Презентация - Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования ОО

Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования ООСоздание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования ООСоздание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования ООСоздание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования ООСоздание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования ООСоздание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования ООСоздание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования ООСоздание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования ООСоздание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования ООСоздание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования ООСоздание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования ООСоздание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования ООСоздание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования ООСоздание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования ООСоздание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования ООСоздание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования ООСоздание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования ООСоздание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования ООСоздание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования ООСоздание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования ООСоздание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования ООСоздание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования ООСоздание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования ООСоздание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования ООСоздание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования ООСоздание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования ООСоздание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования ООСоздание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования ОО







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

«Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования ОО»
Выполнена слушателем курсов повышения квалификации руководителей ОО Ю.А. Новым директором МБОУ «Городищенская СОШ» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан Научный консультант

Слайд 2

!
Проблема здоровья детей сейчас беспокоит всех. В последнее время возросло внимание и к здоровью школьников. Продолжает возрастать учебная нагрузка, уменьшается двигательная активность детей, приводя к нарушению осанки, гиподинамии, все свободное время дети уделяют просмотру видиофильмов и игре на компьютере. Растёт число юных курильщиков, массового потребления пива не приходится говорить. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. По последним данным здоровье детей ухудшается за период обучения в 4-5 раз. Доказано, что двигательная активность оказывает благотворное воздействие на растущий организм. Её ограничение ведёт к задержке развития организма, ухудшению здоровья детей, затруднению освоения необходимых двигательных навыков. Оптимальная двигательная активность является важным компонентом здорового образа жизни, а эффективными методами профилактики заболеваний и оздоровления учащихся.
Актуальность темы

Слайд 3

Основные функции
- Педагогика, не носящая ущерба здоровью ученика, учитывающая его резервы и пределы познавательных способностей, способствующая расширению диапазона переносимых эмоциональных, физических и информационных факторов учебного труда; - формирование потребностей и мотивации подрастают ей личности для построения личной стратегии здоровьесберегающей деятельности; - системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с учащимися является индивидуально-дифференцированный подход; - ориентация коллектива педагогов в содружестве с родителями; - построение образовательного процесса с учетом развития и расширения психофизиологических возможностей школьников; - признание всеми субъектами педагогического процесса положения о том, что здоровый ребенок школьного возраста является не только идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития; - любое педагогическое воздействие должно стремиться на динамическое состояние сохранения и развитии здоровья подрастающего человека, его физических, психических, социальных и духовных функций сообразной природе, обществу и самому себе как в сиюминутном состоянии, так и в будущем.

Слайд 4

Основные компоненты здоровьесберегающего пространства
Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса
семья
культурно-образовательное учреждение
организованное детское общественное движение
органы местного самоуправления
администрация образовательного пространства сельской школы
санитарно-просветительский общественный орган

Слайд 5

Цель
формирования здоровьесберегающего образовательного пространства – создание среды, способствующей обучению и воспитанию личности специалиста, обладающего потребностью в здоровом образе жизни, сосуществующего в гармонии с самим собой, обществом, природным и техногенным окружением, а также способного научить других людей сохранять, укреплять и восстанавливать здоровье

Слайд 6

Задачи
создание благоприятных социальных и материальных условий и оптимального психологического микроклимата; проведение психокоррекции учителей, сотрудников и обучающихся; повышение квалификации субъектов образовательного процесса; создание и использование здоровьесберегающих педагогических технологий; формированию новых ценностных установок на здоровый образ жизни, умения и навыками вести такой образ жизни; увеличение объема и повышение качества внеаудиторных мероприятий; разработка воспитательно-образовательных подходов для каждого обучающегося, привлечение родителей к здоровьесберагающей работе в школе; расширение перспектив образования для людей с ограниченными возможностями здоровья; согласованные действия педагогического коллектива, медицинского персонала, психологической службы, детских спортивных организаций и воспитанников на основе гуманистического оптимистического подхода к обучению и воспитанию; содействие распространению опыта

