Презентация - Экономические учения ХХ века - Кейнсианская революция

Экономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революцияЭкономические учения ХХ века - Кейнсианская революция







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Экономические учения ХХ века Часть 1
Учитель обществознания и экономики ГБОУ СОШ №264 Г.Санкт-петербург Гребенщикова Ирина Николаевна

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Тема урока:
Кейнсианская революция

Слайд 5

Цель урока:
Изучение «кейнсианской революции» в истории экономической мысли и выявление основных экономических моделей Джона Кейнса.

Слайд 6

Кейнсианство (Keynesian Economics)
макроэкономическая теория, в основе которой лежит идея необходимости государственного регулирования развития экономики

Слайд 7

Джон Мейнард кейнс
английский экономист – основатель макроэкономики и теории макроэкономического регулирования как основы экономической политики

Слайд 8

Понять отношение Кейнса к экономической науке можно из некролога на смерть своего учителя Альфреда Маршалла, по сути, это его научная программа и идеал учёного-экономиста:
Великий экономист должен обладать редким сочетанием талантов… Он должен быть — в известной мере — математиком, историком, государственным деятелем и философом. Он должен мыслить символами и хорошо владеть словом. Он должен понимать частное в контексте общего и уметь одной мыслью с лёгкостью касаться абстрактного, и конкретного. Он должен изучать настоящее в свете прошлого — ради будущего. Ничто в человеческой природе и институтах общества не должно ускользать от его внимания. Он должен быть одновременно целеустремлённым и обращённым к небу, как истинный художник, но при этом твёрдо стоять на ногах и быть практичным, как политический деятель.

Слайд 9

Он не переставал задаваться вопросом о конечных целях экономической деятельности. Кейнс считал, что тяга к богатству — «любовь к деньгам», по его выражению, — оправдана лишь постольку, поскольку она позволяет «жить хорошо». А «жить хорошо» — это, по Кейнсу, не значит «жить богато», это значит «жить праведно». Для Кейнса единственным оправданием экономической активности человека является стремление к нравственному совершенствованию мира. Кейнс прогнозировал, что по мере роста производительности труда продолжительность рабочего дня будет сокращаться, что создаст условия, в которых жизнь людей станет «разумной, приятной и достойной».

Слайд 10

Развитие концепции произошло под влиянием величайшего потрясения в истории капитализма, кризиса 1929-1933 годов - Великой депрессии.

Слайд 11

В октябре 1929г. в США разразилась Великая депрессия: четверть рабочих потеряла работу, около миллиона городских жителей, купивших дом по закладной, оказались бездомными, девять миллионов сберегательных вкладов погибло по мере того, как лопались банки. Общий спад производства составил 46%. Вслед за США почти такой же силы кризис разразился в Западной Европе, особенно в Германии. Одновременно разразился тяжелейший демографический кризис. Следует отметить, что в то время в США не существовало никакого социального законодательства, следовательно, отсутствовали любые социальные гарантии, т.е. значительная часть общества была им «забыта».

Слайд 12

Кейнс отвергает концепцию автоматического стихийно-рыночного восстановления равновесия в экономической системе, считая необходимым государственное регулирование. Государство, по мнению Кейнса, должно поддерживать занятость на определённом уровне; регулировать соотношение между сбережениями и потреблением; стимулировать инвестиции.

Слайд 13

Общий уровень общественного производства и занятости зависит не только от производственных возможностей общества, но и от платёжеспособного спроса. Государство же может воздействовать на общую величину спроса.

Слайд 14

Для стимулирования экономического роста может использоваться «политика экспансии»: стимулирование инвестиций за счет снижения налогов, уменьшения процентных ставок, увеличение государственных расходов на основе расширения государственного сектора, увеличение пенсий, пособий.

Слайд 15

Всё это повышает покупательную способность в экономике и, следовательно, совокупный спрос. При этом возникает эффект мультипликатора: первоначальный стимул «умножает сам себя». Рост покупательской способности вызывает рост производства и занятости, что ещё больше увеличивает совокупный спрос.

Слайд 16

При «перегреве» экономики (что, кстати, провоцирует политика экспансии) возникает избыток спроса, нехватка сырья и рабочей силы, в итоге растут цены и образуется «разрыв инфляции». В таком случае государство должно проводить «политику сдерживания», увеличивая налоги, повышая процент для сдерживания инвестиций, урезая государственные расходы. Это снижает покупательную способность населения и совокупный спрос. Здесь также возникает эффект мультипликатора.

