Презентация - Развитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обучения

Развитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обученияРазвитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обучения







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Развитие познавательных универсальных учебных действий средствами способа диалектического обучения
Составила Ооржак А.А.

Слайд 2

Социологические исследования учащихся старших классов, проводимые в разных странах, показывают, что российские школьники зачастую демонстрируют прочные знания фактологического характера. Зато бывают беспомощны в ситуациях, когда требуется проанализировать те или иные данные. Наши учащиеся, оказывается, теряются, когда задания носят не лобовой характер и требуют не просто применения выученных правил, а предполагают мыслительные усилия – умение сравнивать, делать умозаключение, свести в единое целое различные данные.

Слайд 3

Способ диалектического обучения (словесно-логический способ обучения) использует третий тип необходимости – естественное принуждение, высшей формой которого является самопринуждение, яркая состязательность, различные формы материализации оценки знаний включают в активную работу каждого ученика. Этот метод разработан сотрудниками Красноярского ИПК А.И. Гончаруком, В.Л. Зориной. (Патент №126 от 29.03.1996 г.Экспертного Совета Международного педагогического изобретательства).

Слайд 4

Логика помогает правильно рассуждать. Сила ее в том, что она дает возможность получать новые знания без наблюдения или опыта, а лишь при помощи размышления и рассуждения. Конечно же, новые знания не получаются из ничего, а выводятся из уже имеющихся. Для того, чтобы знание, полученное с помощью логических рассуждений, было истинным, то есть правильно отражающим действительность, необходимо (и достаточно) выполнение двух условий.

Слайд 5

1. Исходное знаний должно быть истинным. 2. Рассуждение должно быть правильным, то есть заключение (предположение, выражающее новое знание) должно логически следовать из предпосылок (предложений, выражающих исходное знание). Если оба эти условия выполнены, то в истинности знаний, полученных рассуждением, можно не сомневаться. Логика помогает систематизировать (классифицировать) и обобщать знания.

Слайд 6

Элементарной частицей мысли является понятие. В логическом плане технологическим стержнем способа диалектического обучения является анализ понятий. В мыслительную деятельность своих учеников я включаю десять операций с понятиями:

Слайд 7

Диалектический способ включает следующие основные логические операции
Определение Деление Обобщение Ограничение

Слайд 8

определение понятия (раскрытие содержания понятия); деление понятия (определение объема понятия); обобщение понятия ограничение понятия формулирование проблемных вопросов - А – вопрос – понятие - Б – вопрос – суждение выражение отношений между понятиями; нахождение противоположностей; выявление противоречий; нахождение путей разрешения противоречий.

Слайд 9

Вопрос – понятие Установите соответствие между понятиями и их родовым и видовым признаком
1.Гексоза 2 фруктоза 3.Рибоза 4. гидролиз5. углеводы 6. Олигосахариды 7. моносахариды А. полиоксикетон Б. полиоксиальдегид В. Гетерофункциональные производные Г. Химическая реакция Д. Углеводы Е. ложные углеводы Участие воды распад молекулы на фрагменты IIIГексоза IV.Содержит от 2 до 10 остатков моносахарид V.Пентоза VI.Неспособность гидролизу VII.Несколько гидроксогрупп, альдегидная и кетоногруппа

Слайд 10

Вопрос – суждение
Как доказать, что глюкоза является моносахаридом Чем объснить, что моносахариды делятся на альдозы и кетозы

Слайд 11

Сравнение
Для глюкозы характерна реакция серебряного зеркала, а сахароза не окисляется раствором оксида серебра

Слайд 12

Противоречие
Сформулируется какая то проблема

Слайд 13

Философия
Моносахарид-полисахарид Олигосахарид-сахароза Глюкоза – альдегидная группа Первичное – вторичное Общее – частное Целое - часть

Слайд 14

Умозаключение
1. Если рибоза моносахарид, то крахмал - ….. Сахароза, олигосахарид, углевод (все олигосахариды являются углеводами. Сахароза – олигосахарид)

Слайд 15

Современный дидактический инструментарий способствует:
во-первых, развитию учащихся, что убедительно доказывают данные тестирования; во-вторых, может использоваться не только для закрепления изученного материала и контроля знаний, но и для расширенного воспроизводства знаний; в-третьих, способствует формированию инициативного специалиста, способного к саморазвитию и самообразованию, а это одна из самых актуальных проблем современности.

