Презентация - Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина - Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина - Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина - Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина - Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина - Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина - Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина - Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина - Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина - Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина - Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина - Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина - Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина - Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина - Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина - Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина - Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина - Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина - Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина - Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина - Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина - Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина - Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина - Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина - Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина - Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина - Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина - Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина - Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина - Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина - Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина - Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина - Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

- А что, ваше превосходительство, если бы нам найти мужика? – радостно сказал он. - То есть как…мужика? - Ну да, простого мужика… Он бы нам сейчас и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы! Прочитайте выразительно. Сформулируйте тему урока. Кто автор этих строк? Из какого произведения этот отрывок?

Слайд 2

Творчество М. Е. Салтыкова - Щедрина
Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Слайд 3


Цель урока: 1. Продолжить знакомство с творчеством писателя. 2. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова - Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Слайд 4

М. Е. Салтыков - Щедрин
«Я писатель. В этом моё призвание».

Слайд 5

№ п/п Вопрос Ответ
1. Когда и где родился М.Е.Салтыков-Щедрин?
2. Какова настоящая фамилия писателя?
3. Кто были родители писателя?
4. Где учился писатель? Кто занимался его образованием?
5. После опубликования какого произведения Салтыков-Щедрин был арестован, а затем сослан в Вятку (на 7 лет)?
6. Вице-губернатором каких городов был назначен Салтыков-Щедрин?
7. Какое общее значение имеют сказки Салтыкова-Щедрина?

Слайд 6

№ п/п Вопрос Ответ
1. Когда и где родился М.Е.Салтыков-Щедрин? 27 января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии
2. Какова настоящая фамилия писателя? Салтыков
3. Кто были родители писателя? Евграф Васильевич Салтыков - был отпрыском старинного, но небогатого дворянского рода. Ольга Михайловна Забелина, дочь состоятельного московского купца.
4. Где учился писатель? Кто занимался его образованием? Московский дворянский институт Царскосельский лицей Крепостной живописец Павел, сестра Надежда
5. После опубликования какого произведения Салтыков-Щедрин был арестован, а затем сослан в Вятку (на 7 лет)? «Запутанное дело»
6. Вице-губернатором каких городов был назначен Салтыков-Щедрин? Рязань, Тверь
7. Какое общее значение имеют сказки Салтыкова-Щедрина? «Сказки для детей изрядного возраста»

Слайд 7

Каждую вещь надо называть ее настоящим именем, а если это опасно в действительной жизни, то надо это сделать хотя бы в сказках. Г.Х.Андерсен.

Слайд 8

«Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина
Сказка как жанр выбрана писателем не случайно. Салтыков-Щедрин шёл навстречу новому кругу читателей – грамотным людям из народа, которых, по словам Л. Н. Толстого, «надо считать сотнями тысяч, чуть ли не миллионами». Кроме того, сказочная фантастика служила средством художественной конспирации: открывала возможность в завуалированной форме ставить самые острые проблемы общественной жизни.

Слайд 9

Что такое сказка?
Сказка – повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях

Слайд 10

М.Е.Салтыков-Щедрин – наш современник
«Я писатель. И в этом моё призванье»

Слайд 11

Терминологический диктант
1. Вид комического, в котором предметы, события, люди и их поступки показываются в смешном плане. 2. Иносказание, в котором определенная мысль или понятие передаётся через обрисовку конкретных предметов, явлений действительности . 3. Эмоционально окрашенное определение. 4. Явное преувеличение, имеющее целью усиление выразительности. 5. Художественная речь, основанная на иносказании (по имени древнегреческого баснописца). 6. Изображение действительности в резко искажённом виде, соединение несоединимого, реального с фантастическим, того, что невозможно с точки зрения здравого рассудка. 7. Гневное осмеяние каких-либо опасных для общества пороков. 8. Едкая, язвительная насмешка.

Слайд 12

№ п/п Ответ
1. юмор
2. аллегория
3. эпитет
4. гипербола
5. Эзопов язык
6. гротеск
7. сатира
8. сарказм

Слайд 13

Немного отдохнем!

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Завязка
Как генералы попали на остров?

Слайд 17

Развитие действия
Как ведут себя генералы, оказавшиеся на необитаемом острове? Генералы пытаются уйти от реальной жизни – уснуть. Не получается. Почему? О чем они думают?

