Презентация - Литературный процесс второй половины XIX века - Общая характеристика

Литературный процесс второй половины XIX века - Общая характеристикаЛитературный процесс второй половины XIX века - Общая характеристикаЛитературный процесс второй половины XIX века - Общая характеристикаЛитературный процесс второй половины XIX века - Общая характеристикаЛитературный процесс второй половины XIX века - Общая характеристикаЛитературный процесс второй половины XIX века - Общая характеристикаЛитературный процесс второй половины XIX века - Общая характеристикаЛитературный процесс второй половины XIX века - Общая характеристикаЛитературный процесс второй половины XIX века - Общая характеристикаЛитературный процесс второй половины XIX века - Общая характеристикаЛитературный процесс второй половины XIX века - Общая характеристикаЛитературный процесс второй половины XIX века - Общая характеристикаЛитературный процесс второй половины XIX века - Общая характеристикаЛитературный процесс второй половины XIX века - Общая характеристикаЛитературный процесс второй половины XIX века - Общая характеристикаЛитературный процесс второй половины XIX века - Общая характеристикаЛитературный процесс второй половины XIX века - Общая характеристикаЛитературный процесс второй половины XIX века - Общая характеристикаЛитературный процесс второй половины XIX века - Общая характеристикаЛитературный процесс второй половины XIX века - Общая характеристикаЛитературный процесс второй половины XIX века - Общая характеристикаЛитературный процесс второй половины XIX века - Общая характеристикаЛитературный процесс второй половины XIX века - Общая характеристикаЛитературный процесс второй половины XIX века - Общая характеристикаЛитературный процесс второй половины XIX века - Общая характеристикаЛитературный процесс второй половины XIX века - Общая характеристика







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Литературный процесс второй половины XIX века. Общая характеристика.
План: 1. Историческая ситуация. 2. Общественные течения, журнальная и издательская деятельность. 3. Литературно-художественные направления. 4. Проза. 5. Драматургия. 6. Поэзия.
Солодченкова Ю.К

Слайд 2

В области искусства, в творчестве сердца русский народ обнаружил изумительную силу, создав при нали-чии ужаснейших условий прекрасную литературу, уди-вительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир. Замкнуты были уста народа, связаны крылья души, но сердце его родило десятки великих художников слова, звуков, красок. М. Горький

Слайд 3

1. Историческая ситуация.
Лавров Н.А. Император Александр II Освободитель. 1868 г.
Кустодиев Б.М. Чтение манифеста. Освобождение крестьян. 1907 г.
19 февраля 1861 г. - Манифест об отмене крепостной зависимости.
Солодченкова Ю.К

Слайд 4

Крестьян «освобождали» в России сами по-мещики, помещичье правительство самодержав-ного царя и его чиновники. И эти «освободите-ли» так повели дело, что крестьяне вышли на «свободу», ободранные до нищеты, вышли из рабства у помещиков в кабалу к тем же поме-щикам и их ставленникам.

Слайд 5

2. Общественные течения, журнальная и издательская деятельность.
« У нас все чего-то ждут . Между тем ни в чем почти нет нравственного соглашения; все разбилось и разби-вается, и даже не на кучки, а уж на единицы ». Ф.М. Достоевский, 1876 год
Солодченкова Ю.К

Слайд 6

Общественные течения
Западничество
Славянофильство
Нигилизм
Народничество
Россия должна пойти по западноевропейскому пу-ти развития. Активно выступали за ликвидацию крепостничества.
Выступали с обоснова-нием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от западно-европейского.
Решительное отрицание господствующей идео-логии, морали, норм жизненного поведения.
Россия должна идти по соци-алистическому пути развития, минуя капитализм через сохра-нение, использование и преоб-разование коллективистских начал сельской общины.
Солодченкова Ю.К

Слайд 7

Журналы
Русскую литературу называют «журнальной».
Солодченкова Ю.К

Слайд 8

3. Литературно-художественные направления.
Реализм
Натурализм
Импрессионизм
Символизм
направление, стремящееся к изображению действительности.
- точное, беспрестрастное научное воссоздание действительности.
- воссоздает не саму действитель- ность, а впечатление, которое она производит на человека.
- все видимое и сущее тайными знаками и шифрами вечных идей, которые человек может постигать интуитивно с помощью искусства.
Солодченкова Ю.К

Слайд 9

4. Проза.
глубокий психологизм, гармоничное сочетание социальных, философских и общественных проблем, высокий уровень литературного языка.
Ведущий жанр – Р О М А Н.
Солодченкова Ю.К

Слайд 10

5. Драматургия.
А.В.Сухово- Кобылин
А.К.Толстой
А.Н.Островский
А.П.Чехов

Слайд 11

6. Поэзия.
Солодченкова Ю.К
НАПРАВЛЕНИЯ:
гоголевское
пушкинское
«чистое» искусство
реалистическое демократическое искусство

Слайд 12

Литературная борьба
«Современник»
«Русское слово»
«Отечественные записки»
«Библиотека для чтения»
«Русский вестник»
Солодченкова Ю.К

Слайд 13

«Современник»
1836 г. – основан А.С. Пушкиным
1838 г. – переходит в руки П.А. Плетнева.
Солодченкова Ю.К

Слайд 14

«Современник»
В 1847 году журнал взяли в аренду И.И.Панаев
и Н.А Некрасов.
Солодченкова Ю.К

Слайд 15

«Современник»
1811 - 1848
В.Г. Белинский – руководитель критического отдела
А.И. Герцен
Н.П. Огарев
И.С.Тургенев
Д.В. Григорович
Ф.М. Достоевский
Л.Н. Толстой
А.А. Фет
Солодченкова Ю.К

