Презентация - Золотое наследие русской старины - Устное народное творчество

Золотое наследие русской старины - Устное народное творчествоЗолотое наследие русской старины - Устное народное творчествоЗолотое наследие русской старины - Устное народное творчествоЗолотое наследие русской старины - Устное народное творчествоЗолотое наследие русской старины - Устное народное творчествоЗолотое наследие русской старины - Устное народное творчествоЗолотое наследие русской старины - Устное народное творчествоЗолотое наследие русской старины - Устное народное творчествоЗолотое наследие русской старины - Устное народное творчествоЗолотое наследие русской старины - Устное народное творчествоЗолотое наследие русской старины - Устное народное творчествоЗолотое наследие русской старины - Устное народное творчество







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Золотое наследие русской старины
Устное народное творчество

Слайд 2

В песнях отображен внешний и внутренний мир человека («простодушное излияние горя или радости сердца») Обрядовые (свадебные, проводы в армию, праздник «первой борозды»)и необрядовые. Исторические, любовные, бурлацкие, рекрутские, разбойничьи, ямщицкие. Герои песен: Иван Грозный, Петр 1, Суворов, Кутузов, Ермак, Разин, Пугачев.
Русские народные песни:

Слайд 3

Создавались, когда чувства, переживания требовали выражения в словах и мелодии. Передавались из уст в уста, от поколения к поколению. Первые записи народных песен относятся к XVII в. Собиратели: Пушкин, Гоголь, Чулков, Кольцов, Рыбникова, Путилов, Востоков, Веселовский, Пропп и др.
Русские народные песни:

Слайд 4

Выразительное чтение песни. Смысл названия песни. Кто и когда мог ее исполнять? Каким чувством проникнута песня? Какие художественные приемы использованы в песне? Из каких частей она состоит?
План анализа лирической песни
Какие средства художественной выразительности использованы в ней?

Слайд 5

Лирический герой – простой человек, человек труда, солдат. Его глазами, умом, сердцем воспринимается жизнь. Композиционно лирическая песня: монолог - излияние чувств, размышление о судьбе, часто начинается с обращения; диалог – разговор лирических героев. Основной принцип внутренней организации л/п –поэтический параллелизм - вначале дается природная символическая картина, затем – картина-образ из человеческой жизни (селезень-молодец, уточка-девушка)
Лирическая песня

Слайд 6

Слайд 7

Месяц-отец, муж; солнце-мать, звезды-дети, зорюшка – девушка (жена) В роли символов выступают птицы (Соловей, селезень, сокол, голубь – молодец; лебедушка, утушка, пава, голубка – девушка; серая кукушка – печаль, горькая женская, девичья доля) Символы растительного мира (девушка – белая береза, калина, малина, сладкая вишня; молодец – дуб, хмель, виноград) Символично и состояние растения: цветенье- веселье, увядание – печаль, разлука. Образные картины помогают создать постоянные эпитеты (буйный ветер, чисто поле, сыра земля, соколик ясный)
Древние символы-образы

Слайд 8

Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»
Исторические песни и предания

Слайд 9

Предание - жанр устной несказочной прозы, рассказ об исторических лицах, событиях. Историческая песня – своеобразная летопись, история народа, возникла в период борьбы с татарским игом: Историческое реальное событие, небольшой объем, отсутствие рифмы (речитативный стих-различное количество слогов и ударений) Первые песни о Щелкане (1327), из XVI в. – песни об Иване Грозном, XVII в. – отражение национально-освободительной борьбы против интервентов, песни о Степане Разине, в песнях XVII в. – Петр 1, восстание Булавина, Пугачева, последний цикл песен посвящен войне 1812 г.
Исторические песни и Предание

Слайд 10

Слайд 11

Что вы знаете о Пугачеве, о восстании под его предводительством? Что вы узнали нового о Пугачеве из предания? Каким народ представлял себе Пугачев? Что общего в исторических песнях и предании о Пугачеве? В чем вы заметили разницу между исторической песней и преданием о Пугачеве?
Особенности исторических песен и преданий о Пугачёве

Слайд 12

Предание: Обычный бытовой рассказ, без ритма, включает диалог Вариативно -много дополнений, изменений (потеряна логика) Набор отрывочных, часто противоречащих друг другу сведений. Сочетание реальности и полусказочных образов. Лексика – приземленная, наличие оборотов разговорной речи.
Исторические песни: Близки по форме к лирическим песням – ритмичны, напевны; использованы постоянные эпитеты, повторы, анафоры (?), синонимы, характерен лирический параллелизм; много уменьшительных суффиксов – народное сочувствие; Напоминает жанр плача (устойчивые выражения)
Общее и различное