Презентация - Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»

Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Год литературы в России»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Cочинение? Легко! Перезагрузка. Итоговое сочинение: надпредметный характер, жанры, тематические направления, контроль

Слайд 2

Введение сочинения в 2014 году: аргументы за
Возврат к сочинению обусловлен падением грамотности, интереса к чтению, речевой и читательской культуры выпускников школы. Итоговое сочинение должно мотивировать школьников к чтению русской литературы. Итоговое сочинение должно усилить гуманитарную составляющую школьного образования, помогающую формировать у выпускников положительные ценностные ориентации и общую культуру. Сочинение стало «формой промежуточной аттестации для допуска к ЕГЭ». Попытка уйти от шаблона ЕГЭ по русскому языку, напоминание ученикам и учителям, что человек должен выражать свои мысли свободно и по-разному. Новая форма сочинения как метапредметной работы должна была поставить заслон списыванию готовых сочинений и их тиражированию издательствами. Апробация первого метапредметного экзамена в российской школе.
NB Успешное написание итогового сочинения обеспечивает допуск к ЕГЭ и может добавить до 10 баллов к результатам ЕГЭ при поступлении в вуз

Слайд 3

Сочинение носит надпредметный характер и нацелено на проверку уровня речевой культуры выпускника, поэтому ответственность за качество этой работы лежит на всем педагогическом коллективе школы; литературоцентричность экзамена связана с традицией русской школы, где чтение и изучение литературы всегда играло важную роль; опора на литературное произведение подразумевает не только ссылку на текст, но и осмысление его в ракурсе темы, т. е. обращение к нему на уровне аргументации, использование примеров, связанных с темой, системой персонажей, проблематикой произведения и т. д.
В темах сочинений: умышленно не используются узкие формулировки; реализуются принципы посильности, ясности и точности постановки проблемы; не указываются конкретные произведения, что позволяет выпускнику самостоятельно выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.
Итоговое сочинение – это не сочинение по литературе

Слайд 4

Итоги сочинения-2014
Форма сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку была основой большинства сочинений выпускников. В основном в сочинениях приводились аргументы из школьной программы. Попытка уйти от шаблонов привела к новым шаблонам. Многие учителя «прописывали» с учащимися клише, делали «домашние заготовки», которые потом применялись в сочинении без учёта темы. Сочинение задумывалось как метапредметное, но ответственность за сочинение целиком возложено на словесника. В разных регионах предъявлялись разные требования к сочинениям (не более одного-двух аргументов из литературы, не брать зарубежную литературу и произведения зарубежных авторов и т.д.) Немногие вузы учитывали результаты сочинения, некоторые вузы добавляли одинаковое количество баллов за все представленные работы.

Слайд 5

Осмысление результатов сочинения 2014-2015 учебного года
Автор пособия проверила несколько сотен реальных итоговых работ из различных регионов России. В пособии предложен анализ смысловых частей реальных итоговых сочинений 2014—2015 учебного года и показаны их существенные недостатки, а также даны варианты оценки итоговых сочинений школьников по критериям.

Слайд 6

Выводы и рекомендации:
уровень работ был бы значительно выше, если бы в школах осуществлялась целенаправленная подготовка к этой экзаменационной работе; для повышения качества итоговых сочинений учитель должен взять на вооружение многолетний отечественный опыт обучения созданию письменных высказываний и применить его в новой учебной ситуации, выбрав то лучшее в методике обучения сочинениям, что уже было создано в отечественном образовании; выпускник должен представлять, по каким правилам пишется школьное сочинение, как обдумать предложенные темы и выбрать наиболее подходящую, как определить главную мысль будущей работы, как поставить проблемы во вступлении и решить их в главной части работы, как написать заключение. При этом нужно уметь не отклоняться от темы, грамотно привлекать для аргументации своих мыслей примеры из литературы, продумывать композицию высказывания и логику его изложения.