Слайд 16

Реализация СДО в учебном процессе позволяет решить основную задачу, определенную ФГОС нового поколения, – повысить качество образования за счет формирования у учащихся УУД, достижения – предметных и метапредметных результатов, – индивидуального прогресса учащихся.

Слайд 17

Способ диалектического обучения позволяет на основе единой методологии осуществлять переход:
От ставки на память и сообщенные знания (зубрежка) к ставке на мышление и выводные знания (развитие); От слова (язык) через понятие (наука) к категории (философия); От двухмерной деятельности (прямая связь) к трехмерному труду (обратная связь); От непосредственного обучения (автократия) к опосредствованному (демократия); От простого (формального) воспроизводства к расширенному (реальному) воспроизводству знаний; От внешнего принуждения к самопринуждению; От необъективной оценки знаний, выводимой учителем, к «Материализованной» (объективной) самооценке учащихся.

Слайд 18

Уникальные возможности тестов в системе СДО
Возможность проверки не только уровня знаний, но и уровня мышления. Возможность составления по любому учебному материалу, теме. Возможность использования тестовых заданий для закрепления изученного материала на уроке.

Слайд 19

Система заданий диалектического способа представляет собой единство пяти частей:
«осведомленность», «определение понятий», «деление понятий», «обобщение», «аналогия».

Слайд 20

Химия 10 кл После изучения темы Всего баллов – 36-54 балла

Слайд 21

«Осведомленность»
позволяет выявить у учащихся уровень сформированности специальных умений, проверить знания по номенклатуре, специфических характеристик и свойств изученных соединений.

Слайд 22

«Осведомленность»
1 Твердый остаток перегонки мазута 1. гудрон 2. битум 3. асфальт 1б
2 С молекулах веществ с одинарными связями между атомами углерода все атомы находятся в состоянии 1. sp-гибридизации 2. sp2-гибридизации 3. sp3-гибридизации 1б
3 При горении углеводородов в кислороде образуется 1.СО2 и Н2О 2. СО и Н2О 3. С и Н2О 1б
4 На одной S- электронной орбитали может находится 1. Произвольное число электронов 2. три электрона 3. два электрона с параллельными спинами 1б
5 Межклассовыми изомерами являются 1. Пропен и циклопропан 2. метилпропен и бутен-1 3. метилпропен и 2-метилбутен-2 1б
6 Циклопентан и метилциклобутан являются 1. Межклассовыми изомерами 2. оптическими изомерами 3. геометрическими изомерами 1б

Слайд 23

«Определение понятий»
формируют умения проводить анализ объектов с целью выделения их существенных признаков, осуществлять подведение под понятие, устанавливать взаимосвязь структурных элементов содержания понятия.

Слайд 24

Определение понятий Отметьте знаком «+» правильное содержание понятия и знаком «-» неправильное
1+ Крекинг – термическое разложение нефтепродуктов, приводящее к образованию углеводородов с меньшим числом атомов углерода в молекуле 1б
2- Алканы – углеводороды, соответствующие общей формуле СnH2n , в молекулах которых атомы связаны одинарными связями 1б
3+ Гомологи – вещества, сходные по строению и свойствам и отличающиеся на одну группу СН2 или более 1б
4+ Карбоциклические соединения – органические вещества, молекулы которых содержат замкнутую цепь атомов углерода 1б
5- Циклоалканы – это углеводороды, не содержащие в молекуле кратных связей 1б
6+ Стереорегулярный каучук – каучук, в ктором все элементарные звенья находятся или в цис, или в транс - конфигурации 1б

Слайд 25

«Деление понятий»
развивает умения находить критерии для сравнения, классификации, делить понятия в соответствии с существующими правилами.

Слайд 26

«Деление понятий» Найдите лишнее понятие и объясните свой выбор
1 Ацетилен, пентин-1, пропилен 1-3б
2 Циклобутан, гексан, пентан 1-3б
3 Алкены, алканы, алкины 1-3б
4 1. 2,2,-диметилгексан 2. 3-метилгексан 3. пентан 1-3б
5 1. Изомерия углеродного скелета 2. изомерия положения кратной связи 3. геометрическая изомерия 1-3б
6 СН2=СН-СН2-СН3 СН2=СН-СН3 СН2=СН-СН=СН2 1-3б
итого 6-18б итого 6-18б итого 6-18б

Слайд 27

«Обобщение»
играют важную роль в формировании и развитии у учащихся способности к теоретическим обобщениям.

