Презентация - Итоговое сочинение в 2015/16 учебном году

Итоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном годуИтоговое сочинение в 2015/16 учебном году







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ЕГЭ
Итоговое сочинение в 2015/16 учебном году

Слайд 2

Задачи введения итогового сочинения в 11 классе
Выявить уровень речевой культуры учащихся; его начитанность; личностную зрелость; умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу.

Слайд 3

Подготовка к итоговому сочинению
Итоговое сочинение ЕГЭ по русскому языку ЕГЭ по литературе
Цель - развитие речевой культуры обучающихся, стимул к чтению; нацелено на проверку уровня речевой культуры выпускника; проверяет умения рассуждать по избранной теме с опорой на литературный материал Компетентностный подход: «проверить лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить лингвистический анализ языковых явлений; языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм; коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания; культуроведческую, то есть осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка» (из «Спецификации…») «…при сдаче ЕГЭ по литературе от экзаменуемого требуется активизация наиболее значимых для предмета видов учебной деятельности: аналитического осмысления художественного текста, его интерпретации, поиска оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, написания аргументированного ответа на проблемный вопрос» (из «Спецификации…»)
Итоговое сочинение и задания с развернутым ответом в ЕГЭ по русскому языку и литературе

Слайд 4

Итоговое сочинение: вопросы и ответы
Какие задачи решает итоговое сочинение?     Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школой: «зачет-незачет») и  форма индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результатов сочинений в вузах осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза. Каким дополнительным материалом можно пользоваться при написании итогового сочинения?  Может ли участник пользоваться литературным источником (текстом произведения)?   При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика). Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения). На скольких произведениях нужно  строить рассуждение?       Можно строить рассуждение с опорой на  одно  произведение. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях. Что собой представляют темы итогового сочинения? Темы разрабатываются в рамках открытых направлений, которые размещены на сайте ФИПИ. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Образцы тем под открытые направления не предлагаются.

Слайд 5

Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения?        Литературный материал берется из отечественной или мировой литературы – это художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика. В каких случаях за сочинение может быть выставлен "зачет"?   Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 (соответствие теме) и №2 (аргументация, привлечение литературного материала) – в обязательном порядке); выдержать объем (сочинение не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно. В каком жанре нужно писать итоговое сочинение? Выпускник должен написать сочинение-рассуждение, что отражено в критериях оценивания. Будут ли формулировки тем итогового сочинения только в виде вопроса? Формулировки тем будут разные: констатирующие, цитатные, в форме вопроса.

Слайд 6

Может ли учитель комментировать темы сочинения перед его проведением (ранее традиция такая была)? Учительский комментарий к темам не предполагается. В методических рекомендациях для образовательных организаций сказано, что член комиссии должен: "ознакомить участников итогового сочинения (изложения) с темами сочинений". Это означает, что темы должны быть доведены до сведения выпускников (написаны на доске, прочитаны, например, для слепых обучающихся, розданы на парты (если есть возможность их распечатать). Обязательно на парте каждого выпускника должна лежать инструкция для участника. Возможна ли в сочинении опора на Библию, произведения устного народного творчества? В Методических рекомендациях по подготовке к итоговому сочинению (изложению), размещенных на сайте ФГБНУ «ФИПИ», даны разъяснения по вопросу привлечения литературного материала. Данная информация содержится непосредственно в «Критериях оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования». В комментарии к Критерию №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» сказано: «Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции». О возможности использовать Библию напрямую не говорится в силу светского характера образования. Но Библию, безусловно, можно рассматривать как литературный источник. Если сочинение будет опираться на Библию, это не приведет к незачету по указанному параметру. В своих рассуждениях автор сочинения может также опираться на произведения устного народного творчества.

Слайд 7

Итоговое сочинение – это не сочинение по литературе
Сочинение носит надпредметный характер и нацелено на проверку уровня речевой культуры выпускника, поэтому ответственность за качество этой работы лежит на всем педагогическом коллективе школы; литературоцентричность экзамена связана с традицией русской школы, где чтение и изучение литературы всегда играло важную роль; опора на литературное произведение подразумевает не только ссылку на текст, но и осмысление его в ракурсе темы, т. е. обращение к нему на уровне аргументации, использование примеров, связанных с темой, системой персонажей, проблематикой произведения и т. д.
В темах сочинений умышленно не используются узкие формулировки; реализуются принципы посильности, ясности и точности постановки проблемы; не указываются конкретные произведения, что позволяет выпускнику самостоятельно выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.