Слайд 7

Возможности использования УМК «Литература» (5-9) Чертова В.Ф. и др. для подготовки к ОГЭ
Состав УМК:
Рабочие программы Учебник Методическое пособие для учителя «Уроки литературы». 5-9 классы.

Слайд 8

Разделы учебника, рубрикация Вводная статья по ключевой теоретико-литературной проблеме. Информативные статьи о писателях. Практикумы. Мир в слове. Комментарии к художественным произведениям. Общие и индивидуальные вопросы и задания. Краткий словарь литературоведческих терминов.

Слайд 9

Практикумы:
Практикум «Заглавный образ в литературе» (5 класс)
Приведите примеры литературных произведений, в которых трудно выделить заглавный образ.

Слайд 10

Практикумы, связанные с целостным анализом художественного произведения
5 класс «Аннотация»: Что такое аннотация Какие бывают аннотации Как писать аннотацию
5 класс «Отзыв о литературном произведении»: Что такое отзыв Какие задачи необходимо решить автору отзыва Как писать отзыв
7 класс «Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение»: Что такое рецензия Какой должна быть примерная структура рецензии (таблица)
9 класс «Комплексный анализ лирического стихотворения»: В чём своеобразие лирического произведения Примерный план комплексного анализа лирического стихотворения
9 класс «Лирические отступления в эпических произведениях»: Что такое лирическое отступление Примерный план анализа лирического отступления
9 класс «Анализ вставного текста в литературном произведении»: Что такое вставной текст Как построить высказывание о роли вставного текста в литературном произведении

Слайд 11

Практикумы, связанные с подготовкой к сочинению - характеристике
6 класс «Сочинение о персонаже литературного произведения»: Что такое сочинение по литературе Как подготовиться к написанию сочинения о персонаже литературного произведения Как составить примерный план сочинения о литературном персонаже
6 класс «Сопоставительная характеристика персонажей»: Что такое сопоставительная характеристика персонажей Как подготовить сопоставительную характеристику двух персонажей Как оформить сопоставительную характеристику двух персонажей
8 класс «Сочинение об образе социальной группы»: Что такое сочинение об образе социальной группы Как подготовиться к сочинению об образе социальной группы Как составить примерный план сочинения об образе социальной группы

Слайд 12

Практикумы, связанные художественным, жанровым своеобразием произведения, особенностями конфликта, сюжета и т.д.
6 класс
7класс
7класс
7класс
9 класс
9 класс
6 класс

Слайд 13

Практикумы, связанные с анализом лирического произведения
7 класс «Тропы и поэтические фигуры»: Что такое тропы и поэтические фигуры Как рассказать об особенностях использования изобразительно-выразительных средств в лирическом стихотворении
Дополните следующую таблицу, в которой представлены поэтические фигуры, собственными примерами из художественных произведений.
Практикум «Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения».
Практикум «Выразительное чтение произведения как способ его интерпретации».

Слайд 14

Анализ проблематики произведения
8 класс

Слайд 15

Сочинение - эссе
8 класс

Слайд 16

Жанр итогового сочинения
открытость автора, его самостоятельная субъективная позиция небольшой объём свободная композиция эмоциональность, образность речи, близость её к разговорной
СВОЙСТВА ЭССЕ:
Эссе — это рассуждение на выбранную тему, в котором главное не воспроизведение факта, а передача субъективных впечатлений, раздумий и ассоциаций.

Слайд 17

Тетради-практикумы помогут ученикам лучше понимать написанное писать так, чтобы получилось понятно и интересно
Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5-9 классы

