, в конструировании и постановке перед учащимися проблемных заданий, а деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом. Школьники могут использовать различные источники знаний (словари, справочники, энциклопедии). Примеры проблемных заданий: * Почему в пустыни Намиб, расположенной на побережье океана, осадков выпадает меньше, чем в самых сухих районах Сахары? * Отсутствие древесной растительности в степи объясняется недостаточным увлажнением, почему в тундре при избыточном увлажнении тоже отсутствует древесная растительность?

Слайд 7

Способы решения познавательных вопросов (по В.А.Щенёву)

Слайд 8

Этапы решения проблемы

Слайд 9

Высоко урбанизированное государство Чад отстает в экономическом развитии.

Слайд 10

1 этап – осознание проблемы
Причина Следствие
Быстрый рост городов, увеличение доли городского населения. Рост экономического развития страны.
Медленный рост городов, преобладание сельского населения. Замедленное экономическое развитие (отсталость).
Быстрый рост городов, увеличение доли городского населения. ? Замедленное экономическое развитие (отсталость).

Слайд 11

2 этап – формулирование гипотезы
Быстрый рост городов, увеличение доли городского населения должны были привести к экономическому росту страны, но этого не произошло. Видимо для процесса урбанизации в этой стране (и в других высокоурбанизированных развивающихся странах Латинской Америки, Азии и Африки) характерны «свои особенности», отличные от стран развитого мира.

Слайд 12

3 этап –доказательство гипотезы
Процесс урбанизации в государстве Чад осуществляется иначе: быстрые темпы роста городского населения в государстве Чад; концентрация населения в городах; отсутствие развитой промышленности, ограниченное количество рабочих мест, слаборазвитый инфраструктурный комплекс.

Слайд 13

4 этап – общий вывод
Для государства Чад характерна «трущобная урбанизация», «ложная урбанизация» – резкое увеличение доли городского населения, за счет «выталкивания» в города сельского населения из аграрных районов. Однако при этом не происходит развития городских функций, характеризующих мировой процесс урбанизации.