Слайд 8

Надпредметный характер сочинения
Выпускники должны использовать знания по истории, обществознанию, литературе, биологии, географии и т.д. Работа проверяет личностные качества ученика: готовность к самостоятельной рефлексии, способность размышлять, умение выстроить ассоциативный ряд в рассуждении.

Слайд 9

Обратите внимание!
Если в сочинении менее 250 слов, то сочинение не проверяется по критериям №1-№5. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет». Если за сочинение по критерию №1 выставлен «незачет», то сочинение по критериям №2-№5 не проверяется. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет». Если за сочинение по критерию по критерию №1 выставлен «зачет», а по критерию №2 выставлен «незачет», то сочинение по критериям №3-№5 не проверяется. В клетки по критериям оценивания №3-№5 выставляется «незачет». Во всех остальных случаях сочинение проверяется по всем пяти критериям и оценивается в системе «зачет»-«незачет» (например, недопустимо не проверять работу по критериям К4 и К5, если выпускник получил зачет на основании зачетов по критериям К1, К2, К3).

Слайд 10

"Мы предлагаем максимально широкие направления для тем сочинений, которые вообще мы формулируем как ключевые слова или как метафоры. Эти метафоры и ключевые слова будут потом обрастать конкретными темами“. Н.Д.Солженицына.
2015-2016 учебный год

Слайд 11

Изменения в порядке выбора направлений и формулировки тем
2014-2015 уч. год «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) Вопросы, заданные человечеству войной Человек и природа в отечественной и мировой литературе Спор поколений: вместе и врозь Чем люди живы?
2015-2016 уч. год Нет привязок к датам; В основе выбора направлений итогового сочинения – концепты: время, путь, любовь, дом. Это философские категории, в их рамках – тематика, по 5 тем в регионе. Пересечения тем в регионах не будет!

Слайд 12

Что такое концепт?
«Концепт – это термин, служащий объяснению той информационной структуры, которая отражает знания и опыт человека, всей картины мира, отражённой в человеческой психике». «Константа (концепт)– постоянная величина в ряду изменяющихся» Ю.С.Степанов «Константы культуры – это такие концепты, которые появляются в глубокой древности и прослеживаются через взгляды мыслителей, писателей и рядовых носителей языка вплоть до наших дней». В.А.Маслова
«Константа – это концепт, в содержании которого заложен постоянный, неизменный фрагмент картины мира. Таким постоянным фрагментом мира являются любовь, душа, Бог, вера, родина и т.д.» Г.А.Крюкова

Слайд 13

Направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
"ВРЕМЯ"

Слайд 14

Художественное время как особый способ познания мира.
Время в художественном произведении — это длительность, последовательность и соотнесенность его событий, основанных на их причинно-следственной, линейной или ассоциативной связи. обратимо (автор воскрешает события прошлого), многомерно (действие развертывается в разных временных плоскостях) нелинейно (рассказ о событиях прошлого нарушается рассуждениями, комментариями, оценками). Время в тексте имеет четко определенные или достаточно размытые границы (события, например, могут охватить десятки лет, год, несколько дней, день, час и т.п.), которые могут обозначаться или, напротив, не обозначаться в произведении по отношению к историческому времени или времени, устанавливаемому автором условно (роман Е. Замятина «Мы»).

Слайд 15

Образ времени может быть связан с мотивами
движения; развития; становления; преходящего, земного; вечного; противопоставления преходящего и вечного.

Слайд 16

Образ времени в литературе
Образы художественного времени Характеристика Произведения
Биографическое Детство, юность, зрелость, старость Л.Н,Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность»; М.Горький «Мои университеты»
Историческое Характеристика смены эпох, поколений, крупных событий в жизни общества Л.Н.Толстой «Война и мир», И.С.Тургенев «Отцы и дети», М.Булгаков «Белая гвардия» В.Тендряков «Пара гнедых», «Хлеб для собаки», «Параня», М.Шолохов «Донские рассказы», «Тихий Дон» и др.
Космическое Представление о вечности и вселенской истории М.Булгаков «Мастер и Маргарита», поэзия Лермонтова, Тютчева, Блока и т.д.
Календарное Смена времен года, будней и праздников И.Шмелёв «Лето Господне»
Суточное День и ночь, утро и вечер И.С.Тургенев «Бежин луг», А.П.Чехов «Степь», поэзия Пушкина, Фета, Есенина и т.д.

