Презентация - Зощенко Михаил Михайлович - Золотые слова - Великие путешественники

Зощенко Михаил Михайлович - Золотые слова - Великие путешественникиЗощенко Михаил Михайлович - Золотые слова - Великие путешественникиЗощенко Михаил Михайлович - Золотые слова - Великие путешественникиЗощенко Михаил Михайлович - Золотые слова - Великие путешественникиЗощенко Михаил Михайлович - Золотые слова - Великие путешественникиЗощенко Михаил Михайлович - Золотые слова - Великие путешественникиЗощенко Михаил Михайлович - Золотые слова - Великие путешественникиЗощенко Михаил Михайлович - Золотые слова - Великие путешественникиЗощенко Михаил Михайлович - Золотые слова - Великие путешественникиЗощенко Михаил Михайлович - Золотые слова - Великие путешественникиЗощенко Михаил Михайлович - Золотые слова - Великие путешественникиЗощенко Михаил Михайлович - Золотые слова - Великие путешественникиЗощенко Михаил Михайлович - Золотые слова - Великие путешественникиЗощенко Михаил Михайлович - Золотые слова - Великие путешественникиЗощенко Михаил Михайлович - Золотые слова - Великие путешественники







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Зощенко Михаил Михайлович.
Золотые слова. Великие путешественники.

Слайд 2

Юмор (англ. humour – причуда, настроение, нрав, комизм, юмор), вид комического, добродушный смех с серьезной подоплекой.

Слайд 3

Слайд 4

Маленькие дети захотели пойти в дальнее путешествие, где с ними произошли веселые приключения. Автор нарочно заставляет героев попадать в смешные (комические) ситуации. Здесь мы смеемся просто над нелепостью или необычностью этих приключений. Такой прием относится к неязыковым приемам. - А почему ребята попадали в такие смешные истории? Потому что они маленькие и наивные. Приём 1: комические ситуации.
Что рассмешило вас в рассказе?

Слайд 5

Использование взрослых выражений в речи детей. - Найдите в тексте и прочитайте отрывки, в которых встречаются устойчивые выражения, которые еще называются поговорками или фразеологизмами. Обычно поговорки часто употребляют в своей речи взрослые люди, а дети еще неточно знают их смысл, и поэтому используют их редко. «…- Минька, пока Стёпка спит, давай повернём его ноги в обратную сторону. А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял». - Что означает это выражение? «Очень далеко». - Прочитайте, какие ещё взрослые слова и выражения, несвойственные детской речи, употребляют герои рассказа. «…Задрав хвост, он гонялся за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие». «…И Стёпка извлёк из мешка увеличительное стёклышко, чтоб разжечь костёр». «…Всякий раз, когда мы будем отдыхать или когда будем ложиться спать…» «…Каждого, кто захочет вернуться домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение муравьям» и т.д. - Как такая речь выглядит со стороны? Можно ли её воспринимать серьёзно? - Как вы думаете, а зачем автор использовал эти взрослые выражения в детской речи? Чтобы нам было смешно) Этот прием мы отнесем к языковым, потому что комический эффект достигается за счет использования языковых средств (здесь: взрослых слов и выражений).
Языковые комические приёмы.

Слайд 6

«...Но я ещё больше удивился, когда зашагал с этим мешком по дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону. Пока, наконец, пройдя шагов десять, не свалился с этим мешком в канаву». «…От этого моя щека вздулась, как пирог. И я захотел вернуться домой. Но Стёпка не позволил мне об этом думать». «…А упавшая шишка с дерева напугала меня до того, что я подскочил на земле, как мячик». - Да, это сравнения, но не простые, а комические, потому что вызывают у читателя улыбку. Назовите их.
б) Комические сравнения.

Слайд 7

Лёгким ли оказалось это путешествие? Почему? - Чем оно закончилось? - Кто такие великие путешественники? Те, кто в дальних и трудных путешествиях открывает новые земли - А можно ли назвать этих путешественников «великими»? - Почему же автор дал своим героям такое название? Он смеется, иронизирует над ними
в) Комический эпитет.

Слайд 8

Слайд 9

- Главные герои рассказа Минька и Лёля. - Повествование ведётся от первого лица, рассказчик – Минька
- Кто главные герои рассказа? От чьего лица ведётся повествование?