Слайд 18

УПРАЖНЕНИЯ НА ПОНИМАНИЕ
1. Прочитайте текст. Восстановите правильное написание слов.
Правила пользования лесным трамваем Все жители леса, кроме медведей и нос..рогов, имеют право ездить в лесном трамвае. Медведям и нос..рогам входить в вагон трамвая запр..щается. При входе в трамвай каждый взрослый четвероногий житель леса опускает в кассу один орех, один гриб или одну ягоду и после этого имеет право занять одно место на скамейк.. . Каждый взрослый четвероногий житель леса может бе..платно прове..ти одного детеныша, если тот не занимает отдельного места на скамейк.., а находи..ся на лапах, подмышкой, на плечах или на голове у другого па..ажира. Насекомые пользуются правом бе..платного проезда в трамвае. При этом насекомым, во избежание несча..ных случаев, запр..щается занимать с..дячие места. Двуногие пернатые имеют право бе..платного проезда в трамвае, если их размер от клюва до когтей не превышает 50 см. Пернатые большего размера должны при входе или влете в вагон трамвая опустить в кассу орех, гриб или ягоду.
Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5-9 классы
5 класс

Слайд 19

Запишите номера предложений, в которых говорится о нарушителях.
1. Лиса с лисенком опустила в кассу один гриб, села на скамейку, а лисенка держит на передней лапе. 2. Уж вполз в вагон и улегся под скамейкой. 3. Шмель влетел в вагон, ничего не опустив в кассу, и сел на скамейку. 4. Синица влетела в вагон, ничего не опустив в кассу, и села на скамейку. 5. Медведь и медвежонок вошли в вагон и положили в кассу два гриба. 6. Ёж с двумя ежатами вошел в вагон и опустил в кассу один гриб, а садиться они не стали. 7. Заяц с двумя зайчатами вошел в вагон, опустил в кассу две ягоды, сел на скамейку, одного зайчонка посадил рядом, а другого − на плечи первому.
О ком из лесных жителей в правилах забыли упомянуть?
Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5-9 классы

Слайд 20

Упражнения на восстановление текстов
4. Прочитайте пары предложений. Определите, как связано по смыслу второе предложение с первым, и объедините их в одно. Используйте для связи слова: но, однако, тоже, потому что, поэтому, хотя. Запишите исправленный текст.
а) Дождь хлынул как из ведра. Мы решили не останавливаться, пока не дойдем до цели. б) Дождь хлынул как из ведра. Мы решили спрятаться в сарае. в) Дождь хлынул как из ведра. По радио обещали солнечный день без осадков. 7) Дождь хлынул как из ведра. Скоро вновь засияло солнце. д) Дождь хлынул как из ведра. Ветер не щадил путников.
Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5-9 классы
5 класс

Слайд 21

7 класс
Проделаем опыт. Для него нам понадобятся доска (подняв один ее конец, получим наклонную плоскость) и два цилиндра. Пусть один цилиндр будет сплошным, другой полым. Нужно, чтобы цилиндры имели одинаковые размеры и примерно одинаковую массу. Это возможно, если они сделаны из разных материалов, например из дерева и металла. Положим оба цилиндра на наклонную плоскость и одновременно отпустим. Если доска и поверхность цилиндров очень гладкие и угол наклона достаточно велик, то они начнут скользить по плоскости без вращения и достигнут нижней точки одновременно. Теперь добьемся того, чтобы цилиндры катились, а не скользили. Результат окажется другой: сплошной цилиндр достигнет финиша раньше полого, хотя они совпадают по размерам и весу.
2. Прочитайте отрывок из научно-популярной статьи.
Заполните пропуски в предложениях.
Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5-9 классы
Сплошной цилиндр надо изготовить из более ______________ материала, чем полый. Второй опыт отличается от первого только тем, что тела ___________________________. Если с первого раза не удалось правильно выполнить это задание, перечитайте текст еще раз и придумайте вопросы, на которые нужно ответить, чтобы разобраться, а потом сделайте вторую попытку.

Слайд 22

Система подготовки учащихся 10-11 классов к итоговому сочинению

Слайд 23

Система подготовки учащихся 10-11 классов к итоговому сочинению
Содержание К читателю…………………………………………………………. Эссе про… эссе………………………………………………………… 1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ВРЕМЯ»……………………. 2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ПУТЬ»………………………. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ДОМ» ………………………. 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ЛЮБОВЬ»……………….. 5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ГОД ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИИ» ………………………………………

Слайд 24

Штампы — это слова, которые употребляются в самых общих и неопределённых значениях: вопрос, задача, поднять, обеспечить и т.д. Обычно универсальные слова сопровождаются шаблонными привязками: работа — повседневная, уровень — высокий, поддержка — горячая, литература — великая. Штампы бывают и публицистическими, и литературоведческими: волнующий образ, гневный протест. Клише — речевые стереотипы, готовые обороты, которые с готовностью и лёгкостью «выскакивают» из нашего сознания, когда мы хотим сказать что-то «умное» и «правильное».
Как избежать речевых штампов?