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Как можно рассматривать время?
биографическое время как одно из проявлений времени исторического («отражение истории в человеке»); как категорию существования человека во времени (тема детства как времени); как время, представленное в образах, событиях (политических, экономических, военных и т.п.):И. Бабель «Конармия», рассказы Зощенко, В.Тендряков «Пара гнедых», «Хлеб для собаки», «Параня» и.т.д) как наиболее яркое событие в жизни героя, ее эмоциональная вершина; художественное время при этом замедляется, «растягивается», течение же последующей жизни героя передается обобщенно, суммарно (И.Тургенев «Вешние воды», И.Бунин «Руся») как этап становления личности героя (Л.Толстой «Война и мир») как жизненный путь героя (Гончаров «Обломов») время как испытание (литература Гражданской войны, военная литература) как взаимоотношение поколений (тема отцов и детей) как непрерывную цепь событий и фактов в истории человечества (А.Чехов «Студент») и т.д.

Слайд 20

Соотношение прошлого, настоящего, будущего
И.Бунин «Холодная осень», М.Лермонтов «Мцыри» Один «миг» жизни, воскрешаемый героями в воспоминаниях, оценивается ими как реальный, исчезает противопоставление прошлого и настоящего. Мерой человеческой жизни признается наличие в ней моментов, причастных к вечности и освобожденных от власти необратимого физического времени.
И.Бунин «Холодная осень», М.Лермонтов «Мцыри» Будущее для героев оказывается связанным не с земным бытием, не с объективным временем с его необратимостью, а с памятью и вечностью. Устанавливается истинное время — время сознания повествователя или героя, которое противопоставляет «ненужному сну» бытия неповторимые мгновения, запечатлевшиеся навсегда в памяти.
И.Бунин «Холодная осень», М.Лермонтов «Мцыри» Длительность и сила воспоминаний героев сохраняют память об ушедших, о прошлой жизни, о лучших днях жизни. Устанавливается неразрывная временная связь прошлого, настоящего и будущего.

Слайд 21

Что может мешать отцам и детям понять друг друга? Чем может быть ценен для детей опыт отцов? Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью? Роль родительского наставления в жизни человека. Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»? Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы? В чём истоки непонимания между людьми разных поколений? Обижает ли Вас фраза человека старшего поколения «Да, были люди в наше время…»? Как влияет на сущность человека война? Почему тема войны не уходит из литературы? «В наш век все чувства лишь на срок». Почему в годы войны дети рано взрослели? Какое значение имеет пора юности в жизни человека? «Остановись, мгновение! Ты прекрасно!» (Гете) «Есть только миг между прошлым и будущим» Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) Согласны ли Вы с Л.Н. Толстым, утверждающим, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»?

Слайд 22

Направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
"ДОМ"

Слайд 23

Многозначность образа Дома в литературе
Дом жилище, Россия, родина, хранитель духовных, культурных, нравственных ценностей и традиций, крепость в хаосе военных, революционных событий, пристанище уставшей души, место её отдыха и восстановления; место сбережения духовных, нравственных, культурных традиций; утверждение вечности, красоты и прочности жизни, воплощение связи времён прошлого и настоящего, духовный портрет семьи; отражение сущности человека, приём характеристики героя, центр мира, род, место восстановления сил и т.д.

Слайд 24

Дом (семья, детство)
Проблемы  памяти о своих истоках, о своём детстве; роли семьи в развитии ребёнка; роли отчего  дома  в судьбе человека; восприятия ребёнком окружающего мира;  роли  детства в становлении личности человека; связи поколений; взаимоотношений с близкими людьми; роли детских воспоминаний в жизни человека; роли общения в развитии личности ребёнка; роли взрослых в формировании мировосприятии ребёнка; влияния детства на формирование жизненной позиции человека; влияния событий детства на характер и судьбу человека и т.д.

