Презентация - Подготовка к итоговому сочинению по литературе

Подготовка к итоговому сочинению по литературеПодготовка к итоговому сочинению по литературеПодготовка к итоговому сочинению по литературеПодготовка к итоговому сочинению по литературеПодготовка к итоговому сочинению по литературеПодготовка к итоговому сочинению по литературеПодготовка к итоговому сочинению по литературеПодготовка к итоговому сочинению по литературеПодготовка к итоговому сочинению по литературеПодготовка к итоговому сочинению по литературеПодготовка к итоговому сочинению по литературеПодготовка к итоговому сочинению по литературеПодготовка к итоговому сочинению по литературеПодготовка к итоговому сочинению по литературеПодготовка к итоговому сочинению по литературеПодготовка к итоговому сочинению по литературеПодготовка к итоговому сочинению по литературеПодготовка к итоговому сочинению по литературеПодготовка к итоговому сочинению по литературеПодготовка к итоговому сочинению по литературеПодготовка к итоговому сочинению по литературе







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Сочинение? Легко!
Подготовка к итоговому сочинению по литературе
Презентация подготовлена учителем МКОУ Заволжского лицея Голубевой Е.А.

Слайд 2

Тематические направления
В качестве первых четырех тематических направлений выбраны ключевые слова «время», «дом», «любовь», «путь». «Год литературы».

Слайд 3

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления). Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д. Объем – не менее 300 слов
Информация ФИПИ

Слайд 4

Информация ФИПИ
Темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Время написания – 3 часа 55 минут. Результатом итогового сочинения будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Слайд 5

Информация ФИПИ
Школьники будут писать итоговое сочинение (изложение) в первую среду декабря, при получении «незачета» у них будет возможность переписать работу в первые среды февраля и мая. Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. 

Слайд 6

Список прочитанных произведений
направление Время Дом Путь Любовь Год литературы
А.С.Грибоедов «Горе от ума» + + + + +
А.С.Пушкин «Евгений Онегин» +   + +  
Н.В.Гоголь «Мертвые души» + + +    
           
           
           
           
Предложение: составьте свой список прочитанных произведений

Слайд 7

Формулировка тем
Писатель – судья своего времени. Всему начало в родном доме. Как не ошибиться в выборе жизненного пути? «Да благословенна будет любовь, которая сильнее смерти!» (М.Булгаков) Моя любимая книга.
Тема-тезис
Тема-вопрос
Тема-цитата
Тема-размышление

Слайд 8

Алгоритм написания сочинения
Внимательно прочитайте темы сочинения. При выборе прежде всего следует определить, какая из них кажется вам наиболее конкретной, близкой и понятной.
Писатель – судья своего времени. Всему начало в родном доме. Как не ошибиться в выборе жизненного пути? «Да благословенна будет любовь, которая сильнее смерти!» (М.Булгаков) Моя любимая книга.
Примечание: правильное понимание темы сочинения, глубина и полнота ее раскрытия является первым критерием оценивания сочинения.
1

Слайд 9

Алгоритм написания сочинения
Выделите в теме ключевые слова, в которых заключен главный смысл. Необходимо вдуматься в каждое слово формулировки, найти ключевые понятия (тему и идею), обдумать содержание этих понятий, определить их взаимосвязь.
2
Писатель – судья своего времени. Всему начало в родном доме. Как не ошибиться в выборе жизненного пути? «Да благословенна будет любовь, которая сильнее смерти!» (М.Булгаков) « Моя любимая книга»

Слайд 10

Алгоритм написания сочинения
Поставьте вопрос к теме или сформулируйте тему в виде вопроса и постарайтесь конкретно и четко ответить на этот вопрос. Ответ на этот вопрос и составит тезис или идею сочинения. Это точка зрения пишущего по данному вопросу, которую нужно доказать.
3
Темы Вопрос - тезис
Писатель – судья своего времени.
Всему начало в родном доме.
Как не ошибиться в выборе жизненного пути?
«Да благословенна будет любовь, которая сильнее смерти!» (М.Булгаков)
« Моя любимая книга»
Почему писателя можно назвать судьей своего времени?
Многие писатели в своих произведениях не только изображают свою эпоху, но и выносят ей суровый приговор.

Слайд 11

Алгоритм написания сочинения
Подберите аргументы для доказательства вашего тезиса (или идеи) сочинения. Вспомните литературные произведения, которыми можно проиллюстрировать данные аргументы.
4
Тема Тезис (идея) Произведения
Писатель – судья своего времени.
Многие писатели в своих произведениях не только изображают свою эпоху, но и выносят ей суровый приговор.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» И.С.Тургенев «Отцы и дети» Б.Васильев «А зори здесь тихие»
Примечание: При написании сочинения необходимо обратиться не менее, чем к одному произведению русской или зарубежной литературы. Это второй важный критерий оценки сочинения.

