Презентация - Система оценивания итогового сочинения - Типичные ошибки и пути их преодоления

Система оценивания итогового сочинения - Типичные ошибки и пути их преодоленияСистема оценивания итогового сочинения - Типичные ошибки и пути их преодоленияСистема оценивания итогового сочинения - Типичные ошибки и пути их преодоленияСистема оценивания итогового сочинения - Типичные ошибки и пути их преодоленияСистема оценивания итогового сочинения - Типичные ошибки и пути их преодоленияСистема оценивания итогового сочинения - Типичные ошибки и пути их преодоленияСистема оценивания итогового сочинения - Типичные ошибки и пути их преодоленияСистема оценивания итогового сочинения - Типичные ошибки и пути их преодоленияСистема оценивания итогового сочинения - Типичные ошибки и пути их преодоленияСистема оценивания итогового сочинения - Типичные ошибки и пути их преодоленияСистема оценивания итогового сочинения - Типичные ошибки и пути их преодоленияСистема оценивания итогового сочинения - Типичные ошибки и пути их преодоленияСистема оценивания итогового сочинения - Типичные ошибки и пути их преодоленияСистема оценивания итогового сочинения - Типичные ошибки и пути их преодоленияСистема оценивания итогового сочинения - Типичные ошибки и пути их преодоленияСистема оценивания итогового сочинения - Типичные ошибки и пути их преодоления







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Система оценивания итогового сочинения. Типичные ошибки и пути их преодоления
Москва, 2015 г.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ
Семинар «Итоговое сочинение 2016 года. Подводим итоги, исправляем недочеты и согласуем методики эффективной подготовки выпускников к сочинению нового формата»

Слайд 2

Информация об итоговом сочинении на сайте ФИПИ

Слайд 3

Сочинение носит надпредметный характер и нацелено на проверку уровня речевой культуры выпускника; литературоцентричность экзамена связана с традициями российского школьного образования, где чтение и изучение литературы всегда уделялось особое внимание; опора на литературное произведение подразумевает не только ссылку на текст, но и обращение к нему на уровне аргументации
Двухуровневая система оценивания итогового сочинения
Условия получения зачета в школе
положительный результат по трем критериям (по критериям 1 и 2 – обязательно); объем сочинение не менее 250 слов; самостоятельность работы
Критерии, рекомендованные для вузов (макс. балл по каждому – 2)
К1. Соответствие теме К2. Аргументация. Привлечение лит. материала К3. Композиция и логика рассуждения К4. Качество письменной речи К5. Оригинальность сочинения К6. Речевые нормы К7. Орфографические нормы К8. Пунктуационные нормы К9. Грамматические нормы К10. Фактическая точность в фоновом материале

Слайд 4

Критерии оценки итогового сочинения в школе
1. Соответствие теме. Выпускник отвечает на вопрос, или размышляет над предложенной проблемой, или высказывается на основе связанных с темой тезисов. «Незачет»: работа не соответствует теме или в ней отсутствует конкретная цель высказывания. 2. Аргументация. Привлечение литературного материала. Выпускник привлекает для аргументации хотя бы один литературный текст. «Незачет»: литературный материал не привлечен, или искажено содержание книг, или они лишь упомянуты, но не являются опорой для рассуждения. 3. Композиция и логика рассуждения. Выпускник аргументирует свои мысли, соотнося тезисы и доказательства. «Незачет»: грубые логические ошибки мешают пониманию смысла фраз или отсутствует тезисно-доказательная часть. 4. Качество письменной речи. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции, уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет»: низкое качество речи и речевые ошибки мешают пониманию смысла работы. 5. Грамотность. «Незачет»: грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки мешают чтению и пониманию сочинения (более 5 ошибок на 100 слов).

Слайд 5

Учёт итогового сочинения на разных уровнях системы образования
Общее среднее образование В рамках промежуточной аттестации как допуск к ГИА система оценивания: зачёт/незачёт обязательность участия сроки проведения: декабрь 2014 г., февраль, апрель., май 2015 г.
Высшее профессиональное образование Аспект индивидуальных достижений система оценивания: разные формы по выбору вузов добровольность учета сроки рассмотрения: вступительная кампания 2015-16 учебного года
Отметка по десятибалльной системе 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Первичный балл 0-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17 18 19 20

Слайд 6

Распределение вузов по наличию в правилах приема на 2015-2016 уч. г. информации об учете баллов за итоговое сочинение (сводные данные по всем федеральным округам)

Слайд 7

Распределение количества вузов по значениям баллов за итоговое сочинение, учитываемых при приеме абитуриентов на 2015-2016 уч. г.

Слайд 8

Тема: Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»? Тема взаимоотношений родителей и детей волновала писателей и поэтов во все времена. Об отношениях представителей старшего и младшего поколений писали А.С. Грибоедов, И.С. Тургенев, В.П. Распутин. Эта проблема является одной из самых главных в пьесе А.Н. Островского «Гроза». Островский изучал быт и нравы русского купечества во время этнографической поездки по Волге. Основой сюжета пьесы могла послужить реальная история, произошедшая в одном из приволжских городков. Молодая девушка была отдана замуж в чужую жестокую семью. Она терпела унижения и притеснения со стороны свекрови, тихий и забитый муж был не в состоянии защитить жену. Не выдержав постоянных обид и сплетен вокруг своего имени, девушка бросилась с Волгу. В пьесе Островского Катерина – чистая, открытая, искренняя и романтичная девушка. Она уважительно относится к окружающим, готова всех любить, но в ответ она ждет такого же отношения к себе.