Слайд 25

ДОМ
Шмелёв И.С. «Лето Господне»
Пушкин А.С. «Капитанская дочка»
Л.Н.Толстой «Война и мир»
Шолохов М.А. «Тихий Дон»
Солженицын А.И. «Матрёнин двор»
Астафьев В. «Царь-рыба»
Духовная сила Соблюдение традиций и обрядов Русский характер Хранитель православных ценностей
Сохранение нравственных традиций Прямодушие Честность Верность долгу Милосердие Духовность
Взаимопомощь Забота друг о друге Трудолюбие Сохранение традиций Совесть Любовь
Душевное спокойствие Доброта Праведность Совестливость
Родина Россия Природа Совесть и т.д.
Идеал домашнего очага, — семьи Болконских, Ростовых: теплота внутрисемейных отношений, хлебосольство, гостеприимство, высокая мораль, честь, долг, патриотизм
«Родительский дом – начало начал…» (М. Рябинин) «Мой дом везде, где есть небесный свод…» (М. Лермонтов)

Слайд 26

Распутин В. («Прощание с Матёрой», «Пожар», «Изба»)
Если традиционно дом мыслился как мир, то теперь мир представляется домом «человека мира».

Слайд 27

АНТИДОМ
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
А.Островский «Гроза»
Распутин В.Г. «Прощание с Матёрой»
Грубость Деспотизм Невежество Жажда наживы Бездушие
Лицемерие Ханжество Деспотизм Унижение Ложь Смерть
Разорение Разрушение жизненного уклада Утрата связи с прошлым Беспамятство

Слайд 28

Что такое семейные традиции и зачем они нужны? Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть? Почему так важно сохранять связь между поколениями? Кого можно считать счастливым человеком? Как природа помогает понять мир человеческих чувств? Что Вас волнует больше: красота природы или красота, сотворённая человеком? Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»? Что мешает человеку быть счастливым? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) Как пейзажные страницы произведений помогают понять характер и состояние человека? Может ли природа помочь человеку понять себя? Способна ли природа давать подсказки человеку? Чему человек может научиться у природы? Во имя чего человек может идти на самопожертвование? Как Вы понимаете слово «долг»?

Слайд 29

Направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.
«ЛЮБОВЬ»

Слайд 30

Гиперо́нимы — слова с более широким значением, выражающие общее, родовое понятие
К кому (чему) можно испытывать?
Какой бывает?
взаимной, страстной, по расчёту, безграничной,, слепой, вечной, глубокой, бескорыстной, благоговейной, жертвенной, материнской, братской, сыновней, безгрешной, родительской, неразделённой, трепетной, искренней, инстинктивной, безоглядной, разумной,  романтической, безответной, отвергнутой, чистой, неземной, негасимая, всепоглощающей, несчастной, единственной, грешной и т.д. …
любовь
Что может?
«вспышка», миг
отношение
способ- ность
вспыхнуть, победить, согреть, переполнять, говорить, спасти, закончиться, расцвести, помочь, править, родиться, превратить, сказать, длиться, расти, убить, угаснуть, смениться, охватить, помогать, преобразить, иссякнуть, ослепить, исчезнуть, оставаться, существовать, захватить, умереть, возникнуть, зарождаться, превращаться, расти, обязывать прозвучать, рождаться, усиливаться, улетучиться, отсутствовать, связывать, смениться, оставаться…
Семья, свобода, человек, счастье, судьба, ревность, родина, жизнь, смерть, искушение, предательство, вера, ненависть, труд, грех, самопожертвование, страсть, надежда, забота, долг, сострадание, бескорыстие…
К Богу родителям, близким, окружающим, себе, родине, России, природе, народу, профессии, работе, деньгам, музыке, истине, жизни, свободе, чтению и т.п.
самопожертвование, готовность на всё во имя любви и блага Близкого человека
От художественных задач авторов, их нравственных и эстетических идеалов.
Многоплановость смысла в литературе
проверка состоятельности человека как личности
трагедия, величайшая тайна
благодать, воскрешающая сила
преображающая сила, воздействующая на характер, психику и мировоззрение личности и т.п.
чувство
основа существо- вания
состояние
эмоции
С какими понятиями связана?
От чего зависит переосмысление концепта?
«нигилистический» блок признаков, передающих неподконтрольность или отрицающих ценность данного феномена: любовь – морок, болезнь души, безумие.

