Презентация - «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - Гимн любви и верности







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Тема урока: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Гимн любви и верности»
Повесть о Петре и Февронии является одним из шедевров древнерусской литературы, памятником агиографической литературы. Создана в середине 16 века

Слайд 2

Оригинальное название:
 «Повесть от жития святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Еѵфросинии.»

Слайд 3

«Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.» Д.С.Лихачёв
Нравственность - это нормы поведения, принятые в обществе. Быть нравственным – значит соблюдать эти неписаные правила: быть честным, добрым и т.п.

Слайд 4

муромо-рязанский цикл Ермолай –Еразм выдающийся писатель и публицист 1547 год
Князь Пётр убивает змея. Рукопись 17 века

Слайд 5

Создателем «Повести» является Ермолай-Еразм, современник Ивана Грозного. Ермолай получил поручение от Московского митрополита Макария написать о муромских святых — Петре и Февронии, которые действительно правили в Муроме и умерли в 1228 году. Произведение было написано после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.

Слайд 6

Словарь урока
Митрополит, «Великие Четьи –Минеи», благочестивый, праведный, иночество, канонизация.
Митрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху). «Великие Четьи –Минеи» - сборник житий всех святых православной церкви. Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди. Праведный, праведник - святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни. Иночество - буквально «уединённое, одинокое жительство», монашество; инок – православный монах. Канонизация – причисление к лику святых.

Слайд 7

Проверь себя Тест-контроль

(+) 1. Змей поведал о своей смерти жене Павла. (–) 2. Петр убил лукавого змия топором. (+) 3. От крови змия тело Петра покрылось струпьями и открылись язвы. (–) 4. Феврония была из села Майского. (из Лаского.) (–) 5. Брат Февронии был скалолазом. (+) 6. Феврония нарочно сказала Петру не мазать мазью один струп, чтобы проверить его. (–) 7. Петр с первого раза взял Февронию в жены. (+) 8. В Муроме бояре и их жены невзлюбили Февронию. (+) 9. Петр и Феврония заранее заказали себе гроб. (+) 10. Их причислили к лику святых. (+) 11. У них не было детей. (+) 12. Феврония вышивала для соборного храма Богородицы воздух с ликами святых. (–) 13. Души Петра и Февронии отошли в разное время. (+) 14. Сразу после смерти их положили в разные гробы. (+) 15. После смерти их пытались разлучить два раза.

Слайд 8

Слайд 9

В своём произведении автор показывает, что зло в мир приходит от дьявола — носителя зла, но также и от корысти, глупости, властолюбия людей. Повесть о Петре и Февронии является одним из шедевров древнерусской повествовательной литературы. Повесть издавалась неоднократно.

Слайд 10

Слайд 11

СКАЗКА? ЖИТИЕ? ПОВЕСТЬ?

Слайд 12

Вывод:
Сказка Житие Повесть

Слайд 13

Мы выявили следующие черты сказки:
1.Сказочный зачин. 2.Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве. 3.Есть сказочный герой змей-искуситель. 4. Добро побеждает зло. Пётр побеждает змея

Слайд 14

5. Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок 6. Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена) 7. Волшебные предметы (например, Агриков меч) 8.Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).

Слайд 15

«Житие» - жанр древнерусской литературы, описывающий жизнь святого. Композиция жития: Рождение святого. Жизнь святого в родительском доме. Решение служить Богу. Уход из родительского дома. Одинокая жизнь в лесу, служение Господу, приход других отшельников и основание монастыря. Прижизненные чудеса. Смерть святого. Посмертные чудеса.

Слайд 16

образец поведения человека
Вступление – обращение к Богу (похвала и молитва о помощи) Собственно житие – рождение святого, праведная жизнь, смерть и чудеса Заключение – похвала святому
«Житие» - жизнеописание святых
Композиция
Христос

Слайд 17

«Повесть о Петре и Февронии» написана в форме жития В ходе работы мы выявили следующие черты житийного жанра:
Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная). Любовь героев к Богу, почитание героями Библии

Слайд 18

Чудеса, которые творят герои Необычная смерть и посмертные чудеса Есть похвальное слово святым. В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.

Слайд 19

В ходе исследования мы выявили следующие жанровые особенности: 1.Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность. 2.Герои повести – реальные люди
Жанр произведения определен в заглавии: «Повесть»

Слайд 20

«…Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию ещё не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг неё нитку, которой вышивала…»
3.Детали

Слайд 21

4.На первый план выдвигается личность крестьянки 5.Тема социального неравенства 6.История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице

Слайд 22

Житийная повесть с элементами народно- сказочного характера

Слайд 23

СКАЗКА ЖИТИЕ ПОВЕСТЬ
Сказка - произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил. Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых, их деяний. Жития имели определенную структуру. По́весть — прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.
- Сказочный зачин: «Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел» - Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития). По́весть — прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.
Не указано точное время, оно отсчитывается от последнего события: «через год», «через день», «на следующее утро». - Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития). По́весть — прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.
- Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве. - Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. - Достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково).
- Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве. - Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу. - Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году).
- Есть волшебные вещи: агриков меч. - Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу. - Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году).
- Добро побеждает зло (Пётр победил змия). - Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов). - В центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания.
- Загадки и хитроумные испытания. - Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов). - В центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания.
- Загадки и хитроумные испытания. - Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов). - В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.
Постоянные эпитеты (лукавый змей, блаженный князь, мудрая дева); повторы (два раза исцелялся, три раза посылал к жене перед смертью). ЖИТИЙНАЯ ПОВЕСТЬ С ЭЛЕМЕНТАМИ НАРОДНО-СКАЗОЧНОГО ХАРАКТЕРА - В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

Слайд 24

К каким эпизодам повести вы бы сделали рисунки? Почему именно к этим? Что бы вы хотели сказать своими иллюстрациями?