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Для чего упоминается газета “Московские ведомости”? О чем пишут в газете?

Слайд 21

Кульминация
Какой выход находят генералы из создавшегося положения? Кто такой мужик? Почему так трудно пришлось генералам на острове?

Слайд 22

Что начинает делать мужик, когда его находят генералы?

Слайд 23

Развязка
Каким образом генералам удалось вернуться в Петербург?

Слайд 24

Чем закончилась сказка?

Слайд 25

Приемы сатиры:
Аллегория Гипербола Фантастика Гротеск

Слайд 26

Контроль степени усвоения произведения
1 вариант
1.Как два генерала оказались на необитаемом острове? а) в результате кораблекрушения; б) по щучьему велению; в) с помощью волшебника; 2. Какую газету читали генералы на острове? а) «Московские ведомости»; б) «Московское обозрение»; в) «Весть»; 3. Кем мужик работал в Петербурге? а) поваром; б) извозчиком; в) маляром; 4. Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина? а) пуговицу; б) орден; в) тапочки; 5. Как генералы вернулись домой? а) заснули и проснулись дома; б) так же, как и попали на остров; в) мужик построил корабль; 6. Какой из генералов был поумнее? а) тот, кто был учителем каллиграфии; б) тот, кто был учителем географии; в) тот, который не был учителем; 7. Как генералы мужика при себе удерживали? а) цепью приковали; б) верёвочкой привязали; в) он остался сам;
2 вариант
1. В чём мужик на острове варил суп? а) в котелке; б) в пригоршне; в) в кокосовой скорлупке; 2. Как генералы отыскали на острове мужика? а) по следам на песке; б) по звукам балалайки; в) по запаху мякинного хлеба; 3. В каком виде генералы прибыли на остров? а) в мундирах; б) в ночных рубашках; в) раздетые; 4. Из чего мужик сделал силки для птиц? а) из собственных волос; б) из собственной рубахи; в) из лески; 5. На какой улице в Петербурге жили генералы? а) на Подьяческой; б) на Фонтанке; в) на Литейной; 6. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху? б) высекли; в) откормили; 7. Чем генералы наградили мужика? а) орденом; б) плёткой; в) рюмкой водки и пятаком.

Слайд 27

Сверим ответы
задания Ответы 1 вариант Ответы 2 вариант
1. Б Б
2. А В
3. В Б
4. Б А
5. В А
6. А Б
7. Б В

Слайд 28

Характеристика героев
Генералы Мужик
Ничего не умеют и не хотят делать ?
? Глуп в некоторых ситуациях (свил себе веревку)
Беспомощные ?
? Обладает определенным запасом знаний (знает. как добыть огонь)
Невежественные (даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в…» ?
? Покорен, выполняет все желания генералов, во всем им подчиняется.
Генералы Мужик
Ничего не умеют и не хотят делать ?
? Глуп в некоторых ситуациях (свил себе веревку)
Беспомощные ?
? Обладает определенным запасом знаний (знает. как добыть огонь)
Невежественные (даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в…» ?
? Покорен, выполняет все желания генералов, во всем им подчиняется.

Слайд 29

Сверим ответы
Генералы Мужик
Ничего не умеют и не хотят делать Все время занят работой
Глупые (ничего не понимали) Глуп в некоторых ситуациях (свил себе веревку)
Беспомощные Мастер на все руки
По сравнению с мужиком они цивилизованные (знают, что такое Вавилонская башня) Обладает определенным запасом знаний (знает. как добыть огонь)
Невежественные (даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в…» Генералов кормит самым лучшим, а себе почти ничего не берет
Не способны думать ни о ком, кроме как о себе Покорен, выполняет все желания генералов, во всем им подчиняется.

Слайд 30

Оцени себя: Если у вас получилось от 16 до 21 верных ответов – вы хорошо усвоили тему урока. Если вы набрали от 10 до 15 верных ответов – вам нужно повторить тему урока. Если вы набрали менее 10 верных ответов – вы плохо усвоил изученный материал, будьте внимательней!

Слайд 31

Задание на дом:
Прочитать сказку «Дикий помещик»; Составить кроссворд по этой сказке (8-10 вопросов).