Презентация - Формообразующие морфемы

Формообразующие морфемыФормообразующие морфемыФормообразующие морфемыФормообразующие морфемыФормообразующие морфемыФормообразующие морфемыФормообразующие морфемыФормообразующие морфемыФормообразующие морфемыФормообразующие морфемыФормообразующие морфемыФормообразующие морфемыФормообразующие морфемы







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Формообразующие морфемы
Дроздова Вера Александровна учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 3 МО «Ахтубинский район»

Слайд 2

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Слайд 3

Морфема – это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова.

Слайд 4

ВИДЫ ФОРМООБРАЗУЮЩИХ МОРФЕМ
К формообразующим морфемам относят, прежде всего:
СУФФИКС
ОКОНЧАНИЕ

Слайд 5

ОКОНЧАНИЕ
– это морфема, служащая для изменения слова, образования его форм и выражения значений: числа, рода, падежа, лица. Окончания нужны для связи слов в предложении. Окончания есть только у изменяемых слов. Примеры: гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч. СЛУША Ю , СЛУША ЕШЬ , СЛУША ЕТ , СЛУША ЕМ , СЛУША ЕТЕ , СЛУША ЮТ сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад. ДАЧ А , ДАЧ И , ДАЧ Е , ДАЧ У , ДАЧ ЕЙ , О ДАЧ Е 

Слайд 6

НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ
Окончание может быть нулевым, т.е. не выраженным, не представленным, но и такое окончание несёт информацию о грамматическом значении. Пример:   стол   – нулевое окончание (сущ. м.р., 2-го скл., им.=вин. пад.) читал   – нулевое окончание (гл. прош. времени, м.р., мн.ч.)

Слайд 7

ЗАПОМНИ!
В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания: у существительных 2-го и 3-го скл. в форме И.п. и В.п. в ед.ч., если их формы совпадают, как у неодушевленных существительных: дом  , конь  , мать  , ночь  у существительных всех склонений в форме Р.п. во мн.ч.: машин  , окон   , солдат   у кратких прилагательных в форме ед.ч. м.р.: здоров  , рад , счастлив  у глаголов в форме изъявительного наклонения, прошед. времени, ед.ч., м.р.: читал   , писал  у глаголов в форме условного наклонения, ед.ч., м.р.: прочитал   бы, написал  бы у глаголов в форм повелительного наклонения единственного числа: пиши  , читай  у кратких страдательных причастий в форме ед.ч. м.р.:  написан  , прочитан  

Слайд 8

Не путай:
Окончания не имеют следующие неизменяемые слова 1. Несклоняемые существительные: такси,  кенгуру, купе. 2. Несклоняемые прилагательные: беж, бордо, хаки, маренго. 3. Наречия: второпях, направо, налево, красиво, иногда. 4. Слова состояния: жаль, приятно, темно. 5. Незнаменательные слова (предлоги, союзы, частицы, междометия): под, над, ах, ура, мяу. Окончания отсутствуют у  следующих неизменяемых форм слов  1. Формы инфинитива: хвалить - хвалиться. 2. Формы деепричастий: купаясь. 3. Формы сравнительной степени прилагательных, наречий, слов состояний: быстрее, красивее, холоднее.
нулевое окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах.

Слайд 9

ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ СУФФИКСЫ
– это морфемы, стоящие в слове после корня и служащие для образования форм слова. Примеры: суффикс неопределённой формы глагола -ть, -ти: читать, идти суффикс прошедшего времени –л: ходил повелительного наклонения  -и: смотри степени сравнения прилагательных и наречий -е: тише

Слайд 10

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Слайд 11

Задание №1.
Выпишите окончание. Если у слова нет окончания, оставьте графу пустой, если окончание нулевое, впишите в графу цифру 0. Пример: Брат - нулевое окончание. Ответ: 0 1) приходил 2) на автобусе 3) автомобиль 4) с игрушкой 5) дверь

Слайд 12

Задание №2.
Выпишите суффиксы, выражающие значения: инфинитива, прошедшего времени, лица или притяжательного прилагательного.  Какое из этих значений выражает выписанный суффикс? Словообразовательным или формообразовательным суффиксом он является? Пример: Мечтатель. Суффикс: тель, выражает значение: лица, является: словообразовательным аффиксом. плести преподаватель свежесть ветерок

Слайд 13

РЕСУРСЫ:
Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию http://russkiy-na-5.ru http://book-science.ru http://www.yaklass.ru