Слайд 7

Качественная характеристика любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения
Основные направления деятельности по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства

Слайд 8

Создание управленческого механизма
Директор образовательного учреждения
Заместители директора, которые
является лидером, влияющим на сознание субъектов образовательного процесса путем умелого применения методов психолого-педагогической коррекции личности; осуществляет связь с государственными органами управления и общественными организациями; определяет обязанности и полномочия каждого субъекта образовательного процесса в соответствии с его способностями; координирует деятельность всех структурных подразделений образовательного учреждения; осуществляет контроль за всеми видами деятельности в образовательном учреждении; активно использует методы материального и морального стимулирования
активно участвуют в создании условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышения работоспособности субъектов образовательного процесса; привлекают к работе сотрудников, преподавателей, находящихся в должностном подчинении, а также инициативных, творчески настроенных студентов; руководят творческими, рабочими группами, созданными для выполнения определенного вида работ

Слайд 9

Создание материально-технической базы в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами функционирования образовательного учреждения
Для поддержания материально-технической базы в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами следует предусмотреть: - планирование и проведение мероприятий по ремонту и содержанию технических устройств (отопление, водоснабжение, канализация, освещение) и учебного оборудования в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами; - проведение занятий по гигиеническим аспектам жизни, охране труда, технике безопасности и противопожарной безопасности со студентами, преподавателями и сотрудниками; - обеспечение рационального и сбалансированного питания; - организацию медицинского обслуживания.

Слайд 10

Поиск и внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий
Для изучения жизненных приоритетов обучающихся, состояния их здоровья используются методы: - педагогическое наблюдение, - беседы с обучающимися, товарищами, педагогами, родителями; - анкетирование; - анализ результатов деятельности обучающихся, которые позволяют выявить личностные пристрастия, интересы и склонности, уровень умственного развития, общий кругозор, физические возможности.

Слайд 11

Организация учебной деятельности
Валеологическое содержание образования реализуется через
- оптимальное, с учетом физиологических норм и принципов, построение учебного процесса (распределение учебной нагрузки в зависимости от изменения светового дня, начала и конца недели, семестра), а также рациональное построение занятий, обеспечивающее адекватное восстановление сил; - коррекцию творческой деятельности педагога в зависимости от личностных характеристик, стажа работы, возраста, образования; - использование обоснованных здоровьесберегающих средств и методов обучения и контроля знаний и умений: - создание учебно-методических комплексов по каждой теме, содержащих разнообразный дидактический материал; - учебно-методических пособий для самостоятельной работы обучающихся, компьютерных обучающе-контролирующих программ; - обучающе-контролирующих пособий, рассчитанных для индивидуальной работы и самоконтроля обучающихся; - использование творческих форм проведения занятий; осознание успешности обучения и педагогического труда; введение рейтинговой системы оценки деятельности обучающихся, педагогов и сотрудников, моральное и материальное вознаграждение по результатам рейтинга
- дисциплины по выбору обучающегося, факультативы, предметные и спортивные секции; - дисциплины федерального компонента, дополненные темами о здоровом образе жизни; - учебно-программное и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, включающего как теоретические, так и практические аспекты здорового образа жизни

Слайд 12

Организация воспитательной работы в образовательном учреждении
Формирование здорового образа жизни и его пропаганда включают: - овладение педагогами формами и методами изучения личности обучающегося; - создание информационного банка данных о состоянии здоровья обучающихся, педагогов и сотрудников; - оформление общешкольных стенных газет, других материалов для санитарно-гигиенического просвещения; - обучение обучающихся, педагогов и сотрудников стандартам гигиенического поведения; - проведение медико-социальных и социологических исследований образа жизни и здоровья обучающихся

