Презентация - Формирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Формирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОСФормирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОСФормирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОСФормирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОСФормирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОСФормирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОСФормирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОСФормирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОСФормирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОСФормирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОСФормирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОСФормирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОСФормирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОСФормирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОСФормирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОСФормирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОСФормирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОСФормирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОСФормирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОСФормирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОСФормирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОСФормирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОСФормирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОСФормирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОСФормирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Формирование УУД (универсальных учебных действий) в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС
Подготовила заместитель директора по УВР Черкасова Н.И.
МОУ Гимназия №4 г. Можайска

Слайд 2

Проблемы в обучении и воспитании
• тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию; • резко выросла информированность детей: сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной; • современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение;
• для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов; • категория одаренных и способных детей в общеобразовательных школах снижается, а число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей, увеличивается.

Слайд 3

Роль учителя в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.
Ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. Учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Слайд 4

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

Слайд 5

Функции универсальных учебных действий: • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
• создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Слайд 6

Слайд 7

Формирование универсальных учебных действий (УУД)
Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие задания, постановки вопросов. Учитель отмечает успехи ребенка, по сравнению с его прошлыми результатами. Учитель показывает, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям.
Учитель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала. Учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия.

Слайд 8

Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
Учитель ставит цели урока и работает с детьми в направлении целей – “чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока”. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией –пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации. Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности.

Слайд 9

Учитель находит способ увлечь детей знаниями. Учитель считает, что ребенку обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия. Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
Учитель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка – это нормально. Главное –уметь учиться на ошибках. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Учитель строит урок в деятельностной парадигме. Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ.

Слайд 10

Планируемые результаты по формированию УУД выпускников начальной школы
Личностные: Развитие личности. Ребенок понимает смысл понятия «семья». Понимает смысл понятий «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». Умеет оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрении общечеловеческих норм.
Освоил роль ученика. Сформирован интерес (мотивация) к учению. Имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. Умеет ориентироваться на моральные нормы и их выполнение.

Слайд 11

Планируемые результаты по формированию УУД выпускников начальной школы
Коммуникативные: Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их. Имеет первоначальные навыки работы в группе. Умеет планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия. Понимает смысл простого текста; знает и может применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре).
Проявляет широкую любознательность. Умеет задавать учебные вопросы. Умеет ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации. Способен договариваться, учитывать интересы других. Умеет слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою.

Слайд 12

Познавательные: Общеучебные Выделяет и формулирует познавательную цель с помощью учителя и самостоятельно. Осуществляет поиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя и самостоятельно. Применяет методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурирует знания.
Планируемые результаты по формированию УУД выпускников начальной школы
Выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Умеет давать оценку одного вида деятельности на уроке с помощью учителя; Осуществляет рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Слушает и понимает речь других, выразительно читает и пересказывает небольшие тексты.

Слайд 13

Планируемые результаты по формированию УУД выпускников начальной школы
Регулятивные Умеет проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности. Принимает и сохраняет учебную задачу. Умеет ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Умеет обсуждать возникающие проблемы, правила.
Учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Выделяет ориентиры действия в новом учебном материале. Планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Умеет составлять план и определять последовательность действий.

Слайд 14

Памятка для учителя по формированию и развитию универсальных учебных действий
Любые действия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к тому, кто требует действия от других. Развитие внутренней мотивации – это движение вверх. Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НЕОБХОДИМО: Создать атмосферу успеха. Помогать ребёнку учиться легко. Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях. Не скупиться на поощрения и похвалу. Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.

Слайд 15

Формирование УУД в основной школе
Исходя из того что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы — «учить ученика учиться в общении».
Так же как и в начальной школе, в основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.

Слайд 16

Развитие УУД в основной школе целесообразно в рамках использования возможностей современной информационной образовательной среды как: • средства обучения, повышающего эффективность и качество подготовки школьников, организующего оперативную консультационную помощь в целях формирования культуры учебной деятельности в ОУ; • инструмента познания за счёт формирования навыков исследовательской деятельности путём моделирования работы
научных лабораторий, организации совместных учебных и исследовательских работ учеников и учителей, возможностей оперативной и самостоятельной обработки результатов экспериментальной деятельности;
• средства телекоммуникации, формирующего умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных источников; • эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности
Формирование УУД в основной школе

Слайд 17

Формирование УУД в основной школе
Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить надпредметный характер. Типология учебных ситуаций в основной школе может быть представлена такими ситуациями, как:
• ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения); • ситуация-иллюстрация — визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения; • ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение; • ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (описание ситуации и ее решение).

Слайд 18

Формирование УУД в основной школе
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность. Итогами этой деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

Слайд 19

Формирование УУД в основной школе
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими: • урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок — рассказ об учёных, урок — защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок открытых мыслей; • учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; • домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.

Слайд 20

Формирование УУД в основной школе
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими: • исследовательская практика обучающихся; • образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля; • факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета;
• ученическое научно-исследовательское общество — форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др; • участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, интеллектуальных марафонах и т.д.
Формирование УУД в основной школе

Слайд 21

Формирование УУД в основной школе
Формирование УУД в основной школе
На ступени основного общего образования дети активно включаются в совместные занятия. Хотя учебная деятельность по своему характеру остаётся преимущественно индивидуальной, тем не менее вокруг неё (например, на переменах, в групповых играх, спортивных соревнованиях и т. д.) нередко возникает настоящее сотрудничество обучающихся: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д. В условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно, с более высокими показателями и в более широком спектре. Средняя ступень школьного образования является исключительно благоприятным периодом для развития коммуникативных способностей и сотрудничества, кооперации между детьми, а также для вхождения в проектную (продуктивную) деятельность.

Слайд 22

Формирования УУД во внеурочной учебной деятельности
Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды учебной (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочной деятельности. Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, пространство и время в образовательном процессе.

Слайд 23

Формирования УУД во внеурочной учебной деятельности
Виды и направления внеучебной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеучебной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеучебных занятий. Общественно-полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеучебной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность. Следовательно, все направления внеучебной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир.

Слайд 24

Заключение Одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом. Формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеучебной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеучебных занятий.
Формирование универсальных учебных действий (УУД)

Слайд 25

Спасибо за внимание!