Презентация - Технологии рефлексии в педагогическом процессе

Технологии рефлексии в педагогическом процессеТехнологии рефлексии в педагогическом процессеТехнологии рефлексии в педагогическом процессеТехнологии рефлексии в педагогическом процессеТехнологии рефлексии в педагогическом процессеТехнологии рефлексии в педагогическом процессеТехнологии рефлексии в педагогическом процессеТехнологии рефлексии в педагогическом процессеТехнологии рефлексии в педагогическом процессеТехнологии рефлексии в педагогическом процессеТехнологии рефлексии в педагогическом процессеТехнологии рефлексии в педагогическом процессеТехнологии рефлексии в педагогическом процессеТехнологии рефлексии в педагогическом процессеТехнологии рефлексии в педагогическом процессеТехнологии рефлексии в педагогическом процессеТехнологии рефлексии в педагогическом процессеТехнологии рефлексии в педагогическом процессеТехнологии рефлексии в педагогическом процессеТехнологии рефлексии в педагогическом процессеТехнологии рефлексии в педагогическом процессеТехнологии рефлексии в педагогическом процессеТехнологии рефлексии в педагогическом процессеТехнологии рефлексии в педагогическом процессеТехнологии рефлексии в педагогическом процессеТехнологии рефлексии в педагогическом процессе







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Технологии рефлексии в педагогическом процессе

Слайд 2

Рефлексия- от лат. обращение назад, отражение.
Рефлексия в педагогике- это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого.
2

Слайд 3

Обучение на основе рефлексируемого опыта
Психологи: Д.Боуд, Р. Кеог и Д. Уокер
«Смысл образовательного пути – рефлексия»
Фазы процесса обучения
3

Слайд 4

Обращение к опыту как фиксация происходившего без анализа или интерпретации. Обращение к чувствам и переживаниям, сопровождающим опыт, их образная констатация. Повторное обращение к опыту, его переосмысление для формирования теоретических принципов, выступающих как гипотезы. Представление конкретного опыта, «выросшего» в результате рефлексии пережитого, обретение нового опыта.
Фазы процесса обучения
4

Слайд 5

Формы рефлексии
Ретроспективная – выявление и воссоздание схем, средств и процессов, имевших место в прошлом. Проспективная – выявление и корректировка схем и средств возможной будущей деятельности. Интроспективная – контроль, корректировка или усложнение мыслительных процессов в ходе реализации деятельности.
(по Ладенко И.С.)
5

Слайд 6

Формы рефлексии
(по Ладенко И.С.)
Ретроспективная – осмысление. Проспективная – проектирование. Интроспективная – регулирование деятельности «здесь и сейчас».
6

Слайд 7

Компоненты рефлексии
Педагог
Деятельность учащихся
Своя педагогическая деятельность
Педагогическое взаимодействие
Учащийся
Своя деятельность
Деятельность педагога
Педагогическое взаимодействие
7

Слайд 8

Функции рефлексии /по С.С. Кашлеву/
Проектировочная-моделирование, целеобразование. Организаторская-организация продуктивной деятельности и взаимодействия. Коммуникативная-общение педагога и воспитанника. Смыслотворческая-формирование в сознании участников пед. процесса смысла их деятельности.
8

Слайд 9

Функции рефлексии /по С.С. Кашлеву/
Мотивационная- определение направленности характера, результативности деятельности и взаимодействия учителя и учащихся. Коррекционная- побуждение участников пед. процесса к корректировке своей деятельности и взаимодействия.
9

Слайд 10

Компоненты рефлексии 1.Фиксирование состояния развития
Сферы: Эмоционально-чувственная(положительные, или отрицательные эмоции-радость, огорчение, чувство разочарования, успех….. Потребностная-пассивное, или активное состояние, появилось ли стремление, желание к деятельности, к саморазвитию…. Мотивационная-насколько деятельность оказалась личностно значимой, внешние и внутренние мотивы.
10
/по С.С. Кашлеву/

Слайд 11

Компоненты рефлексии 1.Фиксирование состояния развития
Сферы: Сфера интересов-какие интересы появились,на что они направлены, уровень интереса… Сфера ценностных ориентаций-что явилось личностной ценностью, как обогатился спектр ценностей, в чем проявилась ценность… Деятельностная сфера-какую деятельность это взаимодействие провоцирует, какую корректирует, от какой заставляет отказаться, насколько обогащает опыт деятельности…
11
/ по С.С. Кашлеву /

Слайд 12

Компоненты рефлексии 1.Фиксирование состояния развития
Сферы: Гностическая сфера-что произошло со знаниями (произошло ли их наращивание, углубление, систематизация), что нового узнал… Сфера сознания-произошло ли осознание своей деятельности, осознает ли себя субъектом деятельности/взаимодействия, как изменилась «Я-концепция» (система представлений о себе), самооценка своей деятельности… Сфера умений-какие умения приобрел/не приобрел, как изменился уровень умений…
12
/ по С.С. Кашлеву /