Слайд 17

Мн = I1 / 1-МРС
Мультипликатор (Мн) – коэффициент, показывающий во сколько раз увеличится прирост национального дохода в результате «первоначальных инвестиций (I1)». Он определяется независимой переменной - предельной склонностью к потреблению (МРС).

Слайд 18

Макроэкономический метод Кейнса предполагает исследование таких агрегатных (совокупных) величин как национальный доход (NI), совокупное предложение (AS), совокупный спрос (АD), занятость (N), сбережение (S).

Слайд 19

Кейнс рассматривает условия «Великой депрессии» - кризиса перепроизводства – т.е. ситуацию отставания агрегатного спроса от агрегатного предложения (AD

Слайд 20

Кейнс выводит так называемый «основной психологический закон», в соответствии с которым с ростом дохода снижается предельная склонность к потреблению (МРС), а предельная склонность к сбережению (MPS) соответственно возрастает (например, при доходе в 100 денежных единиц сберегается лишь небольшая часть доходов- 12ед., при доходе в 1000ед. может быть сбережено 220 ед., т.е. 12% в первом и 22% во втором случае).

Слайд 21

По мнению Кейнса, преобладание сбережений над потреблением снижает совокупный спрос, приводит к тому, что не реализуется вся масса созданных в экономике товаров, возникает ситуация перепроизводства и снижается темп роста национального дохода.

Слайд 22

Рисунок 1. Склонность к потреблению
Таким образом, Кейнс в своей работе обращает внимание на отрицательный эффект сбережений. Он исходит из положения, что расходы одних людей на потребление являются доходами других.

Слайд 23

Биссектриса на этом графике Е2 означает геометричес­кое место, точек, в которых расходы населения совпадают с их до­ходами, т.е. наблюдается макроравновесие. Однако на практике рас­ходы людей на потребление меньше в связи с их склонностью к сбережению, значит, кривая потребления будет отклоняться от биссектрисы вверх до их пересечения в точке В. Это означает, что существует недопотребление, а следовательно, у экономики мень­ше возможностей для роста.

Слайд 24

Заштрихованный участок показывает большие расходы людей по сравнению с их доходами, правда, в этом случае рост эффективного спроса создает стимул для расши­рения производства. Кривая потребления постепенно отлого под­нимается, а в точке В потребление совпадает с доходами, что и означает достижение равновесия.

Слайд 25

Правее точки В находится про­странство сбережения, и чем больше доходы людей, тем более высок удельный вес сбережений. Отрезок Е1Е2 представляет собой сово­купность доходов населения, а Е0Е2 — сбережения. Треугольник ВСА показывает величину предельной склонности к потреблению, ко­торая измеряется тангенсом угла а, т.е. надо знать величину АС и СВ (tga=AC/CB).

Слайд 26

Рекомендации: 1. Рост государственных капитальных вложений, которые «заводят» механизм мультипликатора накопления. Речь идет именно о государственных капитальных вложениях, так как в условиях депрессии частному капиталу невыгодно инвестировать, так как неясны перспективы получения прибыли и эту «неблагодарную» функцию должно взять на себя государство. Государственные инвестиции, выполняя роль «первичных» - порождают «вторичные», «третичные»…, а это увеличивает инвестиционный, а, следовательно – потребительский спрос, так как рабочие, получая заработную плату, расходуют ее в основном на потребительские товары.

Слайд 27

2. Политика «дешевых денег» - обеспечение государством такого количества денег, которое позволило бы снизить процентную ставку. Дешевый кредит способствует росту как инвестиционного, так и потребительского спроса. На практике это означает допущение инфляции, которую Кейнс считал меньшим злом, чем безработица.

Слайд 28

3. Политика перераспределения доходов в пользу групп с наибольшей склонностью к потреблению и инвестициям. Сюда относятся наемные работники, имеющие высокую склонность к потреблению и предприниматели, имеющие высокую склонность к инвестициям, их противоположность – рантье которых Кейнс относил к «скупым рыцарям» индустриального общества.