Слайд 28

«Обобщение» Обобщите понятия, указав ближайшее родовое понятие
1 Метан, бутан (алканы) 1-2б
2 Изомерия углеродного скелета, изомерия положения кратной связи (виды структурной изомерии) 1-2б
3 Реакция галогенирования, реакция гидрирования (реакции присоединения) 1-2б
4 Алкины, алканы (углеводороды) 1-2б
5 СН2=СН2 СН2=СН-СН2-СН3 (алкены) 1-2б
6 Термический крекинг, каталитический крекинг (виды крекинга) 1-2б
итого 6-12б итого 6-12б итого 6-12б

Слайд 29

«Аналогия»
направлены на развитие умений устанавливать вид отношений между понятиями и на основе установленного отношения строить умозаключение.

Слайд 30

«Аналогия» Из трех понятий, выпишите только одно, которое находится в том же отношении, что и в паре исходных
1 Школа - учение Алканы – 1. Пропан 2. углеводороды 3. дегидрирование 2б
2 Равенство - неравенство Гидратация – 1. Гидратация этилена 2. дегидратация 3. реакция присоединения 2б
3 Июнь – летний месяц Алкен – 1. Непредельный углеводород 2. пропилен 3. алкан 2б
4 Метель - вьюга Этин- 1. Бутин 2. алкин 3. ацетилен 2б
5 Яблоко - груша Алкан – 1. Циклоалкан 2. нонан 3. алкен 2б
6 Куртка - рукав 2-метилгексадиен-2,4 1. бутадиен-1,3 2. ациклический углеводород 3. радикал метил 2б
итого 12баллов итого 12баллов итого 12баллов итого 12баллов

Слайд 31

Критерии уровня развития мышления
41-45 балла – высокий уровень 27-40 балла – средний уровень 26 баллов и менее – низкий уровень мышления

Слайд 32

Критерии оценок
«отлично» - 43-50 баллов «хорошо» - 34-42 баллов «удовлетворительно» - 25-33 балла «плохо» - 24 балла и менее

Слайд 33

Осведомленность. Выберите правильный вариант
1 Углеводороды, в молекулах которых между атомами углерода одна двойная связь, - это 1. Алканы 2. алкены 3. алкины
2 Вещество состава СН2=СН-СН=СН2, - это 1. Бутадиен-1,3 2. бутин-1,3 3 бутен-1
3 Получить ацетилен в лаборатории можно взаимодействием 1. Карбида кальция с водой 2. карбида алюминия с водой 3. этилена с водой4
4 С гидроксидом натрия взаимодействует 1. Этанол 2. пропанол 3. фенол
5 Бензол получают реакцией 1. Тримеризации ацетилена 2. изомеризацией гептена 3. димеризации ацетилена
6 Тип гибридизации атомов углерода в молекуле бутадиена-1,3 1. sp2-sp2-sp2-sp2 2. sp2-sp-sp-sp2 3. sp2-sp2-sp-sp2

Слайд 34

Определение понятий
1+ Алканы – углеводороды, в молекулах которых все валентности атомов углерода, не затраченные на образование простых С-С связей, насыщены атомами водорода
2 Спирты- производные углеводородов, где один атом водорода замещен на гидроксильную группу
3 Алкины-непредельные углеводороды, имеющие общую формул CnH2n-2, а в молекулах две двойные связи
4+ Крекинг – разложение предельных углеводородов при высокой температуре с целью получения продуктов меньшей молекулярной массы
5+ Изомеры - соединения , имеющие одинаковый состав, но отличающиеся последовательностью соединения атомов в молекуле и расположение их в пространстве, а потому и свойствами
6: Идуктивный эффект – вид взаимного влияния атомов в молекулах, который заключается в смещение электронной плотности по цепи сигма – связей за счет различия электроотрицательностей связанных атомов

