Презентация - Хранитель старины глубокой… Алексей Константинович Толстой 5 сентября 1817 - 10 октября 1875

Хранитель старины глубокой… Алексей Константинович Толстой 5 сентября 1817 - 10 октября 1875Хранитель старины глубокой… Алексей Константинович Толстой 5 сентября 1817 - 10 октября 1875Хранитель старины глубокой… Алексей Константинович Толстой 5 сентября 1817 - 10 октября 1875Хранитель старины глубокой… Алексей Константинович Толстой 5 сентября 1817 - 10 октября 1875Хранитель старины глубокой… Алексей Константинович Толстой 5 сентября 1817 - 10 октября 1875Хранитель старины глубокой… Алексей Константинович Толстой 5 сентября 1817 - 10 октября 1875Хранитель старины глубокой… Алексей Константинович Толстой 5 сентября 1817 - 10 октября 1875Хранитель старины глубокой… Алексей Константинович Толстой 5 сентября 1817 - 10 октября 1875Хранитель старины глубокой… Алексей Константинович Толстой 5 сентября 1817 - 10 октября 1875Хранитель старины глубокой… Алексей Константинович Толстой 5 сентября 1817 - 10 октября 1875Хранитель старины глубокой… Алексей Константинович Толстой 5 сентября 1817 - 10 октября 1875Хранитель старины глубокой… Алексей Константинович Толстой 5 сентября 1817 - 10 октября 1875Хранитель старины глубокой… Алексей Константинович Толстой 5 сентября 1817 - 10 октября 1875Хранитель старины глубокой… Алексей Константинович Толстой 5 сентября 1817 - 10 октября 1875







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Хранитель старины глубокой…
Алексей Константинович Толстой 5 сентября 1817- 10 октября 1875
Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №6» г. Мегион Мытник Валентина Гавриловна

Слайд 2

детство
Алексей Константинович Толстой родился 24 августа (5 сентября) 1817 года в Петербурге. Отец – граф Константин Петрович Толстой, брат художника Фёдора Толстого (Лев Толстой по этой линии приходился Алексею Константиновичу троюродным братом). Мать – Анна Алексеевна Перовская – происходила из рода Разумовских (последний украинский гетман Кирилл Разумовский доводился ей родным дедом). После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию, в своему брату А.А.Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского.
А.А.Толстая, копия с лаковой миниатюры
К.П.Толстой, копия с картины Михайлова

Слайд 3

детство
Антоний Погорельский
Он и занялся воспитанием будущего поэта, всячески поощряя его художественные склонности, и специально для него сочинил известную сказку «Чёрная курица, или Подземные жители» (1829). Там, среди южной украинской природы, в имениях матери, а затем её брата, Алексея Перовского, А.К.Толстой провёл своё детство, которое оставило у него одни только светлые воспоминания.

Слайд 4

детство
Александр II
К 1826 году мать и дядя перевезли мальчика в Петербург, где он был избран в число товарищей для игр наследника престола, будущего императора Александра II (впоследствии между ними сохранялись самые тёплые отношения). С 1826 года Перовский регулярно вывозил племянника за границу для ознакомления с тамошними достопримечательностями, однажды представил его самому И.В.Гёте. Перовский до своей смерти в 1836 году оставался главным советчиком в литературных опытах воспитан-ника, отдавал их на суд В.А.Жуковскому и А.С.Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, и есть свидетельства, что эти опыты заслужили их одобрение.

Слайд 5

Смерть Иоанна Грозного"
Царь Иоанн Васильевич Грозный. В.М.Васнецов. 1897.
Широкое европейское признание Алексей Константинович Толстой получил благодаря созданию драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Фёдор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). Царь Иван Грозный интересовал автора как апофеоз Российской государственности. Его безграничная власть над всеми русскими людьми, его деспотизм были глубоко антипатичны А.К.Толстому, ценившему свою свободу и свободу всех окружающих его людей. Страшен его царь Иван, мучающий других и самого себя.

Слайд 6

Острупился мой ум; Изныло сердце; руки неспособны Держать бразды; уж за грехи мои Господь послал поганым одоленье, Мне ж указал престол мой уступить Другому; Беззакония мои Песка морского паче: сыроядец – Мучитель – блудник – церкви оскорбитель – Долготерпенья Божьего пучину Последним я злодейством истощил!
Толстой размышляет о кровавом и необузданном царе не только в драматической трилогии, но и в романе «Князь Серебряный» и некоторых былинах – «Василий Шибанов» и др.
"Смерть Иоанна Грозного"

Слайд 7

"Царь Фёдор Иоаннович"
Трагедия в пяти действиях «Царь Фёдор Иоаннович» - центральная, главная и, может быть, лучшая во всей трилогии. Недаром она не сходит со сцен театров мира. Образ царя Фёдора – такого, каким написал его А.К.Толстой, притягивает к себе внимание и умы читателей, актёров и зрителей. Фёдор Иоаннович, сын грозного царя, мягок, добр и справедлив, но не обладает так называемым «государственным умом». Царь Фёдор жаждет мира и милости, любит и уважает и Бориса Годунова, и Ивана Петровича Шуйского, пытается их примирить, жить без горя и жестокости:
Довольно крови на Руси лилося При батюшке, Господь ему прости!