Слайд 13

Формирование физической культуры включает
- организацию и участие в проведении медицинского осмотра обучающихся; - содействие правильному формированию и всестороннему развитию; создание условий для коллективных и индивидуальных занятий физической культурой обучающимся, педагогами и сотрудниками; - формирование здорового образа жизни обучающихся, педагогов и сотрудников; - совершенствование форм и методов обучения обучающихся физической культуре; - формирование у обучающихся потребности в систематических занятиях спортом; - привлечение обучающихся в сборные команды по различным видам спорта; - воспитание у обучающихся высоких моральных, волевых и физических качеств; - оснащение и поддержание в рабочем и эстетическом состоянии материально-технической базы для занятия физической культурой

Слайд 14

Основные показатели
- Гуманистическая направленность эмоционально-поведенческого пространства; - учет индивидуально-возрастных особенностей обучаемых; - всемерное развитие творческой личности; - организацию лечебно-профилактических и информационно-просветительских мероприятий; - содействие самореализации самоутверждению субъектов образовательного процесса; - соблюдение санитарно-гигиенических норм; - коррекция нарушений соматического здоровья, включающая использование комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от образовательного процесса; - оздоровительная система физического воспитания; - разработка и реализация дополнительных образовательных программ по формированию культуры здоровья, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек. - состояние физического и психологического здоровья учащихся и учителей;  - повышение профессиональной компетентности педагогов

Слайд 15

. Особенности здоровьесберегающего пространства
-    позитивная основа здоровьесберегающего образовательного пространства; -    инновационный характер процессов; -    вовлечение учащихся в деятельность по оптимизации здоровьесберегающего пространства;   Преимущества здоровьесберегающего образовательного пространства - устойчивом оздоровительном эффекте; -    высоком уровне учебной мотивации; -    творческом отношении к деятельности; -    увеличении количества учащихся с гармоничным сочетанием физического, психического и духовного развития;

Слайд 16

тренинговые формы занятия
проектная деятельность
технологии психологического сопровождения
использование Технологий игровых форм обучения
проведение уроков на природе
технологии парной и групповой работы
Технологии личностно- Ориентированного обучения
технологии проектирования и моделирования
Технологии действенного метода
Технологии взаимодействия с обучающимися в рамках создания здоровьесберегающего пространства школы

Слайд 17

Здоровьесберегающие мероприятия
1. Консультации приглашенных специалистов. 2. Лекции для обучающихся 3. Собеседования. 4. Тренинги. 5. Рисуночная диагностика. 6. Классные часы. 7. Коррекционно-диагностические мероприятия. 8. Тематическая выставка детских рисунков. 9. Фотоколлажи. 10. Стенгазеты. 11. Конкурс песен, частушек. 12. Спортивные соревнования. 13. Мероприятия, проводимые в рамках взаимодействия с ДЮСШ.

Слайд 18

Требования к уроку с позиций здоровьесбережения
Составляющие пространства
санитарно- гигиенические требования
эмоциональная активность
двигательная активность
рациональная организация урока
система оценивания
психологический комфорт

Слайд 19

Психологический комфорт
Принятие
Уважение (признание)
Внимание
Одобрение
Теплые чувства
здоровая учебная мотивация
стратегиями поддержки

Слайд 20

санитарно-гигиенические требования
Требований к школьной мебели и оборудованию
Гигиенические нормы режима дня
Гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса
Гигиенических требований к расписанию уроков
Нормы воздушно- теплового режима ОУ
Нормы освещения классной комнаты
Нормы питания в школе

Слайд 21

Эмоциональная активность
Речь учителя должна быть адекватно эмоциональной
- Монотонная, тихая, ровная и продолжительная речь учителя способствует развитию у учащихся дремотного состояния, учебный материал воспринимается ими с трудом
Здоровый психологический климат – важный компонент здоровьесберегающего урока

Слайд 22

Двигательная активность
Потребность в движении и повышенной двигательной активности является наиболее важной биологической особенностью организма. Специальными исследованиями установлено, что в условиях школьного режима двигательная потребность детей удовлетворяется только на 18-20%. Урок физкультуры удовлетворяет суточную потребность в движении на 20-40%. Для удовлетворения естественной потребности школьников в движениях суточный объём их активных движений должен быть не менее 2-х часов, а недельный – не менее 14 часов