Слайд 35

«Деление понятий» Найдите лишнее понятие и объясните свой выбор
1 1. СН2=СН-СН2ОН 2. СН3-СН2ОН 3. СН2=СН-СН2-СН2-ОН
2 1. Алканы 2. циклоалканы 3. алкины
3 1. СН3-СН2-СН2-ОН 2. СН3-(СН2)3-ОН 3. СН3-СН(ОН)СН3
4 1. Глицерин 2. этанол 3. этиленгликоль
5 1. Крекинг 2. пиролиз 3. гидрирование
6 1. СН2=СН-СН3 2. СН2=СН2 3. СН3-СН2-СН3

Слайд 36

«Обобщение» Обобщите понятия, указав ближайшее родовое понятие
1 Пентанол, этанол
СН2=СН2 3. СН2=СН-СН3
Глицерин, этиленгликоль
Толуол, бензол
Реакция галогенирования алкинов, реакция нитрования
Пентан, нонан

Слайд 37

«Аналогия» Из трех понятий, выпишите только одно, которое находится в том же отношении, что и в паре исходных
1 Метель-вьюга Толуол - … 1. Этилбензол 2. ароматический углеводород 3. метилбензол
Щедрость – скупость Алкен - …. 1. Углеводород 2. алкан 3. пропен
Порядок - беспорядок Предельные – углеводороды - …. 1. Углеводороды 2 . циклоалканы 3. непредельные углеводороды
Клавиатура - кнопки Фенол - … 1.Гидроксогруппа 2. ароматический спирт 3. стирол
Водород - углерод Гексен - … 1. Алкен 2. пропен 3. двойная связь
Калий – щелочной металл Гексадиен – 1,3 1. Пентадиен – 1,2 2. алкадиен 3. реакция присоединения

Слайд 38

Субтест № 1. ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ. Продолжите предложение, выбрав правильный вариант ответа из текста
1. Тема данного текста: А – охота; В – тигр; С – детёныш 1 б.
2. Тигр – это самая… А – быстрая из диких кошек; В – большая из крупных кошек; С – большая из крупных собак 1 б.
3. Если бы тигры жили стадом, то А – делили добычу между собой поровну; В – истребили бы всех оленей; С – из-за добычи у них бы происходили кровавые схватки 1 б.

Слайд 39

4. Тигр, напав на след какого-либо зверя, идёт… А – за ним; В – впереди его; С – рядом с ним 1 б.
5. У тигра желтовато-дымчатая шкура разрисована… А – светлыми поперечными полосами; В – тёмными продольными полосами; С – тёмными поперечными полосами 1 б.
6. В данном тексте автор упоминает о мере длины: А – верста; В – километр; С – метр 1 б.

Слайд 40

Субтест № 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ Отметьте знаком «+» правильное содержание понятия и знаком «–» — неправильное
1. Тигр – самая маленькая из больших кошек с короткой рыжей (тёмными поперечными полосами) шерстью, обитающая в Индии и некоторых районах Дальнего Востока. 1 б.
2. Тигр – самая крупная из больших кошек с короткой рыжей (тёмными поперечными полосами) шерстью, обитающая в Индии и Америки. 1 б.
3. Тигр – самая крупная из больших кошек с короткой рыжей (тёмными поперечными полосами) шерстью, обитающая в Индии и некоторых районах Дальнего Востока. 1 б.

Слайд 41

4. Тигр – это самый страшный враг диких свиней. 1 б.
5. Тигрица – самка тигра. 1 б.
6. Тигрёнок – детёныш животных представителей семейства кошачьих. 1 б.

Слайд 42

Субтест № 3. ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ Найдите лишнее понятие и объясните свой выбор
2. A — быстрота B — ловкость C — лень 1 – 3 б.
1. A — Индия B — Гренландия C — Дальний Восток 1 – 3 б.
Лишнее понятие — Гренландия (В), т.к. по месту обитания является страной, в которой тигры не живут, а Индия (А) и Дальний Восток (С) – места обитания тигра.
Лишнее понятие — лень (С), т.к. по способности характеризовать тигра является признаком, не принадлежащему ему, а быстрота (А) и ловкость (С) – особенности тигра.

Слайд 43

Лишнее понятие — подкарауливание (А), т.к. по манере поведения в определённые периоды жизни является действием, которое совершается в период охоты, а мурлыкание (В) и фыркание (С) – действием в период сытости.
3. A — подкарауливание B  —мурлыкание C — фыркание 1 – 3 б.
4. A — тигр B —тигрица C — тигрёнок 1 – 3 б.