Слайд 31

"Что такое любовь? Солнечный удар, томление духа или благодать?" И.Бунин «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». И.Тургенев «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте выражается индивидуальность, а – в любви». «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». А.Куприн «Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше… Это - сознание своей неотъемлемости от родины, неотъемлемость переживаний вместе с ней её счастливых и несчастливых дней». А. Толстой «Любовь к Отечеству - это готовность защищать его независимость. Из этого складывается патриотизм - чувство великое, необходимое, прекрасное. Оно вбирает в себя любовь к Родине, преданность ей, стремление своими делами служить её интересам». В. Пекелис «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое». В. Белинский

Слайд 32

О любви
Я считаю, что самая большая ценность человеческой жизни (ведь жизнь кажется лишенной всякого смысла; и сколько бы ни было попыток самых умных представителей человечества найти хоть какой-то облегчающий смысл нашей жизни, облегчающий перед лицом смерти, полного исчезновения, ничего из этого не выходило), так вот, единственное, что как-то освещает человеческую жизнь, освещает и освящает,—это любовь. Один человек сделал научное открытие, другой написал книгу, снял фильм, сочинил пьесу, одну, две, три—все это не поглощает человека. Единственное, что его поглощает полностью,—это чувство любви. В любви человек раскрывается наиболее полно. Все искусство рождалось и вырастало на любви, причем любви самой разной—любви и восхищении перед женщиной, перед природой, перед чудом жизни. Любовь к этому миру и любовь к Богу—для многих одно и то же. Если чувство любви не посетило человека, у такого человека, мягко говоря,—неполная жизнь. Это очень несчастный человек. Д Гранин

Слайд 33

«Страна любви – великая страна…» (В.Высоцкий)
Напишите сочинение-рассуждение о роли любви по ключевым фразам, взятым из статьи русского философа И. Ильина:   1. Нельзя человеку прожить без любви, потому что она дана нам от Бога и от природы… 2. Нельзя человеку прожить без любви и потому, что она есть главная выбирающая сила в жизни, великий дар – увидеть лучшее, избрать его и жить им… 3. Нельзя человеку прожить без любви и потому, что она есть главная творческая сила человека… 4. Нельзя человеку прожить без любви и потому, что самое главное и драгоценное в его жизни открывается именно сердцу… 5. Без любви мы обречены со всею нашею культурою. В ней наша надежда и наше спасение.

Слайд 34

Кого можно считать счастливым человеком? Ради чего стоит жить? Ради чего можно идти на самопожертвование? «Я люблю, и значит – я живу…» (В.С. Высоцкий) Что важнее: любить или быть любимым? «Жди меня, и я вернусь…»: любовь и война. В чём счастье и драма любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) Почему герои М. Ю. Лермонтова редко обретают счастье в дружбе и любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) Любовь: поединок без победителей? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

Слайд 35

Направление актуализирует  конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
"ПУТЬ"

Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

Что мешает человеку быть счастливым? «Я люблю, и значит – я живу…» (Высоцкий В.) Какую жизнь можно считать прожитой не зря? Чем опасна свобода без ограничений? Во имя чего человек может идти на самопожертвование? Чем может быть ценен для детей опыт отцов? Роль родительского наставления в жизни человека. Какие события, впечатления жизни помогают человеку взрослеть? Кого можно считать счастливым человеком? Почему человек нередко становится источником несчастья других людей? Согласны ли вы с утверждением героя И.С. Тургенева «Всякий человек сам себя воспитать должен»?

Слайд 39

Направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.
"Год литературы в России"

Слайд 40

Год литературы – хорошая возможность напомнить людям о роли умной книги в жизни общества. Литература «развивает творческий потенциал людей, объединяет нацию вокруг общих духовных и нравственных ценностей, задаёт стратегические идеи, культурные ориентиры гражданам». Путин В.В.