Слайд 9

В мире кабановых и диких процветают другие права. Кабаниха – полноправная хозяйка дома. Она считает, что жизнь в семье должна строиться по домостроевским законам: главной в доме должна быть свекровь, все члены семьи должны выполнять ее распоряжения, отношения между мужем и женой должны строиться на страхе со стороны жены, на власти со стороны мужа. Марфа Игнатьевна набожна, привечает странницу Феклушу, но при этом очень деспотична, придирчива, властолюбива. Дикой груб и жесток по отношению к окружающим. Он безнаказанно оскорбляет всех вокруг, а тех, кому должен платить деньги за работу обирает и обделяет. В среде ханжества, лицемерия, самодурства Катерине, Тихону, Варваре и Борису живется очень тяжело. Но последние смогли приспособиться к такому образу жизни. Они научились лгать, притворяться, выкручиваться. Катерина же не способна на ложь. Она до поры до времени терпит деспотизм, высокомерие, жестокость, равнодушие. А потом начинает протестовать. В те времена у замужней женщины было немного способов защитить свою честь и достоинство. Она не могла уйти от мужа, да и человек, которого полюбила Катерина, боится встать на ее защиту, взять за нее ответственность.

Слайд 10

У героини остается единственный возможный для нее путь – самоубийство. Для религиозной Катерины этот шаг – большой грех. Но другого выхода нет. В пьесе сталкиваются два мира, две позиции – старый патриархальный уклад и новый, современный образ жизни молодого поколения. В этом произведении конфликт «отцов» и «детей» оказался неразрешим. Конечно, спор между старым и новым поколением неизбежен. Поэтому и старшее поколение так редко бывает довольно молодежью. Молодые стремятся к новому, часто отвергая испытанные веками традиции. Старое старается ограничить молодых, направить в нужное русло их энергию. Необходимо искать золотую середину, строить новое, не разрушая того полезного, что предлагают люди старшего поколения. 400 слов.

Слайд 11

Рекомендуемые критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования
К1. Соответствие теме К1. Соответствие теме
Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно. 2
Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается. 1
Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается. 0
К2. Аргументация. Привлечение литературного материала К2. Аргументация. Привлечение литературного материала
Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.) 2
Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения; и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения; и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала. 1
сочинение написано без привлечения литературного материала, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения, и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок. 0

Слайд 12

К3. Композиция К3. Композиция
Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов. 2
Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы, и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается. 1
Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна. 0
К4. Качество речи К4. Качество речи
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов. 2
Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. 1
Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами. 0

Слайд 13

К5. Оригинальность сочинения К5. Оригинальность сочинения
Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля. 1
Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля. 0
К6. Речевые нормы К6. Речевые нормы
Допущено не более 2 речевых ошибок. 2
Допущены 3-4 речевые ошибки. 1
Допущено 5 и более речевых ошибок. 0

Слайд 14

Круг литературных произведений, использованных для аргументации
Сочинение позволяет учащимся с хорошим уровнем общего и речевого развития свободно выходить за рамки школьной программы по литературе в выборе произведений для аргументации
Экзаменуемые, не привыкшие много читать и затрудняющиеся в создании развернутого письменного высказывания на заданную ему, чаще обращаются к произведениям из школьной программы и «внеклассного чтения» второй половины XX века
Использование краткого пересказа литературного произведения
К2
Ссылка на экранизацию, театральную постановку
Обращение к произведениям массовой культуры

Слайд 15

Подготовка к итоговому сочинению
Итоговое сочинение ЕГЭ по русскому языку ЕГЭ по литературе
Цель - развитие речевой культуры обучающихся, стимул к чтению; нацелено на проверку уровня речевой культуры выпускника; проверяет умения рассуждать по избранной теме с опорой на литературный материал Компетентностный подход: «проверить лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить лингвистический анализ языковых явлений; языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм; коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания; культуроведческую, то есть осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка» (из «Спецификации…») «…при сдаче ЕГЭ по литературе от экзаменуемого требуется активизация наиболее значимых для предмета видов учебной деятельности: аналитического осмысления художественного текста, его интерпретации, поиска оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, написания аргументированного ответа на проблемный вопрос» (из «Спецификации…»)
Итоговое сочинение и задания с развернутым ответом в ЕГЭ по русскому языку и литературе

Слайд 16

ГБОУ ордена Трудового Красного Знамени гимназия № 201 им. Героев Советского Союза З. и А. Космодемьянских
Новикова Л.В., кандидат педагогических наук, Почетный работник общего образования РФ, член Федеральной предметной комиссии по литературе и рабочей группы по разработке тематики и критериев оценивания итогового сочинения novikova201@yandex.ru
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ, УЧИТЕЛЕЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
3 ноября, 11.00 – 15.00 XIII городские Педагогические чтения имени З. Н. Кулаковой