Презентация - Реформаторская деятельность М.М. Сперанского

Реформаторская деятельность М.М. СперанскогоРеформаторская деятельность М.М. СперанскогоРеформаторская деятельность М.М. СперанскогоРеформаторская деятельность М.М. СперанскогоРеформаторская деятельность М.М. СперанскогоРеформаторская деятельность М.М. СперанскогоРеформаторская деятельность М.М. СперанскогоРеформаторская деятельность М.М. СперанскогоРеформаторская деятельность М.М. СперанскогоРеформаторская деятельность М.М. СперанскогоРеформаторская деятельность М.М. СперанскогоРеформаторская деятельность М.М. СперанскогоРеформаторская деятельность М.М. СперанскогоРеформаторская деятельность М.М. СперанскогоРеформаторская деятельность М.М. СперанскогоРеформаторская деятельность М.М. СперанскогоРеформаторская деятельность М.М. СперанскогоРеформаторская деятельность М.М. СперанскогоРеформаторская деятельность М.М. Сперанского







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Тема 3
Реформаторская деятельность М.М. Сперанского

Слайд 2

План:
Начало деятельности М.М. Сперанского. Проект политической реформы: замыслы и результаты. Отставка М.М. Сперанского: причины и последствия.

Слайд 3

1. Начало деятельности М.М. Сперанского.
Вернуть авторитет, утраченный после Тильзита, Александр I решил с помощью нового витка реформаторской деятельности. С охлаждением царя к членам Негласного комитета возникла потребность в новых лицах, которые, однако, должны были продолжить прежнее направление реформ.
Михаил Михайлович Сперанский
Император быстро нашел человека, который отвечал этим требованиям. Им стал М. М. Сперанский.

Слайд 4

1. Начало деятельности М.М. Сперанского.
Документ Современники о М.М. Сперанском «Обладая очень счастливыми дарованиями, привлекательною наружностью и при том в высшей степени искусством, лестью, уступчивостью соглашаться со всеми мнениями лиц высших, уступавших ему в дарованиях, ему удалось быстро пройти по первым ступеням служебной лестницы, отодвигая в сторону сослуживцев, причем не было недостатка с его стороны в различных всякого рода интригах... В его власти было если не вполне достичь желаемой цели, то, по крайней мере, положить прочное к тому основание, именно тем, чтобы основательно и правильно постигнуть значение общественных учреждений. Сперанский в состоянии был бы это сделать, если бы >ту большую заслугу не принес в жертву своему стремлению к новшествам, своему пустому тщеславию все переделать». Из «Записок» барона Г. А. Розенкампфа

Слайд 5

1. Начало деятельности М.М. Сперанского.
«Странная личность, которая иногда возвышает нас, а подчас дает нам чувствовать нашу зависимость... Сперанский имеет громадную власть; он удивительно умен и хитер, но так же самолюбив, как и невежествен; жаждущий того, что дает только внешний вид счастья, он не способен постигнуть того блага, которое ведет к спокойствию души. Он боится быть понятым и потому надевает на себя тысячу масок: иногда он гражданин и хороший подданный, иногда ярый фрондер, употребляющий все усилия, чтобы убедить публику в своих талантах и не обнаруживающий своих сил...» Барон Густав Армфельд Задание к документам. Какие качества Сперанского выделяют авторы высказываний? При ответе учтите, что и Г.А. Розенкампф, и Г. Армфельд были злейшими врагами М.М. Сперанского.

Слайд 6

2. Проект политической реформы: замыслы и результаты.
Первый проект политических преобразований Сперанский предложил царю еще в 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». Он ставил вопрос о необходимости осторожного введения в стране конституционной монархии и предотвращении таким образом для России «французского революционного кошмара». Однако лишь после Тильзитского мира царь поручил ему составить проект всеобъемлющей реформы государственного управления. Такой проект был готов к октябрю 1809 г. Им стало «Введение к уложению государственных законов».

Слайд 7

2. Проект политической реформы: замыслы и результаты.
Проект реформы государственного устройства России М. М. Сперанского «Введение к уложению государственных законов» (1809 г.)
Цели:
Сохранить самодержавие
Модернизировать государственное управление
Положить начало конституционного процесса в России
Предотвратить возможность революционных потрясений в России

Слайд 8

2. Проект политической реформы: замыслы и результаты.

