Презентация - Мастер-класс «Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка»

Мастер-класс «Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка»Мастер-класс «Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка»Мастер-класс «Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка»Мастер-класс «Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка»Мастер-класс «Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка»Мастер-класс «Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка»Мастер-класс «Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка»Мастер-класс «Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка»Мастер-класс «Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка»Мастер-класс «Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка»Мастер-класс «Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка»Мастер-класс «Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка»Мастер-класс «Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка»Мастер-класс «Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка»Мастер-класс «Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка»Мастер-класс «Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка»Мастер-класс «Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Мастер-класс учителя русского языка и литературы МБОУ «Шпалозаводская СОШ» Вторушиной Ольги Ивановны

Слайд 2

«Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают больше, чем те, которые пришли в голову другим» Луи Паскаль
Цель мастер - класса: поделиться своим опытом использования проблемно-диалогического обучения для развития познавательной деятельности школьников. Результат: осознание нашей педагогической аудиторией необходимости и эффективности использования технологии проблемно-диалогического обучения.

Слайд 3

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний посредством диалога с учителем, постановки и решения проблемной ситуации

Слайд 4

Основная идея технологии:
Ученик – не объект обучения, пассивно воспринимающий учебную информацию, а активный субъект, самостоятельно владеющий знаниями и решающий познавательные задачи. = Стандарты 2 поколения

Слайд 5


Традиционный урок Проверка д/з учеников учителем. 2. Объявление темы учителем. 3. Объяснение темы учителем. 4. Закрепление знаний учениками.
Проблемно-диалогический урок 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками. 2. Актуализация учениками своих знаний. 3. Поиск решения проблемы учениками. 4. Выражение решения. 5. Применение знаний учениками.

Слайд 6

Этапы проблемно-диалогического урока
Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками. 2) Выдвижение версий решения проблемы. 3) Актуализация имеющихся знаний. 4) Составление плана решения проблемы. 5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания. 6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.

Слайд 7

Постановка проблемы
Классу предлагается практическое задание на новый материал, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать»; полученные результаты необходимо озвучить фронтально («Посмотрим, как вы справились с заданием»)- проблемная ситуация с удивлением; учитель разворачивает с классом побуждающий диалог; сформулированная школьниками учебная проблема (вопрос для исследования или тема урока) фиксируется учителем на доске

Слайд 8

Методы постановки учебной проблемы:
Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Подводящий к теме диалог. Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Слайд 9

Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Педагогические действия: 1) создание проблемной ситуации; 2) побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждение к формулированию учебной проблемы; 4) принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Слайд 10

Побуждающий к гипотезам диалог Тема урока: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных"
Учитель Ученики
использует подводящий к теме диалог Посмотрите на слова. Какие будут гипотезы о правописании мягкого знака? (Побуждение к выдвижению гипотез.) Все слова с мягким знаком одушевленные? (Подсказка к контраргументу.) Все с этим согласны? (Побуждение к устной проверке.) Еще какие есть гипотезы? (Побуждение к выдвижению гипотез.) С этой гипотезой согласны? (Побуждение к устной проверке.) формулируют тему урока В одушевленных существительных мягкий знак пишется (например, дочь), в неодушевленных (ключ) не пишется (ошибочная гипотеза 1).   Слово «ночь» с мягким знаком, но неодушевленное (контраргумент). Мягкий знак пишется после «ч», а после «ж» не пишется (ошибочная гипотеза 2).

Слайд 11

Побуждающий к гипотезам диалог (продолжение)
Просмотрите все слова на «ч» и «ж» (подсказка к контраргументу).  Другие гипотезы есть? (Побуждение к выдвижению гипотез.) Что можно сказать о роде существительных? (Подсказка к решающей гипотезе.) Как проверить вашу гипотезу? (Побуждение к практической проверке.) Может, как-то рассортируем слова? (Подсказка к плану проверки.) Делайте. Что дала проверка?   Сформулируйте общий вывод.   Сверьте вывод с учебником. «Ключ» на «ч», но мягкий знак не пишется; «ложь» на «ж», но с мягким знаком (контраргумент).    В женском роде мягкий знак пишется, в мужском нет (решающая гипотеза).   Выпишем в один столбик слова женского рода, в другой - мужского. И посмотрим на мягкий знак (план проверки). Выписывают слова. Слова первого столбика женского рода и с мягким знаком, слова второго столбика мужского рода и без мягкого знака (аргумент). Формулируют правило (открытие нового знания). Все верно.

Слайд 12

Подводящий к теме диалог
Система посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. Разные типы вопросов: Репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); Мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение).

Слайд 13

Плюсы и минусы диалогов
Побуждающий диалог Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы + Развивает творческое мышление. + Максимально близок к жизненным ситуациям. - Ученики могут увести в сторону от темы. - Невозможно рассчитать время на уроке.
Подводящий диалог Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем + Развивает логическое мышление. + Просчитывается по времени. + Ведет к нужному результату коротким путем. - В меньшей степени развивает творчество и инициативу.

Слайд 14

Сообщение темы с мотивирующим приемом
1. Прием «Яркое пятно» 2. Прием «Актуальность»

Слайд 15

Приёмы создания проблемной ситуации.
С удивлением: между двумя (или более) фактами, между житейским представлением учеников и научным фактом С затруднением: между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Слайд 16

При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:
умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации); 2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения); З. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

Слайд 17

Технология проблемно-диалогического обучения является:
результативной; здоровьесберегающей; общепедагогической.