Слайд 25

«Книги — ваши друзья. Они вам всегда помогут, дадут совет и подскажут. О книгах нельзя забывать! Берегите и уважительно относитесь к книгам. Они вам всегда помогут. Книги всегда остаются вашим источником и всегда помогут вам». Попробуйте представить себе вашего сверстника, стоящего перед вами и произносящего эту фразу вслух. Попробовали? Думаем, теперь вам никогда не захочется оказаться на его месте, даже виртуально. «Русская литература полна замечательными творениями великих писателей и поэтов, в произведениях которых скрывается вся широкая палитра чувств русской души. Ярким примером глубокого сострадания к окружающим является Лука из пьесы М. Горького «На дне», смысл которой актуален и в наше время». Заметили, что делают штампы? Вроде бы и правильные мысли, но высказанные таким образом, облачённые в изношенное платье, становятся фальшивыми и смешными.
Задание: Ниже приведены цитаты из школьных сочинений. Вы без труда распознаете в них и штампы, и клише
Как избежать речевых штампов?

Слайд 26

1. Выберите одну из предложенных тем. 2. Сформулируйте главную мысль вашего сочинения, она же — первый тезис, который вы поместите во вступление. Для того чтобы её сформулировать, её надо увидеть в теме, «зацепившись» за ключевое слово или слова. Помощниками вам здесь могут быть пословицы, поговорки, фразеологизмы, афоризмы, словарные статьи из толкового словаря, энциклопедии, википедии. Подумайте, что именно вы будете утверждать, доказывать или опровергать. Подумайте, есть ли к вашему тезису антитезис. 3. Напишите вступление. Оно не должно быть большим — до пяти предложений. 4. Продумайте, какие аргументы вы приведёте для доказательства своей мысли; сформулируйте их для себя. 5. Подумайте, есть ли в ваших доказательствах слабое звено; представьте, какие аргументы мог бы привести ваш воображаемый оппонент и что бы вы ему ответили. 6. Подумайте, какие литературные тексты могли бы помочь вам быть убедительными в доказательствах. 7. Изложите всё на бумаге и проверьте себя.
Алгоритм написания сочинения

Слайд 27

Подумайте над антитезисом, что можно противопоставить вашему тезису, запишите его. Подсказка: Возможно, вам помогут вопросы: А можно ли, действительно, родиться не в своё время? Кто и когда решает, своевременно или нет, родился тот или иной человек?
Задание:
1. Тематическое направление «Время»

Слайд 28

Продумайте, какие аргументы вы приведёте для доказательства своей мысли; сформулируйте их. Возможно, вам помогут следующие факты: Стихотворения Омара Хайяма при жизни не представляли интереса для современников. Гениальность Ломоносова стала очевидной и понятной лишь спустя столетие. Современники не считали Пушкина гением, были уверены в том, что рядом с ним много таких же способных и талантливых поэтов, а Николая Загоскина и вовсе считали более одарённым, во всяком случае, более популярным.
Задание:
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ

Слайд 29

Тематическое направление «ПУТЬ»
Задание:
Подумайте какими выражениями, в том числе и устойчивыми, со словом «путь» («дорога») пользуетесь вы. Часто ли вы употребляете их? В каких ситуациях и с какой целью?
слово путь, помимо своего прямого значения, наделено множеством метафорических, закрепившихся во фразеологических оборотах: жизненный путь, последний путь; встретить препятствия на своём пути — столкнуться с трудностями при достижении цели; окольным (или обходным) путём — неблаговидным способом, сойти с (своего) пути — отказаться от намеченной цели, задач и т. п., изменить прежним целям; пробить себе путь — достичь значительного положения, добиться успехов на каком-л. поприще; встать (или стать, вступить) на путь чего или какой — начать действовать или развиваться в каком-л. направлении.

