Презентация - М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки»

М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки»М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки»М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки»М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки»М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки»М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки»М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки»М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки»М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки»М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки»М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки»М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки»М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки»М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки»М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки»М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки»М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки»М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки»М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки»М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

М.Е.Салтыков-Щедрин "Сказки"

Слайд 2

Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания, раскроем тематику, выявим художественные особенности, определим своеобразие жанра сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Слайд 3

ПЛАН УРОКА. История создания. Жанровое своеобразие. Основные темы. Проблематика. Художественные особенности.

Слайд 4

История создания
Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1886 году. К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.

Слайд 5

Жанровое своеобразие
В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их. Кроме того важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни.
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

Слайд 6

Аллегория – иносказание Зачин – Ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. «Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»). Пословицы и поговорки - («бабушка надвое сказала», «не давши слова – крепись, а давши – держись»). Эпитет - В поэтике: образное, художественное определение. Постоянный э. (в народной словесности, например, «сердце золотое», «тело белое»).

Слайд 7

Основные темы
Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы. Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.) Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.) Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.) Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»)
Орел-меценат

Слайд 8

Проблематика
Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм).
Премудрый пискарь

Слайд 9

Художественные особенности
Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск. Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»).
Медведь на воеводстве

Слайд 10

Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?»)
Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: «Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!»)
Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить»)
Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)

Слайд 11

Заключение
К жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели: Л.Н.Толстой, В.М.Пришвин, В.Г.Короленко, Д.Н.Мамин-Сибиряк. Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е.Салтыков-Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя.

Слайд 12

«Дикий помещик»

Слайд 13

«Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»

Слайд 14

«Премудрый пискарь»

Слайд 15

«Верный Трезор»

Слайд 16

«Ворон-челобитник»

Слайд 17

«Медведь на воеводстве»

Слайд 18

«Орел-меценат»

Слайд 19

Домашнее задание
Письменный анализ самостоятельно выбранной сказки: План анализа 1. Основная тема сказки (о чем?). 2. Главная мысль сказки (зачем?). 3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц рас­крывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки: а) образы-символы; б) своеобразие животных; в) близость к народным сказкам. 4. Сатирические приемы, использованные автором. 5. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. 6. Соединение фольклорного, фантастического и реального.

Слайд 20

Автор разработки: Алексеева Татьяна Николаевна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 4