Слайд 29

4. В отличие от классической и неоклассической школ, где единственно возможной в области внешнеэкономической политики считалось фритредерство, Кейнс считал необходимым придерживаться политики протекционизма. Если в стране велика безработица, то политика государства, закрывшего границы для более дешевого иностранного товара с целью дать работу своему населению экономически оправдана даже в том случае, если его собственная экономика недостаточно эффективна.

Слайд 30

Для реализации рекомендаций Кейнса в середине 30-х годов в Англии был создан Национальный совет экономического развития страны, который должен был разрабатывать государственные эко­номические и социальные программы, определять, какие именно отрасли нуждаются в государственном регулировании, каково дол­жно быть соотношение государственных и частных инвестиций для обеспечения в стране полной занятости и повышения уровня жиз­ни населения.

Слайд 31

В 1944 г. в Англии была издана "Белая книга о поли­тике в отношении занятости", за которой последовали программ­ные заявления правительств многих западных стран об ответствен­ности государства за достижение полной занятости в течение дли­тельного периода. Такое вмешательство государства в экономику означало действительную революцию в экономической политике.

Слайд 32

Закрепляем знания:
Указать правильный(е) ответ(ы) 1. Правительственная программа выхода английской экономики из кризиса 1929 – 1933 гг. предусматривала а) проведение широких социальных программ б) стимулирование развития промышленности в) получение внешних займов г) милитаризацию экономики д) уменьшение государственных расходов

Слайд 33

Закрепляем знания:
2. Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. стимулировал а) либерализацию экономических отношений б) переход западных стран к государственному регулированию экономики в) формирование тоталитарной модели, основанной на милитаризации экономики г) отказ от государственного вмешательства в экономику д) расширение государственного сектора

Слайд 34

Закрепляем знания:
3. Что относил сам Дж.М. Кейнс к теоретическим источникам своей системы: экономическое учение меркантилистов экономические взгляды Т. Мальтуса все предыдущие ответы верны 4. Какие теории критиковал Кейнс: теорию рыночного саморегулирования экономики Количественную теорию денег все предыдущие ответы верны

Слайд 35

Задание на дом
1. Разобрать следующие экономические понятия: фритредерство протекционизм стагфляция 2. Подготовка урока-семинара. Исследовать вопрос динамизации теории Кейнса по группам и подготовить публичное представление: циклы Джона Хикса кривая Алвина Филлипса Милтон Фридмен и стагфляция

Слайд 36

Список использованной литературы:
1.Экономика. (Основы экономической теории): Учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Углубленный уровень образования. / под ред. С.И. Иванова, А.Я. Линькова – 21-е изд. В 2-х книгах М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. 2. Экономика в вопросах и ответах: учебное пособие / под ред. И.П. Николаевой М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

Слайд 37

Интернет-ресурсы
Проблемы эффективного спроса у Кейнса: http://do.gendocs.ru/docs/index-46361.html?page=11 Статья о Кейнсе: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%81,_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%BD_%D0%9C%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B4

Слайд 38

ИСТОЧНИКИ ИЗОБРАЖЕНИЙ:
Портрет Кейнса: http://expert.ru/data/public/201556/201558/expert_658_035.jpg Изображение обобщенная характеристика основных направлений развития экономической теории: http://ok-t.ru/studopedia/baza15/273438255689.files/image002.jpg; http://statei.net/uploads/images/default/961.png; Изображение схемы кризиса: http://fullref.ru//lusana.ru/files/16/3531f3962b8ed6d822d24a7b1946ca04.html_files/0.png; Изображение экономического цикла: http://econteor.ru/makroekonomika/them13/ig3.gif; Изображение Великая депрессия: http://get.whotrades.com/u3/photo18D3/20401261888-0/blogpost.jpeg; http://banks.academic.ru/pictures/banks/677/greatdep2.jpg; http://img12.nnm.me/4/5/b/7/c/45b7c0dd6267519b8e8b03a1b862fa53_full.jpg; http://www.grinchevskiy.ru/materiali/img/finansoviy-krah.jpg; http://img.bibo.kz/9308/9308183.JPG; Изображение графика: http://siteas.ru/image/20626_6_1.jpeg; Изображение книги: http://e5img.ru/image/list/69/15/5601569.jpg; Изображение рисунка склонность к потреблению: http://fullref.ru//lusana.ru/files/69/de5c32e9a6a809e7fd3faebdc9b88338.html_files/16.png

Слайд 39

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!