Слайд 10

Почему же те события, которые произошли с героем в детстве, незабываемы? Урок, который получил Минька, был поучительным, он ему помог в дальнейшей жизни. Какой эпизод в рассказе понравился вам больше всего? Почему? Случай с маслом. Понравился больше всего, т.к. ситуация, которая произошла с мальчиком вызывает смех. На сколько смысловых частей мы разделили эпизод? Как озаглавили каждую часть Мы снова ужинаем со взрослыми. Замерзшее масло. Масло в стакане. «Что с вами произошло»? Золотые слова.

Слайд 11

«На этот раз мы сидим тихо и молчаливо. Мы знаем папин характер.» «Но посмотрев на папу и вспомнив, что нельзя говорить, смолчала. И я тоже ничего не сказал». «Нам папа не велел за столом говорить. Вот поэтому мы ничего не сказали.» «Я, вытерев слёзы, пробормотал:- Ни одного слова нам папа не велел произносить. А то бы мы что-нибудь сказали». Сделайте вывод, почему дети не предупредили начальника? Точно следовали приказу папы
Папа предупредил детей: «Я категорически запрещаю вам что-либо говорить за столом». 1. Проследите, как дети следовали указанию отца? «На этот раз мы сидим тихо и молчаливо. Мы знаем папин характер…»

Слайд 12

«На этот раз мы сидим тихо.» «Мы с Лёлей едим за четверых и между собой пересмеиваемся». «Я взял булку и отрезал кусок масла. А масло было совершенно замёрзшее.» «И тогда я положил масло на кончик ножа». «А так как я свой чай выпил, то я стал греть это масло над стаканом папиного начальника». «Я хотел его намазать на булку и уже стал отводить руку, но тут моё масло неожиданно соскользнуло с ножа и упало прямо в чай.» «Я вытаращенными глазами смотрел на масло.» «Потом я оглянулся по сторонам»И я тоже ничего не сказал. Я только взмахнул руками и стал смотреть в рот папиному начальнику». «Я, вытерев слёзы, пробормотал:- Ни одного слова нам папа не велел произносить. А то бы мы что-нибудь сказали».
Найдите в тексте отрывки, которые описывают действия Миньки за столом. «На этот раз мы сидим тихо.»

Слайд 13

«Папин начальник что-то рассказывал и не обращал на меня внимания.» «..Папин начальник, что-то рассказывая, стал ложечкой помешивать свой чай». «Папин начальник взял стакан в руку и стал подносить его к своему рту.» «Между тем папин начальник поднёс стакан к своему рту и сделал большой глоток». «Но тут глаза его стали круглыми от удивления, Он охнул, подпрыгнул на своём стуле, открыл рот и, схватив салфетку, стал кашлять и плеваться.» «Папин начальник от испуга не мог ничего произнести. Он показывал пальцами на рот, мычал и не без страха поглядывал на свой стакан». «Папин начальник сказал: - Ещё спасибо, что они мне в чай масло положили… Ну эти дети доведут меня до сумасшествия.»
Проследите за действиями папиного начальника за ужином. «Папин начальник что-то рассказывал и не обращал на меня внимания.»

Слайд 14

Как присутствующие отреагировали на происшествие? С интересом рассматривали чай и были возмущены тем, что дети не предупредили начальника. Какие мудрые слова сказал папа? Зачитайте. ВСЁ НАДО ДЕЛАТЬ С УЧЁТОМ ИЗМЕНИВШЕЙСЯ ОБСТАНОВКИ Как он сам назвал эти слова? Папа эти слова назвал золотыми словами» В каком значении употреблено слово «золотые»? См Словарь С.И.Ожегова Сделанный из золота Блестяще-жёлтый Перен. О чём-нибудь, имеющем большое значение. Зощенко употребил слово «золотой» в 3 значении, потому что слова: «Всё надо делать с учётом изменившейся обстановки» поучительны и для писатель они в дальнейшем имели большое значение.

Слайд 15

ВСЁ НАДО ДЕЛАТЬ С УЧЁТОМ ИЗМЕНИВШЕЙСЯ ОБСТАНОВКИ, т.е. ВЛАДЕТЬ СИТУАЦИЕЙ.
Какой жизненный урок извлёк герой?