Презентация - Россия в эпоху Петра I

Россия в эпоху Петра IРоссия в эпоху Петра IРоссия в эпоху Петра IРоссия в эпоху Петра IРоссия в эпоху Петра IРоссия в эпоху Петра IРоссия в эпоху Петра IРоссия в эпоху Петра IРоссия в эпоху Петра IРоссия в эпоху Петра IРоссия в эпоху Петра IРоссия в эпоху Петра IРоссия в эпоху Петра IРоссия в эпоху Петра IРоссия в эпоху Петра IРоссия в эпоху Петра IРоссия в эпоху Петра IРоссия в эпоху Петра IРоссия в эпоху Петра IРоссия в эпоху Петра IРоссия в эпоху Петра IРоссия в эпоху Петра IРоссия в эпоху Петра IРоссия в эпоху Петра IРоссия в эпоху Петра IРоссия в эпоху Петра IРоссия в эпоху Петра IРоссия в эпоху Петра IРоссия в эпоху Петра IРоссия в эпоху Петра I







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Слайд 2

Урок – презентация «Россия в эпоху Петра I». 10 класс
ФИО Козлова Надежда Ивановна Место работы МОУ СШ № 24 Богородицкий район Должность учитель Предмет история Класс 10 Базовый учебник: А.А. Левандовский. История России XVIII-XIX вв.

Слайд 3

Цели: обучающие: обобщить и систематизировать накопленные знания по главе «Эпоха Петра I»; развивающие: развивать речь, выделять существенные признаки петровской эпохи , способность делать выводы. воспитательные: воспитывать чувство уважения к мнению других, умение работать в коллективе.

Слайд 4

Задачи урока: Создать условия для внутренней мотивации обучающихся к повторению и систематизации знаний о Петре . Создать условия для развития у учащихся умений вступать в диалог и отстаивать свою точку зрения. Организовать деятельность по поиску и обработке информации

Слайд 5

Планируемые результаты:
предметные – научиться систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и историческим деятелям; личностные – понимать ценность человека как двигателя истории, уважать историю своей страны. метапредметные - владеть умениями самостоятельной работы: работать с учебной информацией, историческими документами, выделять причинно- следственные связи.

Слайд 6

Тип урока Систематизация и обобщение знаний. Форма урока Комбинированный урок с элементами практической работы. Оборудование: Компьютер, с загруженными электронными образовательными ресурсами, мультимедийный проектор, презентация «Эпоха Петра I».

Слайд 7

Структура и ход урока. Организационный момент. Почти три века насчитывает историография Петровских реформ, изменивших судьбу России и её народов. Но историки, писатели до сих пор не пришли к единому мнению по многим вопросам истории этих реформ.

Слайд 8

Иван Никитич Никитин Портрет Петра I. 1717г.

Слайд 9

Проблемное задание
Перед вами две точки зрения: «Петр…был сыном своего века. Но он был подлинно велик, ибо заботился о судьбах страны, росте его могущества». (Н.И.Павленко, историк) «Реформа Петра была неизбежна, но он совершил её путём страшного насилия над народной душой и народными верованиями». (Л.Н. Толстой) Задание. 1)Подберите факты подтверждающие или опровергающие характеристики ПетраI, данные Н.И.Павленко и Л.Н. Толстым.. 2) Выскажите своё отношение к личности Петра Великого и его реформам.

Слайд 10

I.Этапы урока. Тесты. 1. Необходимо выстроить события эпохи Петра I в правильной хронологической последовательности.
1.Указ о единонаследии. (1714г.) 2.Провозглашение России империей. (1721г.) 3.Указ о престолонаследии. (1722г.) 4.Полтавская битва. (1709г.) 5.Сражение у деревни Лесной. (1708г.) 6.Введение рекрутской повинности. (1705г.) Правильный ответ: 654123

Слайд 11

Правильная последовательность:
Введение рекрутской повинности Сражение у деревни Лесной Полтавская битва Указ о единонаследии Провозглашении России империей Указ о престолонаследии

Слайд 12

Тесты
2.К какому веку относится провозглашение России империей? 1) XVI в. 2) XVII в. 3) XVIII в. 4) XIX в. 3. Кто из деятелей XVIII в.прошёл путь от денщика Петра Первого до светлейшего князя, генералиссимуса? 1) А.Г.Орлов 2) А.Д. Меншиков 3) Г.А.Потёмкин 4) П.А.Румянцев

Слайд 13

Тесты
4. Какие из перечисленных понятий, терминов возникли в ходе государственных преобразований Петра I? А) Судебник Б) коллегии В) Избранная рада Г) Табель о рангах Д) Новоторговый устав Е) Духовный регламент

Слайд 14

Тесты
5. Создание в России в 1721 г. Святейшего Правительствующего Сената привело к: 1) подчинению церкви государству; 2) церковному расколу; 3) усилению позиций патриарха; 4) полной секуляризации церковно – монастырских земель. 6. В 1722г. Пётр I принял Указ о престолонаследии, в результате которого государь получил право: 1) лично выбирать и назначать наследника; 2) выбирать наследника вместе с Сенатом; 3) передавать престол строго по наследству; 4) передавать престол только по мужской линии.