Слайд 30

Выберите из предложенных определений те, которые могут быть отнесены к обоим словам — путь и дорога, и те, что сочетаются только со словом «путь» в разных его значениях. Боевой, большой, великий, глухой, законный, короткий, лёгкий, крутой, окольный, скользкий, собственный, порочный, проверенный, прямой, роковой, тернистый, трудовой.
Задание:
Соотнесите цитаты с героями литературных произведений. Как можно охарактеризовать, используя цитаты, героев, их жизненный путь? Герои: Евгений Онегин, Павел Петрович Кирсанов, Анна Сергеевна Одинцова, Катерина Кабанова, Родион Романович Раскольников, Григорий Александрович Печорин, Илья Ильич Обломов. .

Слайд 31

Тематическое направление «Дом»
Мотив дома является одним из ведущих в литературе как: — изображение места действия происходящих событий; — отражение сущности человека, приём характеристики героя (дом Плюшкина, Собакевича); — средство раскрытия внутреннего, духовного мира персонажа (дом Турбиных, подвал Мастера и др.). «Дом с мезонином» (А. П. Чехов), «Домик в Коломне» (А. С. Пушкин), «Мой дом» (М. Ю. Лермонтов), «Там — в улице стоял какой-то дом…» (А. А. Блок), «Низкий дом с голубыми ставнями…» (С. А. Есенин), «Дом, в который не стучатся…» (М. И. Цветаева) — у каждого классика найдётся не одно описание дома.

Слайд 32

Тематическое направление «Дом»
Дом — жилище, убежище, область покоя и воли, независимость, неприкосновенность. Дом — очаг, семья, женщина, любовь, продолжение рода, постоянство и ритм упорядоченной жизни, «медленные труды». Дом — традиция, преемственность, отечество, нация, народ, история. Дом — «родное пепелище», основа человечности человека, «залог величия его», осмысленности и не одиночества существования. Понятие величественное и спокойное, символ единого, целостного большого бытия.
Задание: прочитайте текст. Исходя из разных смыслов, которые можно вложить в слово «дом» сформулируйте четыре тезиса для сочинения.

Слайд 33

Тематическое направление «Дом»
Формула «Мой дом — моя крепость» меняется на прямо противоположную: «Мой дом — мой мир». Хорошо это или плохо? Можно ли ответить на этот вопрос определённо? Какие возможности открываются перед человеком в связи с этим, а какие закрываются? Вот об этом мы и предлагаем вам порассуждать. Подсказка: Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Мой дом». Если вы будете внимательны, то убедитесь, что поэту было свойственно понимание мира как дома. Опыт поэта, возможно, поможет вам разобраться с ответом на вопрос, что значит для человека дом как мир. Обратите внимание, что значение выражений «мир как дом» и «дом как мир» могут не быть равны друг другу — это только в математике сумма от перемены мест слагаемых не меняется, в языке всё иначе.
Задание: Сформулируйте свой ответ на какой-либо из этих вопросов; запишите его в виде тезиса и продумайте два аргумента в подтверждение своей точки зрения.

Слайд 34

Тематическое направление «Дом»
Если в доме пребывает ..., если брат любит брата, … пекутся о детях, … почитают родителей, то тот дом … .
Задание: Вставьте подходящие по смыслу слова.

