Презентация - Формы работы с текстом

Формы работы с текстомФормы работы с текстомФормы работы с текстомФормы работы с текстомФормы работы с текстомФормы работы с текстомФормы работы с текстомФормы работы с текстомФормы работы с текстомФормы работы с текстомФормы работы с текстомФормы работы с текстомФормы работы с текстомФормы работы с текстомФормы работы с текстомФормы работы с текстомФормы работы с текстомФормы работы с текстом







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Формы работы с текстом
Учитель начальных классов МБОУ СОШ п. Уральский Лузина Ольга Геннадьевна

Слайд 2

Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, подметил: “Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга”

Слайд 3

Бурное развитие компьютерной техники, заботы родителей, направленные только на достижение материального благополучия, отсутствие традиций семейного чтения привели к тому, что читающих детей становится все меньше. Наметился спад читательского интереса. В связи с этим проблема формирования навыка осознанного чтения вышла на первый план в работе учителей начальной ступени школьного образования. Ученик думающий – это прежде всего ученик читающий, любящий родное слово, ищущий ответы на сложные жизненные вопросы в произведениях классической и современной литературы.

Слайд 4

Цель учителя: создать благоприятное условие для работы над содержанием, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.

Слайд 5

Составление вопросов и тестов по данному тексту. Эта работа формирует умение выделять главное как в общем, так и в конкретном случае. Составлять вопросительные предложения, предполагающие подробные или конкретные ответы (да, нет). Также детям очень нравится составлять по прочитанному произведению тест, где нужно выбрать из 3-х предложенных ответов один правильный.

Слайд 6

«Бинго» У каждого ребёнка на парте лежит листок с таблицей. В её строках записаны опорные слова, имеющие отношение к изучаемой теме. Это те слова, идеи, которые обязательно будут использоваться на уроке в момент объяснения нового материала, или в рассказе о биографии писателя, его произведениях. Например, на уроке, посвящённом творчеству Даниила Хармса: фантазёр Дмитрий Ювачёв «Чиж» короткие штаны Самуил Маршак кошка «Ёж» Ленинград псевдоним Задача каждого участника игры — отмечать по ходу рассказа в таблице те слова, которые они услышали. По ходу игры каждый участник должен быть начеку. Тот, кто первым полностью заполнит таблицу, даёт об этом знать — громко на весь класс кричит «Бинго!». Заполнение таблиц прекращается. Начинается общее обсуждение, которое выстраивается в цепочку воспоминаний: в каком контексте прозвучало то или иное слово на уроке. Иногда по этой таблице ребята могут воссоздать рассказ об авторе или об изучаемом предмете.

Слайд 7

«Сыщики». Дети заранее дома или в классе на карточках готовят лексическое значение слова по Толковому словарю. Класс разбивается на команды по 4-5 человек. Первая команда читает второй лексическое значение слова со своей карточки. За правильно угаданное слово — 1 балл. Если команда не угадывает слово, тогда задание адресуется другой команде. Когда все карточки отгаданы, подводим итоги. Победителем становится команда, набравшая наибольшее количество баллов. На уроках литературного чтения такую игру особенно интересно проводить на материале произведений Древней Руси, зарубежных авторов, басен и т.д. здесь важно, чтобы в тексте встречалось много старинных или мало употребляемых в современной речи слов.

Слайд 8

«Крестики-нолики» У детей на парте лежат таблички. Учитель читает верные и неверные утверждения по прочитанному тексту. Например: Рассказ называется «Наша Жучка» Автор рассказа Борис Житков. Рассказ ведется от имени бабушки. И т.д.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Х 0 0

Слайд 9

Урок – кроссворд Основой урока-кроссворда является разгадывание кроссворда по литературному произведению. Каждое новое слово отгадывается после прочтения фрагментов произведений, названия из которых зашифрованы в кроссворде и т.д.

Слайд 10

«Собери стихотворение» Расставь строки в стихотворении в нужном порядке. В косматой его бороде. Трещит по замерзлой воде. Идет, по деревьям, шагает И яркое солнце играет. Н.А. Некрасов «Восстанови порядок событий» (По рассказу В.Драгунского «Друг детства») Мама достала старого плюшевого мишку. Дениска попросил купить боксерскую грушу. Дениска вспомнил свое детство. Мальчик никогда не будет боксером.

Слайд 11

«Литературное лото»

К. Бальмонт
Ф. Тютчев
И. Бунин
С. Есенин
А. Пушкин
М. Лермонтов
Кому из поэтов принадлежат следующие строчки? Правильные ответы закройте фишками.

Слайд 12

«Гипотеза» Техника гипотезы проста: «Что было бы, если….?» «Найдите возможную причину события» Что было бы , если Павлик не встретился бы со старичком? (В.Осеева «Волшебное слово») Почему Нина не приготовила урок по алгебре? (А.Гайдар «Совесть»)

Слайд 13

фантограммы (различные фантазии при работе с текстом): в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие: герой, время года, место действия и др.; ученики фантазируют, как изменится содержание.

Слайд 14

«Уголки» Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. В конце урока делается совместный вывод.

Слайд 15

1 2 3 4 5 6 7
«Верите ли вы, что…»  У каждого на парте таблица. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка пока останется пустой. Вопросы: … ветер может разрушить горы? … опавшие осенью листья вредят почве? … 1см почвы образуется за 300 лет? … норы животных, живущих в почве, разрушают её? … растения участвуют в образовании почвы? … почва и камень родственники? … почва – наша кормилица? - Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.

Слайд 16

Чтение с пометками Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

Слайд 17

Реклама книги Представьте, что вы хозяин книжного магазина. Вам нужно продать книгу……. Прорекламируйте ее так, чтобы нам захотелось ее купить.

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Буду рада, если эти приемы пригодятся вам в вашей нелегкой работе!