Слайд 8

"Царь Фёдор Иоаннович"
Однако расписывается в собственной политической немощи:
Хотел добра, Арина! Я хотел Всех согласить, всё сгладить – Боже, Боже! За что меня поставил Ты царём!
Роль царя Фёдора всегда вдохновляла талантливейших русских актёров. С постановки «Царя Фёдора» начал свою блистательную курьеру К.С.Станиславский и его Художественный театр. В наше время на сцене Малого театра роль Фёдора Иоанновича чудесно, трогательно играл Юрий Соломин. Созданный им образ стал событием в современной русской культуре.

Слайд 9

"Царь Борис Годунов"
Пьеса «Царь Борис Годунов» замыкает драматическую трилогию А.К.Толстого. Царь Борис стал государем по призванию. Будучи талантливым политическим деятелем, желавшим блага народу и Родине, он правил милостиво, мудро и дальновидно. Его девизом были слова:
Ведь зрелый муж не ожидает праздно, Чтоб чудо к небу подняло его!
Главная тема трилогии – трагедия власти, и не только власти самодержавных царей, но шире – власти человека над действительностью, над собственной участью. Русская история предстаёт как трагедия, лишь отчасти обусловленная нравственными изъянами царей: необузданным властолюбием Ивана, безволием и страхом перед ответственностью Фёдора, моральными компромиссами Бориса, идущего «окольными» путями к благой, по-видимому цели.

Слайд 10

"Царь Борис Годунов"
Сквозным, проходящим через всю трилогию, является образ Бориса Годунова, с ним связана мысль о неустранимом конфликте бездействия и действия, «прямого» и «окольного» путей, причём к трагическим итогам приводят и тот, и другой. Люди «прямого пути» не знают цели высшей, чем хранить свою честь, чем поступать по правде, и, лично безупречные, оказываются не способны реально повлиять на ход событий.
В последней части трилогии оказывается, что «путь к цели легче, чем то состояние, когда она достигнута. На пути средства оправдывались целью. Достигнутая цель не оправдала средств.

Слайд 11

"Тебя я увидел..."
Софья Андреевна Миллер
В январе 1851 года на одном из великосветских балов-маскарадов Алексей Константинович разговорился с юной, стройной дамой в маске. Он был ею очарован. Незнакомку звали Софья Андреевна Миллер. Умная, образованная, знавшая четырнадцать языков молодая женщина была несчастлива в браке. Вскоре после знакомства Алексей Константинович пишет Софье Андреевне:
«Клянусь тебе, как я поклялся бы перед Судилищем Господним, что люблю тебя всеми способностями, всеми мыслями, всеми движениями, всеми страданиями и радостями моей души. Прими эту любовь, какая она есть, не ищи ей причины, не ищи ей названия, как врач ищет названия для болезни, не определяй ей места, не анализируй её. Бери её, какая она есть, бери, не вникая, я не могу дать тебе ничего лучшего, я дал тебе всё, что у меня было самого драгоценного, ничего лучшего у меня нет».

Слайд 12

"Тебя я увидел..."
Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты. Лишь очи печально глядели, А голос так дивно звучал, Как звон отдалённой свирели, Как моря играющий вал. Мне стан твой понравился тонкий И весь твой задумчивый вид, А смех твой, и грустный и звонкий, С тех пор в моём сердце звучит.
В часы одинокие ночи Люблю я, усталый, прилечь – Я вижу печальные очи, Я слышу весёлую речь; И грустно я так засыпаю, И в грёзах неведомых сплю… Люблю ли тебя – я не знаю, Но кажется мне, что люблю! 1851

Слайд 13

Сочинения Козьмы Пруткова
В царствование Николая I на первый план государственной жизни выдвинулась новая фигура – крупный бюрократ, педантичный и безропотный исполнитель распоряжений, циркуляров, параграфов. Он думает лишь так, как разрешено. Бюрократы держат в руках не только государственную власть, они считают себя компетентными во всех областях, с апломбом судят о литературе, науке, искусстве. А.К.Толстой и его три двоюродных брата Жемчужниковы посмеивались над литературными вкусами и пристрастиями подобных чиновников.
Они сочиняли шуточные стихи и афоризмы, которые мог бы написать подобный чиновник. Так родился Козьма Прутков – «действительный статский советник, директор Пробирной палатки, кавалер и поэт». Его стихи и афоризмы порой просто глупы, порой пошлы, из них встаёт живой образ ограниченного бюрократа.

Слайд 14

Сочинения Козьмы Пруткова
Впрочем, познакомившись с ними, читатель поймёт, что порой в шутке есть доля правды. «Сочинения Козьмы Пруткова» вышли отдельной книгой в 1884 году.
Никто не обнимет необъятного. Начиная своё поприще, не теряй, о юноша! драгоценного времени! Бывает, что усердие превозмогает и рассудок. Трудись, как муравей, если хочешь быть уподоблен пчеле. Знай, читатель, что мудрость уменьшает жалобы, а не страдания!