Слайд 35

Тематическое направление «Дом»
Задание: Прочитайте текст. Сформулируйте основные символические значения понятия «дом» в русской культуре.
Для каждого народа дом имеет особое значение. В русской традиции дом — это символ семейного благополучия. Дом и внешний мир находятся в противопоставлении. Дом — отправная точка освоения пространства человеком. Завязка сюжета сказок, как правило, построена на мотиве запрета покидать дом («Гуси-лебеди»). Герой сказки нарушает запрет, и с ним случается беда. Чужой дом — дом в лесу («Маша и медведи»), дом водяного, змеиная нора. Дом — это защита, в этом случае он противопоставлен болоту, перекрёстку, полю — местам обитания нечисти. В таких местах дом нельзя строить. В доме есть своеобразные его хозяева — домовые. В русской национальной традиции дом — символ богатства и изобилия (дом — полная чаша). Это отражено в застольных речах. Дом включает в себя идею рода, его обиталища, а очаг (стол) — его центр, вокруг которого собираются члены рода.

Слайд 36

Тематическое направление «Дом»
— Держись друга старого… — Своя хатка… — Двор что город, … — Твой дом … — Дом вести …
Задание: Продолжите пословицы и поговорки о доме.

Слайд 37

Тематическое направление «Дом»
Задание: Прочитайте текст из учебника по экономической теории. Как эту информацию можно использовать в аргументирующей части сочинения «Мой дом — моя крепость»?
«Собственность — это отношения между людьми по поводу пользования, владения и присвоения экономических ресурсов. Право собственности предполагает наличие следующих полномочий собственника или другого лица по отношению к имуществу: Пользование — процесс извлечения полезных свойств из данного имущества. Присвоение — это возможность распоряжения объектом собственности в своих интересах. Однако в юридическом аспекте присвоение рассматривается как владение — фактическое обладание данной вещью или имуществом, закреплённое юридически. Тогда как в экономике владение — это ограниченное распоряжение объектом собственности на определённых условиях. Распоряжение — определение дальнейшей судьбы данного имущества (продажа, дарение, обмен, наследование, сдача в аренду или залог и т. д.). Собственник имущества может передавать права распоряжения и пользования своим имуществом другим людям, сохраняя при этом за собой право владения им». Самый благодатный материал для размышлений и для аргументации собственных мыслей, поддержки своих наблюдений конечно же даёт литература. Обращение к ней поможет вам справиться с любой задачей.

Слайд 38

Тематическое направление «Дом»
«История мастера даёт чёткие переходы из одного пространства в другое. Она начинается выигрышем ста тысяч и превращением музейного работника и переводчика в писателя и мастера. „Выиграв сто тысяч, загадочный гость Ивана поступил так: купил книги, бросил свою комнату на Мясницкой...“ <...>»
Задание: Вставьте на место пропуска подходящую цитату из предложенных выше.

Слайд 39

Тематическое направление «Год литературы в России»
1. «Испокон века книга растит человека». «Одна книга тысячу людей учит». (Поговорки) 2. «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась». (А. Герцен) 3. «Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотревши его библиотеку». (Ш. Блан) 4. «Книга – это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли. Мир без книги – мир дикарей». (Н. Морозов) 5. «Художественная литература — это отображение духовной жизни общества данной эпохи. Писатели говорят вслух о том, о чём общество думает про себя». (В. Свенцицкий) 6. «Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру; и не затем, чтобы найти предмет для бе-седы; но чтобы мыслить и рас¬суждать». (Ф. Бэкон) 7. «Ни о чём не думает тот, кто ничего не читает». (Д. Дидро) 8. «Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например — не читать их». (Р. Брэдбери)

Слайд 40

Тематическое направление «Год литературы в России»
Задание: Проанализируйте темы, постарайтесь сформулировать по ним вопросы. Например: какую роль в жизни человека играет книга? Как она влияет на его представления о мире, на его убеждения? Может ли книга повлиять на выбор цели жизни человека, на его судьбу? Может ли она повлиять на формирование сознания множества людей? Может ли литература изменить судьбу народа, мира в целом?

Слайд 41

Тематическое направление «Год литературы в России»
1) Книга книгой, да и своим умом двигай. 2) Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибёт. 3) «Чтение сделало Дон Кихота рыцарем, а вера в прочитанное сделала его сумасшедшим». (Б. Шоу)
Задание: Проанализируйте афоризмы.