Слайд 16

«Современник»
Журнал наш идёт отлично… Думаю, что много в этом «Совре-менник» обязан Черны-шевскому. Н.А.Некрасов
Н.Г. Чернышевский
Н.А. Добролюбов
Солодченкова Ю.К

Слайд 17

«Современник»
1860 г. – раскол в редакции «Современник»
Группа сотрудников журнала "Современник". Сидят слева направо: И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский. Стоят: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович. Фото 1856
1860 г. - статья «Когда же придет настоящий день?» Н.А. Добролюбова о романе И.С.Тургенева «Накануне»

Слайд 18

«Современник»
Я даю вам совет – очистить свой журнал от таких сотрудников, как Добролюбов и Чернышевский, и всей их шайки. Начальник корпуса жандармов Тимашев
Чернышевского с братьями и «Современником» уничтожьте. Это враг опасный, опаснее Герцена. Анонимный доносчик
15 июня 1862 г. – закрытие на 8 месяцев.
1836-1861
В июле 1862 был арестован и разме-щён под стражей в Петропавловской крепости по обвинению в составле-нии прокламаций «Барским крестья-нам от доброжелателей поклон»
Солодченкова Ю.К

Слайд 19

«Современник»
1863 г. – «Что делать?» Н.Г. Чернышевского
1866 г. – «Железная дорога» Н.А. Некрасова
М.Е. Салтыков - Щедрин
Солодченкова Ю.К

Слайд 20

«Современник»
1866 г. – закрытие «Современника»
Тот, кто не жил тогда в Петербурге и не принадлежал к литературным кругам… не может представить той паники, которая здесь происходила. Всякий литератор, не принадлежавший к направлению Каткова٭… считал себя обречённою жертвою и был уверен, что его не-пременно, потому только, что он литератор, аресту-ют… Сотрудники «Современника», на который Катков смотрел как на очаг и притон всяких зловредных уче-ний, тем более были уверены в неизбежности такой участи для себя. Г.З. Елисеев
٭ М.Н. Катков – реакционный журналист.
Солодченкова Ю.К

Слайд 21

«Русское слово»
1859 - 1866
Ежемесячный журнал, издававшийся в 1859—66 в Петербурге. Основан графом Г. А. Кушелевым-Безбородко. Вначале — малопопулярный «литера-турно-учёный журнал» умеренно либерального направления. Во 2-й половине 1860 образовалась новая редакция во главе с Г. Е. Благосветловым; ведущими сотруд-никами стали Д. И. Писарев, В. А. Зайцев, Н. В. Шелгунов, Д. Д. Минаев, А. К. Шеллер-Михайлов, Н. В. Соколов. Направление обновленного ««Русское слово» (журнал)» определяли преимущественно его литературная критика и публицистика, прежде всего — деятельность Д.И. Писарева.
По важнейшим общеполитическим вопросам журнал разделял революционно-демократическую линию «Современника» (обличе- ние самодержавия, крепостничества и капиталистических порядков, проповедь идеи утопического крестьянского социализма). Критика ««Русское слово» (журнал)» вы-ступала за реалистическое, «неподкрашенное» изображение народной жизни, верно оценивала талант И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Н. Г. Чернышевского, В. А. Слепцо-ва. Однако при анализе творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и др. журнал допускал ошибки, вызванные утилитарным взглядом на искусство. Журнал подвер-гался преследованиям правительства; дважды его издание приостанавливалось, затем он был запрещен.
Солодченкова Ю.К

Слайд 22

«Отечественные записки»
1818 - 1884
Журнал был основан исто-риком и писателем П. П. Свиньиным в 1818 и заполнял-ся статьями на темы исто-рии, географии, быта и нра-вов России. Выходил до 1831; в 1838 был возобновлён Сви-ньиным и с января 1839 пере-дан А. А. Краевскому. Краевс-кий преобразовал «Отечест-венные записки» в ежемесяч-ный журнал учёно-литерату-рный и политический боль-шого объёма (до 40 печатных листов).
А.А. Краевский
1830
1845
Солодченкова Ю.К

Слайд 23

«Отечественные записки»
Краевский же оставался официальным редактором журнала и со-хранял некоторые имущественные права. К руководству журна-лом Некрасов, оставив за собой общее руководство журналом и отдел поэзии, привлёк М. Е. Салтыкова-Щедрина (беллетристика)
С 1868 фактическим руководителем журнала стал Н. А. Некрасов,
и Г. З. Елисеева (публицистика).
Солодченкова Ю.К

Слайд 24

«Отечественные записки»
После смерти Некрасова руководителем «Отечественных запи-сок» стал Салтыков-Щедрин, соредактором — Н. К. Михайловский. Журнал, отчасти продолжая революционно-демократическую ли-нию «Современника», носил народнический характер. В апреле 1884 журнал был закрыт по личному распоряжению главного цензора России, начальника Главного управления по делам печати, Евгения Феоктистова, в недавнем прошлом - сотрудника журнала.
Солодченкова Ю.К

Слайд 25

«Библиотека для чтения»
1834-1865
А.В. Дружинин
В Москве (1856—1887) и Санкт-Петербурге (1887—1906).
М.Н. Катков
«Русский вестник»
и
Солодченкова Ю.К

Слайд 26

Сатирическая журналистика
Не льстивый бард, не громкий лирик, Не оды сладеньких певцов, А вдохновенный злой сатирик – Поток правдивых горьких слов Нужны России… Н.А.Добролюбов
В.С.Курочкин
«Свисток» «Искра»
Солодченкова Ю.К