Слайд 41

Юбилеи и возможные темы
24 мая - 110 лет со дня рождения М. А. Шолохова (1905-1984), советского писателя и общественного деятеля, 21 июня - 105 лет со дня рождения А. Т. Твардовского (1910-1971), русского поэта, 15 января- 220 лет со дня рождения А. С. Грибоедова (1795-1829), русского писателя, 28 августа - 90 лет со дня рождения А. Н. Стругацкого (1925-1991), писателя-фантаста 7 сентября - 145 лет со дня рождения А. И. Куприна (1870-1938), русского писателя, 3 октября - 120 лет со дня рождения С. А. Есенина (1895-1925), русского поэта, 22 октября - 140 лет со дня рождения И. А. Бунина (1870-1953), русского писателя, поэта, ноябрь (по др. данным декабрь) - 195 лет со дня рождения А. А. Фета (1820-1892) , русского поэта-лирика, 28 ноября – 135 лет со дня рождения А. А. Блока (1880 – 1921), русского поэта.
Мир, открытый мне (фамилия писателя). Современен ли (фамилия писателя)? Способна ли литература воспитывать человека? Какой опыт даёт человеку литература? Может ли литература помочь человеку понять себя? Книга, научившая меня жить. Мой любимый поэт (писатель). Герои произведений (автор указан), близкие мне. Чем творчество (автор указан) может быть интересно моему поколению? Литература – отражение жизни? и т.п.

Слайд 42

Тема, сформулированная в виде утверждения Тема, переформулированная в виде вопроса
«Жди меня, и я вернусь…»: любовь и война. Что помогает человеку выжить на войне? Что спасает человека в условиях войны?
Произведение о войне, которое Вас взволновало Почему произведение о войне (указать название) меня взволновало?
Война: преступление и подвиг Что на войне можно считать преступлением, а что – подвигом, и в чём они противостоят друг другу?
Роль родительского наставления в жизни человека Какую особую роль играет родительское наставление в жизни человека?
«Я люблю, и значит – я живу…» (В. С. Высоцкий) Почему жизнь без любви невозможна? Почему жить – это значит любить?
Понимание темы связано с умением обозначить проблему будущего высказывания, т. е. выделить главный вопрос, ответом на который станет текст сочинения.
Выбор и обдумывание темы сочинения
Обратите внимание! Если выпускник не отвечает на вопрос темы, это значит, что он не понимает, о чем его спрашивают, и сочинение заслуживает неудовлетворительной оценки

Слайд 43

Выявление ключевых слов темы сочинения
Определите ключевые слова в следующих темах сочинений: В чём истоки непонимания людей разных поколений? Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн? Во имя чего человек может идти на самопожертвование? Чем может быть ценен для детей опыт отцов? Чем опасно равнодушие? Почему так важно сохранять связь между поколениями? Что важнее: любить или быть любимым? Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
Понимание и осмысление содержания терминов и понятий
Определите смысловое наполнение нравственно-психологических понятий и терминов, встречающихся в формулировках тем и направлений итогового сочинения: дом, любовь, счастье, путь, судьба, время, опыт, преступление, подвиг, диссонанс, созвучие, гармония, наставление, свобода, самопожертвование, честь, долг, равнодушие, взаимопонимание, бесчестие, нравственный закон и др.; герой, характер, тема, проблема, конфликт, традиция, пейзаж и др.

Слайд 44

Проверяем себя
Определите ключевые слова в следующих темах сочинений: В чём истоки непонимания людей разных поколений? Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн? Во имя чего человек может идти на самопожертвование? Чем может быть ценен для детей опыт отцов? Чем опасно равнодушие? Почему так важно сохранять связь между поколениями? Что важнее: любить или быть любимым? Что такое семейные традиции и зачем они нужны?

Слайд 45

Определение главной мысли сочинения
Сформулируйте главную мысль в следующих темах сочинений: Почему герои М. Ю. Лермонтова редко обретают счастье в дружбе и любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова.) Почему тема войны не уходит из литературы? Как природа помогает понять мир человеческих чувств? Почему так важно сохранять связь между поколениями? Какую жизнь можно считать прожитой не зря?
Подбор литературного материала
Основные условия: Сочинение станет поверхностным, если перегрузить его материалом, который только упомянут, но не проанализирован. Сочинение будет неполным, если подобрать мало материала. Сочинение будет не цельным, если не определен аспект доказательства главной мысли. При грамотном сужении темы и раскрытии одной из поставленных проблем можно сделать сочинения глубоким, полным и цельным.
Тема. Сохранить человечность на войне… (По страницам литературы XIX–XXI вв.) Главная мысль. Бесчеловечность и жестокость войны. Аспекты доказательства главной мысли. «Женщина и война», «дети и война», «нравственный выбор на войне» и др. Подбор произведения для доказательства выбранного аспекта темы…

Слайд 46

Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения (составление плана)
Вступление. Определение и формулирование 1-2 основных проблем, которые будут доказываться в главной части сочинения. Главная часть. Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство главной мысли сочинения с учетом проблем, поставленных во вступлении: Содержательное наполнение каждого абзаца сочинения: тезис (мысль, требующая доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. Заключение. Краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения; цитата, содержащая в себе суть главной мысли сочинения; постановка новых проблем и вопросов в ракурсе темы, которые еще предстоит решить).
Обратите внимание! В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении. Заключение сочинения должно перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по проблемам, поставленным во вступлении.