Слайд 15

Этапы урока:
II. Работа с документом с.40 учебника. Историк XIX века М.П.Погодин о значении реформ Петра I. Задание. Используя данный источник, назовите изменения в жизни российского общества в первой четверти XVIIIв. К какому течению общественной жизни относятся исторические взгляды М. П. Погодина? Дополнительные вопросы: 1. Какой год сейчас шёл бы от Сотворения мира? 2. Петр I ввёл европейскую одежду. Как восприняли современники эти преобразования в одежде, а также в быту.

Слайд 16

М.В. Ломоносов говорил «… при Петре Великом не только одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы…» Что имел ввиду Ломоносов? Как называлась первая газета и в каком году вышел первый номер?  

Слайд 17

Ассамблея при Петре I. Как изменилось положение женщины?

Слайд 18

Прочитайте отрывок из рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий» и постарайтесь объяснить ситуацию, возникшую между толстым и тонким с помощью Табели о рангах.
Отрывок из рассказа А.П.Чехова «Тонкий и тонкий»: … - Порфирий – воскликнул толстый, увидев тонкого. Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет! - Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства! Откуда ты взялся? ... - Ну, как живёшь, друг? – спросил толстый, восторженно глядя на друга. - Служишь где? Дослужился? - Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею… Ну а ты как? Небось уже статский? А? - Нет, милый мой, поднимай повыше, - сказал толстый. – Я уже до тайного дослужился… -Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой… - Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи- хи- с. - Ну, полно! – поморщился толстый. – Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание! - Помилуйте… Что вы-с… - захихикал тонкий, еще более съёживаясь…

Слайд 19

Вопросы к тексту:
Какой ранг (чин) по Табели имели толстый и тонкий? Как обращались к чиновникам 8 класса? Объясните с помощью Табели ситуацию, возникшую между тонким и толстым? Почему тонкий «вдруг побледнел, окаменел»?

Слайд 20

У М.Погодина в документе есть слова: «Чин доставляет мне дворянство». С помощью «Табели» о рангах поясните, что имел ввиду автор? Как служила «Табель» повышению социальной мобильности в обществе? ( При достижении 8 ранга чиновник мог получить потомственное дворянство. С 14 по 9 ранг (чин) за личную выслугу и добросовестный труд можно получить личное дворянство. В царствование Петра чиновник стал главной фигурой в государстве.

Слайд 21

III. Реформа государственного управления Органы власти и управления в XVIIв.

Царь (с 1547)
Земский собор
Патриарх (с 1589)
Боярская дума
Церковный собор
Приказы

Приказ тайных дел

Слайд 22

Органы государственной власти в первой четверти XVIII в.
Император
Синод
Коллегии
Сенат

Слайд 23

Сравните государственное управление при Алексее Михайловиче и при Петре I.
1.Как изменилась роль государства и функции государственного аппарата в первой четверти XVIIIв.? 2. Как изменилась роль церкви при Петре I по сравнению с временем Алексея Михайловича?

Слайд 24

IV. Учимся быть историками.
Индивидуальные задания . Предположим, что у вас оказались архивные документы. Проанализируйте их. Что нового вы узнали об эпохе Петра I?  Документ №1 «1. Генерал – прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во всех делах, которые к сенатскому рассмотрению и решению подлежат, истинно и ревностно, бес потеряния времени, по регламентам и указам отправлял, разве какая законная притчина ко отправлению уму помешает, что всё записывать повинен в свой юрнал. 3. И буде не исполнено, то ему ведать надлежит, для какой притчины: невозможность ли какая помешала, или по какой страсти, или за леностию» Н.А.Воскресенский. Указ, соч. т.1 с.301 Примечание Юрнал – так в XVIIIв. называли канцелярские книги – журналы.  

Слайд 25

Документ № 2 «Каждому крестьянину в своем уезде работаю кормиться дозволяется с письменными отпусками за руками помещиков своих, в небытность помещика – за руками прикащиков их и приходского священника; токмо с такими отпусками в другие уезды и больше тридцати верст от двора не ходить и никому их в работу не принимать; а кто примет, и держать будет больше тридцати верст, тот равно как за беглого штрафован будет». Полное собрание законов… т.7 №4533, с.315

Слайд 26

Документ №3   «Также помещикам и прочим владельцам объявляется, чтоб они для удержания крестьян от побегов имели такое смотрение, ежели кто не токмо о своих, но хотя и о посторонних крестьянах о намерении их к побегу уведают, те б о том немедленно сказывали владельцу их». Полное собрание законов… т.7 № 4533.с.314  

Слайд 27


V. Александр Ефстафьевич Коцебу (1815-1889гг.) художник – баталист.

Слайд 28

Задание:
Поясните какой этап Полтавской битвы изображён на картине? Свою мысль докажите. Придумайте своё название этой картины?

Слайд 29

Проверка выполнения проблемного задания
Результатом Петровской эпохи стало превращение России в европейскую державу. И как бы не относились Петру I его и наши современники, следует признать, что прав был А.С.Пушкин, посвятивший ему строки: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник».

Слайд 30

Спасибо за внимание!