Презентация - Мнемотехника, как альтернативный метод развития речевых навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Мнемотехника, как альтернативный метод развития речевых навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речиМнемотехника, как альтернативный метод развития речевых навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речиМнемотехника, как альтернативный метод развития речевых навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речиМнемотехника, как альтернативный метод развития речевых навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речиМнемотехника, как альтернативный метод развития речевых навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речиМнемотехника, как альтернативный метод развития речевых навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речиМнемотехника, как альтернативный метод развития речевых навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речиМнемотехника, как альтернативный метод развития речевых навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речиМнемотехника, как альтернативный метод развития речевых навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речиМнемотехника, как альтернативный метод развития речевых навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речиМнемотехника, как альтернативный метод развития речевых навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речиМнемотехника, как альтернативный метод развития речевых навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Мнемотехника, как альтернативный метод развития речевых навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Полосина Елена Зинуровна Учитель-логопед МАДОУ №53

Слайд 2

Во многом успешность обучения детей в школе зависит от уровня овладения ими связной речью. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа ( предмет, событие), уметь анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Поэтому поблема развития связной речи у детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности, а приобретает еще большую остроту, ведь речь пойдет о детях с отклонениями в речевом развитии.

Слайд 3

У детей с общим недоразвитием речи наряду с нарушениями всех компонентов языковой системы омечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения; снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У некоторых детей низкая активность припоминания сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Психические процессы тесно взаимосвязаны: не будь памяти, не было бы представления и воображения.

Слайд 4

Осмысление информации способствует ее запоминанию. Внимание включается в познавательные прцессы, повышает их эффективность: ощущения становятся более отчетливыми, восприятие более точным, улучшаются память, мышление. Мышление и речь тесно связаны между собой. Понятие существует благодоря слову. Чтобы грамотно общаться, человек должен иметь развитыми все познавательные процессы, а именно: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание, наблюдательность, интеллект.

Слайд 5

Дети с тяжелыми нарушениями речи без радости включаются в коммуникативную деятельность. Как правило, у таких детей плохая слуховая память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые ее виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин дети с тяжелыми нарушениями речи не любят учить стихи, пересказывать тексты, все это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление.

Слайд 6

Чтобы сформировать речевые навыки у детей с ОНР, в своей работе я использую методы и приемы, которые стимулируют развитие всех психических процессов. Одним из таких методов является мнемотехника, эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. С ее использованием мы развиваем память различных видов (слуховую, зрительную, двигательную, тактильную), мышление, внимание, воображение, речь. Мнемотехника – техника развития памяти, исскуственные приемы запоминания, используется на стадии запоминания информации через зрительное, слуховое, тактильное восприятие.

Слайд 7

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами , Ткаченко Т. А.– предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа. Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.  

Слайд 8

Испльзование данной методики в речевой практике, с логопедичискими детьми показала, что дети легче усваивают информацию на слух, когда есть зрительные опоры, планирование, навыки обработки информации. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процес запоминания, сохранения и припоминания информаци. Современная мнемотехника – это мощная тренировка внимания и мышления. Дети с ОНР, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Особое место в работе с детьми занимает дидактичекий материал в форме мнемодорожек, мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными.

Слайд 9

Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация. Приемы мнемотехники: - группировка, аналогия, серийная организация материала (установление и построение последовательности), схематизация (упрощение информации), смысловое соотнесение, составление плана, выделение опорных пунктов, многократное повторение.

Слайд 10

Использование на занятия меметехническх таблиц помогает более наглядно, доступно и интересно подать материал детям. Работая с таблицами, дети не испытывают напряжения, им доставляет большое удовольствие запоминать картинки или символы, их заменяющие, придумывать историю или рассказ, рассказывать стихи или описывать предметы, а также зарисовывать мемотаблицы самостоятельно. В мнемотаблице можно изображать практически все – т.е. производить графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некотрых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Даная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. В процессе обучения связной описательной речи мнемотехника служит средством планирования высказывания.

Слайд 11

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удается достичь следующих результатов: - у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; - появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; - появляется интререс к заучиванию стихов; - обогащается словарный запас, и выходит на более высокий уровень; - дети преодолевают робость, застенчивасть, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!