Слайд 9

2. Проект политической реформы: замыслы и результаты.
Основные принципы:
Разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти
Ответственность исполнительной власти перед законом
Выборность распорядительных и исполнительных органов власти
Независимость судебной власти, гласное судопроизводство и суд присяжных

Слайд 10

2. Проект политической реформы: замыслы и результаты.
Новые органы в системе высшего государственного управления:
Государственная дума- представительный орган для обсуждения законопроектов и заслушивания отчетов министров
Государственный совет (1810 -1906 гг.) Состав назначает Император (координирует действия законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти

Слайд 11

2. Проект политической реформы: замыслы и результаты.

Слайд 12

2. Проект политической реформы: замыслы и результаты.

Слайд 13

2. Проект политической реформы: замыслы и результаты.
Основные принципы:
Политические права должны были принадлежать представителям «свободных» (первых двух) сословий; однако третье сословие получало общие гражданские права (главным среди них было положение о том, что «никто не может быть наказан без судебного приговора») и могло по мере накопления собственности и капитала перейти во второе сословие; первое сословие сохраняло и особые права (покупать имения с крепостными и т. п.);
Избирательное право получали лишь лица, обладавшие движимым и недвижимым имуществом (т. е. представители первых двух сословий);

Слайд 14

2. Проект политической реформы: замыслы и результаты.
Выборы в Государственную думу предполагались четырехступенчатыми (вначале проходили выборы в волостные думы, затем депутаты этих органов избирали членов окружных дум, те, в свою очередь, — депутатов губернских дум. И лишь губернские думы выбирали депутатов Государственной думы).
Руководить работой Думы должен был назначаемый царем канцлер.
Основные принципы:

Слайд 15

2. Проект политической реформы: замыслы и результаты.
Осуществление проекта Сперанского должно было стать важным шагом на пути реформ. Этот план со временем получил бы развитие в других преобразованиях. Конечную цель реформатор видел в ограничении самодержавной власти царя и ликвидации крепостного права. Александр I в целом одобрил проект Сперанского. Однако его следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений в обществе. С учетом этого царь решил вначале дать ход наиболее «безобидной» части реформы.
1 января 1810 г. был обнародован манифест о создании Государственного совета. Его главной задачей было наведение порядка в подготовке и принятии законов. Все их проекты теперь должны были рассматриваться только через Государственный совет.

Слайд 16

2. Проект политической реформы: замыслы и результаты.
В 1811 г. по инициативе М.М. Сперанского была осуществлена реорганизация министерств. Упразднялось министерство коммерции, функции которого распределялись между министерствами финансов и внутренних дел. Было создано министерство полиции. На правах министерств стали действовать ведомства государственного контроля, духовных дел, иностранных вероисповеданий и путей сообщения. Были более четко определены состав и функции министерств, пределы власти министров и их ответственность.
Проведенные в 1810 — 1811 гг. преобразования, а также стремление предоставить крепостным гражданские права вызвали такую бурю негодования среди высших чиновников и большинства дворян, что Александр был вынужден прекратить осуществление реформ: слишком свежа была в памяти судьба отца.

Слайд 17

3. Отставка М.М. Сперанского: причины и последствия.
Сперанский по поручению императора разрабатывал и проекты экономических реформ. Они предусматривали ограничение расходов государства и некоторое увеличение налогов, которое затрагивало дворянство. Противодействие реформам в этих условиях стало носить открытый характер. К критике правительства присоединились такие авторитетные люди, как, например, Н. М. Карамзин — один из идеологов консерватизма.
Александр прекрасно понимал, что резкая критика Сперанского, по существу, направлена в его собственный адрес. Сперанского обвиняли даже в предательстве за его симпатии к порядкам во Франции, которые он якобы хотел ввести в России в угоду Наполеону. Царь более не мог сдерживать волну критики и принял решение об отставке Сперанского.

Слайд 18

3. Отставка М.М. Сперанского: причины и последствия.
Не последнюю роль здесь сыграло намерение императора объединить общество накануне приближающейся войны с Наполеоном. В марте 1812 г. Сперанский был выслан в Нижний Новгород, а затем в Пермь. Однако, учитывая административные способности М.М. Сперанского (в 1816-1820 гг.- губернатор Пензы и генерал-губернатор Сибири), в 1821 г. император вернул его в Петербург и ввел в состав Государственного совета.
Несмотря на то что реформы Сперанского не задевали основ феодально-самодержавного строя, практически реализованы они почти так и не были. В то же время реформаторские поиски Сперанского составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались новые проекты преобразований.

Слайд 19

3. Отставка М.М. Сперанского: причины и последствия.
Отношение к проекту М.М. Сперанского выразил писатель и историк Н.М. Карамзин в «Записке о древней и новой России»: «Реформы повредят России, так как они представляют угрозу для исконных устоев страны».