Презентация - Культура России в XVI в.

Культура России в XVI в.Культура России в XVI в.Культура России в XVI в.Культура России в XVI в.Культура России в XVI в.Культура России в XVI в.Культура России в XVI в.Культура России в XVI в.Культура России в XVI в.Культура России в XVI в.Культура России в XVI в.Культура России в XVI в.Культура России в XVI в.Культура России в XVI в.Культура России в XVI в.Культура России в XVI в.







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Культура России в XVI в.

Слайд 2

Грамотность, книжное дело
Первые учебники по грамматике, арифметике, словари – «Азбуковники» 1564 г. – начало книгопечатания в России, Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец «Апостол» - 1564 «Часослов» - 1565 первый букварь -1574

Слайд 3

Литература
летописи: Новый летописный свод, Никоновская летопись (сер. 16 в.), Лицевой летописный свод (16 в.) историко-литературные произведения: «Великие Четьи минеи», Степенная книга (митрополит Макарий) бытовой жанр: «Домострой» (протопоп Сильвестр) публицистика: «Сказание о князьях Владимирских», переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, сочинения Ивана Пересветова, М. Башкина, Ф.Косого

Слайд 4

ВЕЛИКИЕ МИНЕИ ЧЕТЬИ — свод из 12 месячных книг (миней), своеобразная рукописная энциклопедия древнерусской духовной книжности XVI в., включающая оригинальные и переводные памятники, главным образом житийные и риторические, церковно-учительные слова и другие сочинения отцов церкви. ВМЧ были созданы по инициативе митрополита Макария как своеобразный многотомный сборник “всех книг четьих”, “чтомых” на Руси (преимущественно “святых”, предназначавшихся для “душеполезного” чтения). Состав их, подобранный и утвержденный церковью, должен был регламентировать годовой “круг чтения” на каждый день. 

Слайд 5

«Степенная книга» - памятник русской исторической литературы. Была составлена по инициативе митрополита Макария духовником Ивана IV Васильевича Грозного Андреем (будущий митрополит Афанасий) между 1560 и 1563 годами. «Степенная книга» была попыткой систематического изложения русской истории. Разделена на 17 граней или степеней и охватывает время от княжения Владимира Святославича «святого» до Ивана IV (включительно). В «Степенной книге» прославляется московская монархия и утверждается идея о божественном происхождении самодержавной власти. «Степенная книга» связывает происхождение царствующего рода с римским императором Августом, наследниками которого объявлялись киевские, а затем владимирские и московские князья. Второй комплекс идей «Степенной книги» посвящен союзу светской и духовной власти. Описания русских князей и правителей носят житийный характер (славословие их «святых подвигов» и «истинного благочестия»), в каждую грань включено и жизнеописание «святейших» из русских митрополитов. «Степенная книга» была в 16—17 вв. одним из наиболее популярных исторических произведений. Сюжеты её оказали большое воздействие на монументальную настенную живопись 16—17 вв. (роспись 1564—1565 московского Архангельского собора и др.).

Слайд 6

"ДОМОСТРОЙ",  памятник русской  литературы  16 в., свод житейских правил и наставлений,  своеобразная энциклопедия  русского патриархального  домашнего быта.  Составлен при участии священника  Сильвестра.

Слайд 7

Домострой
Полное название «Книга, называемая «Домострой»,  содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам»),  свод советов и правил, определявших все стороны жизни русского человека XVI в., поражающий нас сегодня почти неправдоподобной  одухотворенностью даже мельчайших бытовых деталей.

Слайд 8

«Домострой» не просто сборник советов — перед читателем развертывается грандиозная картина идеально воцерквленного семейного и хозяйственного быта.  «Домострой» создан в 1-й пол. царствования  Ивана Грозного. Авторство окончательного текста  связывают с именем сподвижника и наставника  Ивана Грозного благовещенского иерея  Сильвестра.  «Домострой» состоит из трех частей:  об отношении русского человека к Церкви и  царской власти;  о внутрисемейном устроении;  об организации и ведении домашнего хозяйства

Слайд 9

Архитектура
Церковь Воскресения в с. Коломенское (1532 г.) Архангельский собор Московского Кремля (Алевиз Новый) Покровский собор на Рву (собор Василия Блаженного), Барма и Постник Белый Кремль, Смоленский Кремль (Фёдор Конь)

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Ремесло
Андрей Чохов, «Царь-пушка», 1586 г.

Слайд 16

Царь-пушка считается одной из основных достопримечательностей Кремля в Москве. Это величайший памятник русской артиллерии. Мало найдется иностранных туристов, покинувших Москву, не взглянув на пушку. Будучи самым крупнокалиберным орудием в мире, царь-пушка находится в книге рекордов Гиннеса. В 1586 г. в Москву пришло тревожное известие: на город движется крымский хан со своей ордой. В связи с этим, русский мастер Андрей Чохов отлил огромное по размерам орудие, которое стреляло каменной картечью и было предназначено для защиты Кремля. Изначально пушку установили на возвышенности для защиты моста через Москву-реку и обороны Спасских ворот. Однако хан не дошел до Москвы, поэтому горожане так и не увидели, как бьет орудие, именуемое за свои размеры царь-пушкой. В XVIII в. пушку переместили в Московский Кремль, и с тех пор она не покидала его пределы.