Слайд 42

Тематическое направление «Год литературы в России»
Задание: Подумайте, почему Фамусов в «Горе от ума» предлагает: «…уж коли зло пресечь: / Забрать все книги бы да сжечь!». А сам Александр Андреевич Чацкий говорит: «Я глупостей не чтец, / А пуще образцовых...». О каких книгах идёт речь? Неужели бывают глупые книги, которые лучше было бы сжечь? От каких книг не спится Софье Павловне и, наоборот, хорошо спит Фамусов? («И в чтеньи прок-то невелик: / Ей сна нет от французских книг, / А мне от русских больно спится».) В «Горе от ума» есть также и другой пример влияния книги на судьбу человека: двоюродный брат Скалозуба «крепко набрался каких-то новых правил. / Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, / В деревне книги стал читать». Фамусов комментирует: «Вот молодость!.. — читать!.. а после хвать!..» (Д. II, явл.5). Далее находим (Д. III, явл.21):

Слайд 43

Тематическое направление «Год литературы в России»
Задание: Подумайте, есть ли связь между взглядами Базарова и тем, какие книги он читает. Есть ли такая связь убеждений и чтения у Павла Петровича Кирсанова?

Слайд 44

Тематическое направление «Год литературы в России»
Хотя мы знаем, что Евгений Издавна чтенье разлюбил, Однако ж несколько творений Он из опалы исключил: Певца Гяура и Жуана Да с ним ещё два-три романа, В которых отразился век И современный человек Изображён довольно верно С его безнравственной душой, Себялюбивой и сухой, Мечтанью преданной безмерно, С его озлобленным умом, Кипящим в действии пустом.
Задание: Как повлияло чтение французских романов на судьбу Татьяны Лариной? Вспомните, что Татьяна думает об Онегине, листая книги, находящиеся в его кабинете. Сказалось ли чтение на формировании характера Евгения Онегина? Действительно ли он только подражание героям Байрона?
Хранили многие страницы Отметку резкую ногтей; Глаза внимательной девицы Устремлены на них живей. Татьяна видит с трепетаньем, Какою мыслью, замечаньем Бывал Онегин поражён, В чём молча соглашался он. На их полях она встречает Черты его карандаша. Везде Онегина душа Себя невольно выражает То кратким словом, то крестом, То вопросительным крючком. («Евгений Онегин», гл. 7, XXII—XXIII)

Слайд 45

Тематическое направление «Год литературы в России»
Задание: Вспомните, как вычислил убийцу Порфирий Петрович в романе Достоевского «Преступление и наказание». Что читал Раскольников, под влиянием какой книги он сформулировал свою теорию? А какая книга его спасла в конечном итоге?
Подсказка: Вот что говорит на первом свидании с Раскольниковым расследующий дело об убийстве старухи-процентщицы Порфирий Петрович: «Вспомнил тут я и вашу статейку, в журнальце-то, помните, ещё в первое-то ваше посещение в подробности о ней-то говорили. Я тогда поглумился, но это для того, чтобы вас на дальнейшее вызвать. <…> Статья ваша нелепа и фантастична, но в ней мелькает такая искренность, в ней гордость юная и неподкупная, в ней смелость отчаяния; она мрачная статья-с, да это хорошо-с. Статейку вашу я прочёл, да и отложил, и… как отложил её тогда, да и подумал: «Ну, с этим человеком так не пройдёт!» Ну, так как же, скажите теперь, после такого предыдущего не увлечься было последующим!»