Слайд 47

Написание сочинения на черновике. Обдумывание структуры и композиции сочинения
При написании черновика выпускник должен: постоянно сверяться с темой сочинения и не отступать от нее во всех структурных элементах работы: вступлении, главной части и заключении; не отклоняться от темы и рассматривать ее в нужном ракурсе; следовать составленному плану работы или записывать и обосновывать связанные с темой тезисы; при определении структуры и композиции сочинения не забывать о соразмерности и логическом порядке его частей; выделить в тексте смысловые части, расставить их в нужном порядке или поменять местами в соответствии с замыслом и логикой работы; проверить, как соотносятся друг с другом вступление и заключение сочинения; определить логику переходов от одного смыслового фрагмента к другому в основной части сочинения.
Обратите внимание! Выпускник должен успеть переписать итоговое сочинение начисто: черновик работы экспертами не проверяется.

Слайд 48

Критерии оценивания сочинения

Слайд 49

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования Сочинение оценивается по шести критериям. Критерии №1 и №2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№6). При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.  

Слайд 50

Если сочинение списано из какого-либо источника, включая Интернет, то за такую работу ставится «незачет». Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарѐм

Слайд 51

Критерий №1 Соответствие теме
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Слайд 52

  Критерий №2 Аргументация. Привлечение литературного материала
  Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Слайд 53

  Критерий №3 Композиция и логика рассуждения
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).  

Слайд 54

Критерий №4 Качество письменной речи
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Слайд 55

Критерий №5 Грамотность
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).  

Слайд 56

К1. Соответствие теме
Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.  2
Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается. 1
Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается. 0

Слайд 57

К2. Аргументация. Привлечение литературного материала
Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)  2
Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения; и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения; и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала. 1
сочинение написано без привлечения литературного материала, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения, и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок. 0

Слайд 58

К3. Композиция
Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.  2
Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы, и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается. 1
Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна. 0

Слайд 59

К4. Качество речи
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.  2
Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. 1
Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами. 0

Слайд 60

К5. Оригинальность сочинения
Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля.  1
Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля. 0

Слайд 61

К6. Речевые нормы
Допущено не более 2 речевых ошибок.  2
Допущены 3-4 речевые ошибки. 1
Допущены 5 и более речевых ошибок. 0

Слайд 62

К7. Орфографические нормы
Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.  3
Допущены 2-3 орфографические ошибки. 2
Допущены 4-5 орфографических ошибок. 1
Допущено более 5 орфографических ошибок. 0

Слайд 63

К8. Пунктуационные нормы
Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.  3
Допущены 2-3 пунктуационные ошибки. 2
Допущены 4-5 пунктуационных ошибок. 1
Допущено более 5 пунктуационных ошибок. 0

Слайд 64

К9. Грамматические нормы
Допущено не более 2 грамматических ошибок.  2
Допущены 3-4 грамматические ошибки. 1
Допущено 5 и более грамматических ошибок. 0

Слайд 65

К10. Фактическая точность в фоновом материале
Фактические ошибки отсутствуют.  2
Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более). 1
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ 20

Слайд 66

Рекомендации по переводу баллов в 10-балльную шкалу
Отметка по десятибалльной системе оценивания 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Первичный балл 0-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17 18 19 20

Слайд 67

Литература
Материалы сайта www.fipi.ru Н.В.Беляева «Подготовка школьников к итоговому сочинению» Г.А.Крюкова «Определение объёма содержания понятия «концепт»» Н.А.Николина «Филологический анализ текста», 2003 В. В. Цуркан «Антология художественных концептов русской литературы XX века», 2013

Слайд 68


Вдохновения в работе!
Егораева Г.Т., ведущий методист издательства "Экзамен", Москва