Презентация - Категория времени в литературе

Категория времени в литературеКатегория времени в литературеКатегория времени в литературеКатегория времени в литературеКатегория времени в литературеКатегория времени в литературеКатегория времени в литературеКатегория времени в литературеКатегория времени в литературеКатегория времени в литературеКатегория времени в литературеКатегория времени в литературеКатегория времени в литературеКатегория времени в литературеКатегория времени в литературеКатегория времени в литературеКатегория времени в литературеКатегория времени в литературеКатегория времени в литературеКатегория времени в литературе







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Категория времени в литературе

Слайд 2

Основные признаки времени в литературном произведении:
1. Большая конкретность, непосредственная достоверность. 2. Стремление писателя к сближению художественного и реального времени. 3. Представления о движении и неподвижности. 4. Соотнесенность прошлого, настоящего и будущего.  

Слайд 3

ВРЕМЯ - одна из форм (наряду с пространством) бытия и мышления
Время реальное отличается от изображаемого в произведении. Автор может умышленно акцентировать внимание на времени или не выделять его. Время может быть выражено с помощью датировки (абсолютной или относительной), указания длительности событий и диалогов героев: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер…» (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»); «разговор продолжался полчаса».
09.09.2015
3

Слайд 4

Время может быть «растянуто», «замедлено», «свернуто» до ремарки («прошло полгода») или остановлено (для лирических отступлений). Временная организация повествования всегда значима (нарушение хронологии в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова, хаотизация датировки заметок в «Записках сумасшедшего» Н. В. Гоголя)
09.09.2015
4

Слайд 5

Типология художественного времени
объективное (эпическое) — реальное время, с которым движутся события; субъективное (лирическое) — индивидуальное восприятие времени героем, зависящее от его эмоционального состояния (время может томительно тянуться, стремительно лететь и т. д.)
09.09.2015
5

Слайд 6

прерывистое — может иметь: ретроспекции: субъективно-читательские (мысленное возвращение читателя к ранее полученным сведениям) и объективно-авторские (авторская отсылка к ранее оговоренному с помощью слов «уже упоминалось о том, что…», «читатель помнит, что…»); проспекции — забегание автора вперед с помощью выражений «через несколько дней окажется, что…», «как станет известно позже»; ретардации — намеренное замедление автором течения времени, сжатие его; непрерывное, т. е. последовательное
09.09.2015
6
Типология художественного времени

Слайд 7

мифологическое; историческое; утопическое
09.09.2015
7
Типология художественного времени

Слайд 8

замкнутое — не выходящее за пределы сюжета, не связанное с историческим временем (основные жанры фольклора); открытое — координирующееся с определенной исторической эпохой
09.09.2015
8
Типология художественного времени

Слайд 9

соотносимое с историческим; несоотносимое с историческим
09.09.2015
9
Типология художественного времени

Слайд 10

Типология художественного времени
событийное — линейное время, с которым движется ход повествования; авторское — зависит от степени «включенности» автора- повествователя в текст. Автор может опережать события, описывать их с середины, конца и т. д.
09.09.2015
10

Слайд 11

Образы художественного времени Краткая характеристика Пример
1. Биографическое Детство, юность, зрелость, старость "Детство", "Отрочество", "Юность" Л.Н. Толстого
2. Историческое Характеристика смены эпох, поколений, крупных событий в жизни общества "Отцы и дети« И.С. Тургенева,
3. Космическое Представление о вечности и вселенской истории "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова
4. Календарное Смена времен года, будней и праздников Русские народные сказки И.С. Шмелев "Лето господне"
5. Суточное День и ночь, утро и вечер «Один день Ивана Денисовича» А.И.Солженицына

Слайд 12

Пространство и время в произведении словесности составляют единство, которое называется хронотоп
М.М.Бахтин (1895-1975)
Этот термин, образованный от греч. chronos – время и topos – место, ввёл в теорию словесности Михаил Михайлович Бахтин, русский философ и мыслитель, теоретик европейской культуры и искусства

Слайд 13

Хронотоп
По Бахтину, единства времени и пространства являются организационными центрами основных событий романа и имеют сюжетообразующее значение
09.09.2015
13

Слайд 14

Пространство и время имеют объективный характер; человек не может существовать вне времени и пространства, ибо он часть этого мира.
09.09.2015
14
Хронотоп

Слайд 15

1) «идиллическое время» - в отчем доме (притча о блудном сыне, рассказ Катерины в «Грозе» о счастливых детстве и юности в родительском доме, идиллическое существование Ильи Ильича Обломова в Обломовке), 2) «авантюрное время» - испытания на чужбине (жизнь Ибрагима, героя романа А.С.Пушкина «Арап Петра Великого», во Франции), 3) «мистерийное время» - схождения в преисподнюю бедствий («Божественная комедия» Данте)
09.09.2015
15
Типология художественного времени

Слайд 16

Художественное пространство и время (хронотоп) -
действительность в ее пространственно-временных координатах.

Слайд 17

Пространство
Конкретное
Кавказ в “Герое нашего времени” М.Ю.Лермонтова
Сжатое
Символистская драма М.Метерлинка “Синяя птица”
Объёмное
Комедия Ж.-Б.Мольера “Тартюф”
Замкнутое
Условное
Повесть А.П.Чехова “Мужики”
И.А.Бунин “Косцы”
Открытое
Роман Л.Н.Толстого “Война и мир”

Слайд 18

Земное
В.В.Быков “Сотников”
Космическое
А.Данте “Божественная комедия”
Реально - видимое
Д.И.Фонвизин “Недоросль”
Воображаемое
Д.Свифт “Приключения Гулливера”

Слайд 19

Хронотоп в сказке
Особый хронотоп существует в сказке: ее пространство отделено от реального: действие происходит в некотором царстве, в тридесятом государстве.
В сказочное пространство врывается чуждая сила, и герой вынужден отправиться в cтранствие. Он идёт по дороге и попадает на распутье, где должен выбрать дальнейший путь.
Сказочное время тоже особое.
Время появляется тогда, когда происходят события, об их внезапности говорят слова вдруг, откуда ни возьмись, а между событиями просто сообщается: на другой день, или наутро. Заканчивается действие – заканчивается и сказочное время: и стали жить-поживать и добра наживать – всё, время остановилось.

Слайд 20

09.09.2015
20