Слайд 46

Тематическое направление «Год литературы в России»
«Я думал: как могло случиться, что древним не бросалась в глаза вся нелепость их литературы и поэзии. Огромнейшая великолепная сила художественного слова — тратилась совершенно зря. Просто смешно: всякий писал — о чём ему вздумается. <…> Теперь поэзия — уже не беспардонный соловьиный свист: поэзия — государственная служба, поэзия — полезность. Наши знаменитые „Математические Нонны“: без них — разве могли бы мы в школе так искренне и нежно полюбить четыре правила арифметики? А „Шипы“ — это классический образ: Хранители — шипы на розе, охраняющие нежный Государственный Цветок от грубых касаний... Чьё каменное сердце останется равнодушным при виде невинных детских уст, лепечущих как молитву: „Злой мальчик розу хвать рукой. Но шип стальной кольнул иглой, шалун — ой, ой — бежит домой“ и так далее? А „Ежедневные оды Благодетелю“? Кто, прочитав их, не склонится набожно перед самоотверженным трудом этого Нумера из Нумеров? А жуткие красные „Цветы Судебных приговоров“? А бессмертная трагедия „Опоздавший на работу“? А настольная книга „Стансов о половой гигиене“?»
Задание: Герой романа-антиутопии Е. И. Замятина «Мы» сравнивает литературу прошлого и ту, которая создаётся в Едином государстве. Подумайте, каковы функции книг в Едином государстве. Можно ли назвать эти произведения литературой в полном смысле слова? Читали ли вы произведения, подобные тем, которые создавались в Едином государстве?

Слайд 47

Тематическое направление «Год литературы в России»
Подсказка: Как утверждает Битти, начальник пожарной команды, в задачу которой входит не тушение пожаров, а поиск и сжигание книг и помещений, где они хранятся, иногда вместе с их хозяевами, книги угрожают счастью всех членов общества. Они могут заставить людей думать самостоятельно. Битти объясняет своему подчинённому Гаю Монтэгу (усомнившемуся в правильности своей деятельности: «Были ведь времена, когда пожарники не сжигали дома, но, наоборот, тушили пожары?»), что книги способствуют появлению противоречивых мыслей и теорий у различных людей. И они постепенно начинают думать, что кто-то из них умнее других, а отсюда проистекает вражда, неравенство и прочие вещи, подрывающие устои общества и государства, и «…кто знает, кто может стать мишенью хорошо начитанного человека?». Это, безусловно, мораль тоталитарного государства, не допускающая других трактовок счастья, кроме официальной. Мыслящая личность в таком обществе преследуется подобно преступнику. Сознанием людей активно управляют, манипулируют при помощи телевидения, рекламы и других средств пропаганды. Причём жизнь изображённого Брэдбери общества становится пугающе похожей на сегодняшнюю реальность: в каждой квартире интерактивное телевидение с бесконечными сериалами. В доме Гая Монтэга три таких телестены, а его жена Милдред мечтает о четвёртой, чтобы иллюзия общения с персонажами передач была полной.
Задание: Как вы понимаете высказывание из книги Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»: «Книга — это заряженное ружьё в доме у соседа. Сжечь её. Разрядить ружьё. Надо обуздать человеческий разум. Почём знать, кто завтра станет очередной мишенью для начитанного человека»? Почему в обществе будущего книги сжигают? Действительно ли опасны книги?

Слайд 48

Тематическое направление «Год литературы в России»
Задание: Представьте себя на месте Гая Монтэга и попробуйте сформулировать убедительное возражение Битти. Представьте себя единомышленником Битти. Сможете ли вы найти убедительное продолжение его аргументов в пользу уничтожения книг? Если да, сформулируйте и запишите их.
Задание: Как вы думаете, насколько фантастична изображённая Брэдбери реальность? Каковы условия и предпосылки её воплощения? Почему для тоталитарного государства так важно контролировать чтение людей, так необходима цензура в литературе, на телевидении, в искусстве в принципе?

Слайд 49

Если вы действительно пытались работать с этой книжкой и пытались думать и писать самостоятельно, теперь оглянитесь и попытайтесь ответить себе на вопросы: что нового вы узнали о себе? Что нового вы узнали об окружающем мире? Что нового вы узнали о литературе? Что-нибудь в вас изменилось?
И последнее задание:

Слайд 50

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Волкова Елена Станиславовна, заместитель директора ГБОУ Школа № 224, учитель русского языка и литературы, Почётный работник общего образования, победитель конкурса лучших учителей в рамках Приоритетного национального проекта «Образование»