Слайд 12

Алгоритм написания сочинения
Продумайте композицию (построение) работы: вступление, основную часть заключение. Напишите план будущего сочинения.
5

Слайд 13

Алгоритм написания сочинения
Приступайте к написанию черновика.
6

Слайд 14

Рассмотрим пример
Тема: «Что определяет судьбу человека: время, в котором он живет , или сам человек?» Выбрали тему Определите ключевые слова. Конкретно и четко ответьте на вопрос, заключенный в теме (это будет ТЕЗИС). 1)Я считаю, что человек – сам хозяин своей судьбы Или 2)Я считаю, что судьбу человека определяет время, в которое он живет. 4. Вспомните героев произведений, которые сами определили свою судьбу, или их судьбу определило время. Например, 1) Лопахин (А.Чехов "Вишневый сад") - сам строил свою жизнь. Внук бывшего крепостного стал хозяином прекрасного имения благодаря трудолюбию, предприимчивости, целеустремленности. 2) Онегин (Пушкин), Печорин (Лермонтов) - "лишние люди", их судьбу определило время, в которое они жили, общество, жертвами которого они стали. 5. В зависимости от того, как вы считаете (или какое произведение лучше помните), составьте план: 1. Вступление (аналитическое) Тезис (ответ на вопрос: Я считаю, что судьбу человека определяет...) 2. Основная часть (доказательство своей мысли, обращение к 1-2 произведениям) 3. Заключение. (Таким образом, я считаю, что судьбу человека определяет...) 6. Напишите черновик сочинения.
Судьба человека - тема

Слайд 15

Первое направление - время
Направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

Слайд 16

Художественное время как особый способ познания мира.
Время в художественном произведении — это длительность, последовательность и соотнесенность его событий, основанных на их причинно-следственной, линейной или ассоциативной связи. обратимо (автор воскрешает события прошлого), многомерно (действие развертывается в разных временных плоскостях) нелинейно (рассказ о событиях прошлого нарушается рассуждениями, комментариями, оценками). Время в тексте имеет четко определенные или достаточно размытые границы (события, например, могут охватить десятки лет, год, несколько дней, день, час и т.п.), которые могут обозначаться или, напротив, не обозначаться в произведении по отношению к историческому времени или времени, устанавливаемому автором условно (роман Е. Замятина «Мы»).

Слайд 17

Образ времени в литературе
Образы художественного времени Характеристика Произведения
Биографическое Детство, юность, зрелость, старость Л.Н,Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность»
Историческое Характеристика смены эпох, поколений, крупных событий в жизни общества Л.Н.Толстой «Война и мир», И.С.Тургенев «Отцы и дети», М.Шолохов «Тихий Дон», произведения о ВОВ и др.
Космическое Представление о вечности и вселенской истории М.Булгаков «Мастер и Маргарита», поэзия Лермонтова, Тютчева, Блока и т.д.
Календарное Смена времен года, будней и праздников Поэзия М.Лермонтова, Ф.Тютчева, А.Фета
Суточное День и ночь, утро и вечер И.С.Тургенев «Бежин луг», А.П.Чехов «Степь», поэзия Пушкина, Фета, Есенина и т.д.

Слайд 18

Список произведений
М.Ю. Лермонтов "Бородино" (война 1812 года) Л.Н. Толстой "Война и мир" (война 1812 года, 20-е годы 19 века - формирование тайных революционных обществ) А.С.Грибоедов "Горе от ума" (1820-е годы 19 века, эпоха декабризма) А.С.Пушкин "Евгений Онегин" (1820-е годы, "лишний человек" М.Ю.Лермонтов "Герой своего времени" (30-е года 19 века, эпоха безвременья, "лишний человек"), а также "Монолог", "Дума"(Печально я гляжу на наше поколенье...), И .С. Тургенев "Отцы и дети" (1857-1860 годы: борьба либералов и революционеров-демократов, 1861 год, отмена крепостного права Чехов "Вишнёвый сад" (рубеж веков, гибель "дворянских гнезд, утверждение власти капитала) А.Блок "Двенадцать" (революция 1917 года) А.Фадеев "Разгром" (гражданская война) М.А.Булгаков "Собачье сердце" (20-е годы 20 века (после революции) М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита", А.Ахматова "Реквием" (30-е годы 20 века) произведения о ВОВ, например: А.Твардовский "Василий Теркин", М.А.Шолохов "Судьба человека", повести В.Быкова, Е.Носов "Красное вино Победы" Б.Васильев "А зори здесь тихие" и др. А.И. Солженицын "Один день Ивана Денисовича"(человек и тоталитарное государство)

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Использованные ресурсы
17-19 слайды – материал презентации Г.Т. Егораевой Материалы сайта ФИПИ Адрес шаблона указан в колонтитулах http://www.novotv.ru/view/newspaper_images/53/2872.jpg?no_watermark=081dfc263c9462a3bc30564bf0281545 – 1 слайд