Слайд 13

Компоненты рефлексии 2.Определение причин и причинно-следственных связей зафиксированного состояния развития
Возможные причины: успешность деятельности /взаимодействия; смена видов деятельности; интересное содержание; благоприятная атмосфера общения; возможность творчества; полилог; диалог;
13
/по С.С. Кашлеву/

Слайд 14

Компоненты рефлексии 2.Определение причин и причинно-следственных связей зафиксированного состояния развития
Возможные причины: личностная ценность; значимость обсуждаемых проблем, или осуществляемой деятельности; инновационные педагогические технологии
14
/по С.С. Кашлеву/

Слайд 15

Компоненты рефлексии 3. Оценка участниками педагогического процесса продуктивности своего развития в результате состоявшегося взаимодействия.
Мнение о степени, уровне своего развития и влиянии на него отдельных компонентов педагогического взаимодействия (содержания, деятельности, общения,педагогических технологий); установление самим субъектом качества, степени, уровня развития, качества реализованного взаимодействия.
15
/по С.С. Кашлеву/

Слайд 16

Компоненты рефлексии 3. Оценка участниками педагогического процесса продуктивности своего развития в результате состоявшегося взаимодействия
Критерии оценки- компоненты состояния развития (эмоциональное состояние, состояние мотивов, деятельности и т.д.).
16
/по С.С. Кашлеву/

Слайд 17

Технологии рефлексии 1. Рефлексивный круг
Все участники взаимодействия садятся в круг. Педагог задает алгоритм рефлексии: -расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу урока и в его конце; -что нового вы узнали, чему научились; -каковы причины этого; -как вы оцениваете свое участие в уроке (внеклассном деле). Участники высказываются по кругу в соответствии с заданным алгоритмом. Педагог своим высказыванием завершает рефлексивный круг.
17
/ по С.С. Кашлеву /

Слайд 18

Технологии рефлексии 2. Рефлексивная мишень
10
5
0
Деятельность учащегося
Содержание
Деятельность педагога
Форма, методы
После заполнения мишени, педагог вывешивает ее и делает краткий анализ.
18
/по С.С. Кашлеву/

Слайд 19

Технологии рефлексии Рефлексивная мишень
10
5
0
Желание работать
Понимание материала
Настроение на уроке
1
2
3
4
1
2
3
4
1
1
2
2
3
3
4
4
Работоспособность
19

Слайд 20

Технологии рефлексии «Мини-сочинение»
Возможные темы: «Я-в уроке, урок-во мне». Варианты- «Мое участие», «Мой вклад в урок», «Значение урока для меня» и т.д. «Мои мысли о своем участии в деле». «Как я оцениваю результаты мероприятия». «Что мне дал этот урок».
20
/по С.С. Кашлеву/

Слайд 21

Технологии рефлексии Ключевое слово
С чем ассоциируется содержание урока, мероприятие, деятельность педагога и т.д.
«Зарядка» Оценка деятельности, или ее компонента производится с помощью условных движений.
«Анкета-газета» Оценка выражается на большом листе бумаги в виде рисунков, карикатур, стихотворных строк, пожеланий, вопросов, прозаических текстов-статей и т.д.
21
/по С.С. Кашлеву/

Слайд 22

Технологии рефлексии
«Заверши фразу»
Во время занятия я научился /почувствовал, приобрел и т.д./…. Игра заставила меня задуматься…. На занятии мне особенно понравилось…. Обращение с природой для меня-это…
«Цепочка пожеланий»
Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.
22
/ по С.С. Кашлеву /

Слайд 23

Технологии рефлексии
«Острова»
Бермудский треугольник
о. Грусти
О. удовольствия
о.Тревоги
о.Просветления
о. Воодушевления
О.Неопределенности
о. Недоумения
о.Радости
23
/по С.С. Кашлеву/

Слайд 24

Технологии рефлексии
«Острова»
Бермудский треугольник
о. Грусти
о. удовольствия
о.Тревоги
о.Просветления
о. Воодушевления
о.Неопределенности
о. Недоумения
о.Радости
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
13
12
14
15
16
17
24

Слайд 25

Технологии рефлексии
«Рефлексивный ринг» Каждый из участников состоявшегося дела приглашается в круг, рефлексируя итоги и ход дела по заданному алгоритму: -эмоциональное состояние, мотивы деятельности, состояние знаний; -причины состояния; -оценка прошедшего дела и т.д. После рассказа-рефлексии участника, другие обращаются к нему с вопросами, углубляя рефлексию. На ринг можно приглашать и пару учащихся-они обмениваются вопросами между собой, а затем отвечают на вопросы группы.
25
/по С.С. Кашлеву/

Слайд 26

Спасибо за внимание!
Фото Пугачев Е.П.
г. Вихоревка