Лишнее понятие — тигрёнок (С), т.к. по возрастной ступени развития является детенышем, а тигр (А) и тигрица – взрослые особи.

Слайд 44

Субтест № 4. ОБОБЩЕНИЕ Обобщите понятия, указав ближайшее родовое понятие
1. Сутки, несколько месяцев, два года Периоды деятельности тигра 1–2 б.
2. Кабан, олень, лось Животные, на которые охотятся тигры 1–2 б.
3. Кустарник, камыш, трава Растения, в зарослях которых залегает тигр 1–2  б.
4. Индия, Дальний Восток Место обитания тигра 1–2  б.

Слайд 45

5. Преследование зверей, подкарауливание добычи Различные приёмы охоты тигра 1–2 б.
6. Тигр, тигрица, тигрёнок Члены семьи тигра 1–2 б.

Слайд 46

Субтест № 5. АНАЛОГИЯ Из трех понятий, указанных под буквами A, B, C, выпишите только одно, которое находится в том же отношении, что и в паре исходных понятий
1. Карась – рыба (вид - род) Тигр — … A — кошка; B — хвост; C — лев. 2 б.
2. Материк – континент (тождество) Кабан— … A — свинья; B — дикая свинья; C — животное. 2 б.
3. Дерево – ветвь (целое-часть) Тигр — … A — огромная кошка; B — страшный зверь; C — жёлто-дымчатая шкура 2 б.

Слайд 47

4. Вращение Земли вокруг оси—смена дня и ночи. (причина-следствие) Поимка крупного оленя— … A — нападение на человека; B — отдых несколько дней; C — неудачная охота. 2 б.
5. День — ночь (противоположность)  Тигрёнок — … A — тигрица; B — питание молоком; C — детёныш. 2 б.
6. Бегемот— гиппопотам. (тождество) Подкарауливание добычи— … A — охота в одиночку; B — нападение на жертву; C — ожидание в засаде. 2 б.

Слайд 48

Хобот – мышечный орган, который возник в результате срастания носа и верхней губы. Эхолокация – способ ориентации, при котором животные улавливают звуки от предметов. Карандаш – инструмент, состоящий из грифеля и оправы.
Определение понятий

Слайд 49

Деление понятий
Найти лишнее понятие, указав основание деления. 1. A – тигр, B – волк, C – куница, D – бегемот. 2. A – лось, B – слон, C – кабан, D – косуля.

Слайд 50

Модель ответа (тигр, волк, бегемот, куница):
Бегемот – травоядное животное, остальные - хищные Основание – тип питания Бегемот – обитает в жарких странах, других животных можно встретить в Евразии Основание деления – места обитания

Слайд 51

Для пары понятий записать обобщающее понятие. 1. Сурок – белка 2. Кашалот – касатка
Обобщение

Слайд 52

Модель ответа (сурок – белка):
Организмы Животные Млекопитающие Грызуны

Слайд 53

Отношения между понятиями Отразить отношения между понятиями с помощью кругов Эйлера. A – водные животные B – животные суши C – шакал D – кашалот Е – лягушка

Слайд 54

А
В
Модель ответа:
С
D
Е

Слайд 55

Модель ответа:
А
D
С
В
Е

Слайд 56

Карточка “Сравнение” (разработана сотрудниками Красноярского ИПК Зориной В.Л., Гончаруком А.И., Ботовым М.И.) По сравнению с … Так же, как и … Как …, так и … Сравнивая …, можно сказать … Кроме … еще Помимо … Больше чем … Не только …, а и … Наряду с … Если …, то … В отличие от …

Слайд 57

Отразить отношения между понятиями с помощью кругов Эйлера: А- организмы В- одноклеточные организмы С- амеба

Слайд 58

А-организмы В-прокариоты С-эукариоты Д- амеба Е- железобактерии

Слайд 59

«Шкатулка понятий» Продолжи ряд слов, подобрав к ним обобщающее понятие: А) хлорелла, хламидомонада, амеба- Б) серобактерии, железобактерии, нитрифицирующие бактерии- В) гриб-трутовик, масленок, яблоко- С) спирогира, заяц-беляк, груша-

Слайд 60

Спасибо за внимание