Слайд 23

Рациональная организация урока
Рациональная организация урока включает в себя разнообразные виды деятельности (4-7), частоту их чередования (7-10 мин), плотность урока не менее 60% и не более 75-80%, смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки. Все это снимает проблемы переутомления, отсутствие интереса к изучаемой теме, дети активны до конца урока, им нравится узнавать.
Риском для здоровья детей является: репродуктивный стиль обучения, делающий ребёнка пассивным потребителем информации; отсутствие учёта индивидуальных особенностей учащихся; низкий уровень культуры поведения; слабо поддающийся контролю объём заданий для самостоятельной работы.
«Хороший учитель отличается от плохого тем, что умеет видеть индивидуальные особенности детей; для хорошего учителя все ученики разные, а для плохого – одинаковые,» – говорил П.П. Блонский.

Слайд 24

Система оценивания
самооценка
оценка товарища, друга по парте
коррекционная оценка
Совместная оценка учителя и ученика
окончательная оценка

Слайд 25

Рекомендуемые оздоровительные моменты на уроке для учащихся средней школы
Самомассаж
Динамические Паузы (физминутки)
Упражнения на снятие психоэмоционального и психофизического напряжения
Упражнения на развитие чувства ритма и ориентации в пространстве
упражнения, рассчитанные на исправление нарушения осанки
Массаж активных точек
Гимнастика для глаз
Динамическая смена поз
Дыхательная гимнастика

Слайд 26

Методы исследования состояния здоровьесберегающего пространства школы
- теоретический анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме; - социологические методы: анкетирование, тестирование, опрос, наблюдение, собеседование, метод групповых экспертных оценок; метод системного анализа объекта исследования; - праксиметрический метод (изучение, анализ документации и результатов образовательного процесса; - метод проектирования и моделирования; - метод педагогического эксперимента.

Слайд 27

Ожидаемые результаты
Наличие сформированных навыков и стереотипов здорового образа жизни у обучающихся.  2. Обеспечение каждому ученику уровня образования в зависимости от состояния здоровья, индивидуальных способностей, склонностей и потребностей обучающихся. 3. Замотивированность на здоровый образ жизни детей и подростков. 4. Сформированность ценностного отношения к культуре здоровья учеников школы. 5. Квалифицированные педагогические кадры, осуществляющие работу школы, связанную с оздоровлением обучающихся. 6. Скоординированные действия школы и семьи в организации по созданию здоровьесберегающего пространства. 7. Снижение уровня заболеваемости детей. 8. Формирование здорового образа жизни в семье. Формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни. 10. Введение оптимального режима труда и отдыха детей.

Слайд 28

Список литературы
1. Аллакаева Л.М. Педагогические основы формирования культуры здоровья школьников. Автореф. канд. дис. Нижний Новгород. 2004 г. 2. Антропова М.В. Физиолого-гигиенические рекомендации по нормализации учебной нагрузки учащихся 8-10 классов. -М., 1985.- 33с. 3. Башвец, Н.А. Проблемы здоровьесбережения [Текст] / Н.А. Башвец // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: сб. докладов международной науч. заочной конф., Липецк, 28 октября 2009 года / [отв.ред. А.В. Горбенко] . – Липецк : Издательский центр «Де-факто», 2009 . – C.90–92. 4. Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. / Под ред. И.И. Брехмана. СПБ.: Наука, 1993, 269с. 5. Вершинина, А.А. Реализация здоровьесберегающего подхода в педагогике школы : монография [Текст] / А. А. Вершинина, И. В. Власюк, Е. В. Гривко, Н. Ф. Демополова / под ред. А.В. Кирьяковой. – М. : 2000 . – 239 с. 6. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1991, с. 324 – 341.7. Пирогова О.В. Моделирование в образовании // Инновации в образовании, 2004. — № 5. 8.Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования. – М.: АРКТИ, 2008.