Презентация - Феномен российского самодержавия

Феномен российского самодержавияФеномен российского самодержавияФеномен российского самодержавияФеномен российского самодержавияФеномен российского самодержавияФеномен российского самодержавияФеномен российского самодержавияФеномен российского самодержавияФеномен российского самодержавияФеномен российского самодержавия







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Феномен российского самодержавия

Слайд 2

Абсолютизм в Западной Европе и России Переход к абсолютизму, порядку, при котором вся полнота власти (законодательной, исполнительной и судебной) сосредоточена в руках монарха, наметился в XVI вeке в большинстве стран Европы, включая и Россию. Факторы установления абсолютизма в России: Природно-климатический Геополитический Религиозный Социальной организации
Самодержавие - понятие, в России исторически имевшее разное значение. Обычно обозначало неограниченную монархию как форму правления. Это понятие употреблялось исключительно для того, чтобы подчеркнуть внешний суверенитет государя (независимость ни от какого другого властителя), поскольку это было славянской калькой с одного из титулов византийского императора —греч. αυτοκράτορ, буквально «сам властвует», «сам держит власть». изначально под самодержцем и автократом понимался властитель, не зависимый ни от какой сторонней внешней власти, никому не платящий дани. Абсолютизм – разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.

Слайд 3

Абсолютистские монархии в Западной Европе Основные причины перехода к абсолютизму в Англии и Франции состояли в следующем: Bo-пepвых, в условиях Реформации значительно ослабло влияние римско-католической церкви. Чтобы сохранить свои позиции, она нуждалась в поддержке монархов, а не в противоборстве с ними. Peлигиозные протестантские течения сами носили светский характер и первоначально были не настолько влиятельны, чтобы воздействовать на центральную власть. Bo-втopых, было подорвано влияние местной феодальной знати, традиционно противостоящей власти монархов. В управлении возросла роль чиновничества. В экономической жизни - значение торгово-предпринимательской элиты. B-тpeтьиx, военная роль тяжелой рыцарской конницы резко уменьшилась, Основу новых армий составили профессиональные, наемные войска, пехотинцы, оснащенные огнестрельным оружием, артиллерией. Их содержание стоило дорого и было по средствам только королевскому двору. В-четвертых, младшие сыновья феодалов, купцы и промышленники были заинтересованы в существовании сильной центральной власти, способной осуществлять колониальную экспансию, захватывать новые земли и рынки. Развитие мануфактурного производства требовало отмены права местных феодалов на установление таможенных пошлин и введение дополнительных налогов, ущемляющих торговлю.

Слайд 4

Становление самодержавия
Понятие самодержец применительно к московским правителям впервые стало использоваться при Иване III, принявшем титул «Государь всея Руси» после женитьбы на племяннице последнего византийского императора Константина XI, Софье Палеолог. С обретением независимости от ханов Орды Иван III в сношениях с другими государями стал сочетать титул царя с титулом самодержца. Во второй половине XV в. под самодержавием историки понимали всего-навсего отсутствие вассальной зависимости великого князя московского от золотоордынского хана. Применительно к первой четверти XVI в. самодержавие трактовалось уже как «единодержавие» — когда власть московского государя распространилась на территорию всей русской земли, где уже были почти полностью ликвидированы суверенные княжества. Лишь при Иване IV Васильевиче, самодержавие, по мнению ученых-историков, выливается в режим неограниченной власти государя — неограниченную монархию. Но в большинстве своем историки утверждали, что в середине XVI в. в России сложилась отнюдь не абсолютная, но сословно-представительная монархия, которая в России не противоречила режиму неограниченной власти царя.

Слайд 5

Признаки перехода к абсолютизму: Падение роли и значения Боярской Думы и Земских соборов Усиление бюрократического принципа власти. Эти признаки начали проявляться во время правления Ивана Грозного. Укреплению власти способствовало и расширение территории России.

Слайд 6

Во время правления Ивана Грозного (1533-1584) были проведены реформы. Началось формирование войска царя, которому предстояло стать опорой власти и ее охраной. В 1550 г. было учреждено cтpeлецкое войско. "Уложение о службе" 1556 г. предполагало, что служащим в армии "лучшим людям" не только платится жалованье, но и выделяется земля. Тем самым создавался слой служивого дворянства. Он превращался в экономическую силу, противостоящую крупным землевладельцам. Складывался социальный слой, не имеющий общих интересов со старой знатью. Управление государственными делами было сосредоточено в приказах (Посольском, Холопьем, Пушкарском, Сибирском, Казанском и т.д.). Это также содействовало уменьшению влияния знати на управление государством.

Слайд 7

Периодизацию земских соборов можно разделить на 6 периодов: 1. Первый собор состоялся в 1549 г. Соборы, созываемые царской властью —данный период продолжается вплоть до 1584 г. 2. 1584—1610 гг. Складывание предпосылок гражданской войны и иностранной интервенции. Соборы выполняли функцию избрания на царство. 3. 1610—1613 гг. Земский собор при ополчениях превращается в верховный орган власти (и законодательной, и исполнительной), решающий вопросы внутренней и внешней политики. Именно в этот период времени земский собор играл наиболее важную и существенную роль в общественной жизни России. 4. 1613—1622 гг. Собор действует почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при царской власти. Решает текущие административные и финансовые вопросы. Царская власть стремится опереться на земские соборы при проведении финансовых мероприятий: сбор налогов, восстановление подорванного хозяйства, ликвидация последствий интервенции и предотвращении новой агрессии со стороны Польши. С 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632 года. 5. 1632—1653 гг. Соборы собираются сравнительно редко, но для решения важных вопросов как внутренней политики: составление Уложения, восстание в Пскове, так и внешней: русско-польские и русско-крымские отношения, присоединение Украины, вопрос об Азове. В этот период активизируются выступления сословных групп, предъявляющих требования правительству, не столько посредством земских соборов, сколько через подаваемые челобитные. 6. 1653—1684. Значение земских соборов снижается. Последний собор в полном составе собирался в 1653 г. по вопросу о принятии Запорожского Войска в состав Московского государства. В 1684 году состоялся последний земский собор. Он решал вопрос о вечном мире с Речью Посполитой. После этого земские соборы больше не собирались, что стало неизбежным результатом проводимых Петром I реформ всего общественного устройства России и укрепления абсолютизма.

Слайд 8

Михаил Фёдорович Романов (1613—1645) новый армейский устав полки «нового строя» рост роли приказной бюрократии Алексей Михайлович Романов (1645-1676) Соборное уложение создание Ближней Думы рост роли приказов и приказной бюрократии 1654 – учреждение приказа Тайных дел, увеличение количества приказов военная реформа сближение вотчинного и поместного землевладения церковная реформа утверждение главенства царской власти над властью патриарха рост территории страны (колонизация Сибири, присоединение левобережной Украины) Фёдор Алексеевич (1676-1682) 1682 – отмена местничества

Слайд 9

Софья Алексеевна (1682-1689) пришла к власти , опираясь на стрельцов 1685 – борьба со старообрядцами на законной основе («12 статей») 1687 – Эллино-греческая академия — первое светское высшее учебное заведение России рост международного авторитета России Пётр Великий (1682-1725) реформы государственного управления областная реформа судебная военная церковная финансовая протекционизм в экономике изменение порядка престолонаследия юридическое оформление сословных прав и обязанностей развитие образование, популяризация культуры

Слайд 10

Домашнее задание: параграф 24, с. 270-271, задания «Работаем с источниками» 1, 2