Слайд 25

Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал он у вас осуждения?
- Так почему же автор делает Петра главным героем?
- Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения?
Мудрая жена – всегда радость для своего мужа и для окружающих. Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.
- Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней?

- Можем ли мы подтвердить эти изречения текстом?

Слайд 26

Слайд 27

Как раскрывает тайну любви Ермолай – Еразм? любовь – самоотречение; любовь – самопожертвование; любовь – труд; любовь требует мудрости; если любовь истинна, то она поможет преодолеть все невзгоды; любовь преображает не только любящих, но и окружающих людей; настоящая любовь не терпит обид, ссор. Она тихая и нежная. Это ежедневное ощущение взаимной «нужности», надёжности; истинная любовь продолжается и на небесах; «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга».

Слайд 28

«…Блаженный же князь Петр не захотел нарушить Божиих заповедей ради царствования в жизни этой,  …  по Евангелию поступил: пренебрег княжением своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить».

Слайд 29

- Почему автор не рисует портретов героев повести?
В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии?

Слайд 30

Слайд 31

Андрей Рублёв. «Троица».

Слайд 32

Дмитрий Сергеевич Лихачёв: «…это повесть о любви – сильной, непобедимой, «до гроба». Буря страстей . . . сменяется в «Повести…» тишиной умиротворённого самоуглубления, эмоциональностью. Феврония подобна «тихим ангелам» Андрея Рублёва. Она мудрая дева. <…> Она готова на подвиг самоотречения. <…> Между её чувством ума и волей нет конфликта: отсюда та необыкновенная «тишина» её образа…»

Слайд 33

- В чем основное значение «Повести…»? Какие жизненные ценности утверждаются в ней?
Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро, любовь и верность – ценности, над которыми не властно время.

Слайд 34

- Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году, ныне открыто почивают в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
Рака с мощами святых под высокой иконой в золочёном окладе.
Поныне своими молитвами святые Петр и Феврония низводят небесное благословение на супружеские пары и их детей.

Слайд 35

День Петра́ и Февро́нии — православный праздник, с 2008 года восстановлен в России на официальном уровне как «День семьи, любви и верности». Отмечается 8 июля. Одним из главных инициаторов возрождения и популяризации этого праздника является супруга Дмитрия Медведева Светлана. Ей же принадлежит идея ромашки как символа праздника.

Слайд 36

Памятники
Скульптурные композиции «Святые благоверные Пётр и Феврония Муромские» в российских городах устанавливаются с 2009 года в рамках Общенациональной программы «В кругу семьи», созданной по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2004 году. Цель памятников, по словам президента программы Александра Ковтунца, «создание положительного образа семейных ценностей, верных и целомудренных отношений, любви и преданности в браке, рождение и воспитание детей в духе любви к Родине». Предполагается, что памятники должны посещать свадебные процессии. Установки приурочиваются к празднованию Дня Петра и Февронии (8 июля).

Слайд 37

Скульптурные композиции «Святые благоверные Пётр и Феврония Муромские» устанавливаются в российских городах с 2009 года. Цель памятников, по словам президента программы Александра Ковтунца, «создание положительного образа семейных ценностей, верных и целомудренных отношений, любви и преданности в браке, рождение и воспитание детей в духе любви к Родине».
Первый памятник Петру и Февронии — «Союз любви — мудрый брак» — появился 8 июля 2008 года на их родине — в Муроме (напротив ЗАГСа). В этом же году были установлены закладные камни в Сочи, Екатеринбурге и Новосибирске.

Слайд 38

Муром
Архангельск
Ульяновск
Сочи
Ярославль
Абакан
Памятники Петру и Февронии

Слайд 39

Подведение итогов урока.
- Чем обогатила вас история Петра и Февронии? - О каких вечных ценностях заставил вас задуматься сегодняшний урок?
Семья Любовь Верность

Слайд 40

Чем запомнился вам сегодняшний урок? Чем обогатила вас история Петра и Февронии? О каких вечных темах мы говорили сегодня?

Слайд 41

8 июля – Всероссийский день семьи, любви и верности

Слайд 42

Слайд 43

Домашнее задание
Закончить работу над заполнением граф таблицы. Подготовить устно ответы на вопросы (словесное рисование): 1)К каким эпизодам повести вы бы сделали рисунки? 2)Почему именно к этим? 3)Что бы вы хотели сказать своими иллюстрациями?

Слайд 44

СПАСИБО ЗА УРОК