Презентация - Эволюция жанра Антиутопии в литературе

Эволюция жанра Антиутопии в литературеЭволюция жанра Антиутопии в литературеЭволюция жанра Антиутопии в литературеЭволюция жанра Антиутопии в литературеЭволюция жанра Антиутопии в литературеЭволюция жанра Антиутопии в литературеЭволюция жанра Антиутопии в литературеЭволюция жанра Антиутопии в литературеЭволюция жанра Антиутопии в литературеЭволюция жанра Антиутопии в литературеЭволюция жанра Антиутопии в литературеЭволюция жанра Антиутопии в литературеЭволюция жанра Антиутопии в литературеЭволюция жанра Антиутопии в литературеЭволюция жанра Антиутопии в литературеЭволюция жанра Антиутопии в литературеЭволюция жанра Антиутопии в литературеЭволюция жанра Антиутопии в литературеЭволюция жанра Антиутопии в литературеЭволюция жанра Антиутопии в литературеЭволюция жанра Антиутопии в литературеЭволюция жанра Антиутопии в литературеЭволюция жанра Антиутопии в литературеЭволюция жанра Антиутопии в литературеЭволюция жанра Антиутопии в литературеЭволюция жанра Антиутопии в литературеЭволюция жанра Антиутопии в литературеЭволюция жанра Антиутопии в литературеЭволюция жанра Антиутопии в литературе







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Презентация подготовлена учениками 10-А класса Одесской общеобразовательной школы №82 Годун Елизаветой, Кузьменковой Анастасией, Кукало Андреем Координатор проекта – Сухинина Ирина Викторовна
ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА АНТИУТОПИИ В ЛИТЕРАТУРЕ

Слайд 2

«Крик из бездны отчаяния» И. Дойчер
Эволюция жанра Антиутопии в литературе

Слайд 3

Утопия и антиутопия

Слайд 4

Утопия
Утопия (др.-греч. «место, которого нет») — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества.

Слайд 5

антиутопия
Антиутопия - жанр, который еще называют негативной утопией. Это изображение такого возможного будущего, которое страшит писателя, заставляет его тревожиться за судьбу человечества, за душу отдельного человека.

Слайд 6

Антиутопия – это «кошмарное видение будущего, плач кассандры» (И.Дойчер)

Слайд 7

Фёдор михайлович достоевский 1821-1881
Значительный русский писатель и мыслитель, известный и почитаемый во всём мире. В его творчестве появились первые темы утопии и антиутопии.

Слайд 8

«Сон смешного человека»
«Сон смешного человека» — «фантастический рассказ» Фёдора Михайловича Достоевского.

Слайд 9

«Сон смешного человека»
Одинокий молодой человек, окружение которого с малых лет считает его чудаком и смешным, засыпает... Во сне воображение переносит его в мир, который внешне точь-в-точь похож на землю, но на котором все идеально: нет злости, зависти, ревности, воровства и прочих "минусов" существования человеческого общества.

Слайд 10

«Легенда о великом инквизиторе»
« Великий инквизитор»— вставная притча, опубликованная во второй части романа Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы».

Слайд 11

«Легенда о великом инквизиторе»
Великий инквизитор с соратниками решают исправить дело Христово — побороть свободу и самим устроить человеческое счастье по своему усмотрению, превратив людей в послушное стадо. Они берут на себя право распоряжаться человеческой жизнью.

Слайд 12

Евгений замятин «мы» (1920-1921)
Под влиянием фантастики Уэллса Замятин работает на этим романом, повлиявшим на всю западную антиутопическую литературу.

Слайд 13

«Мы» –
это роман о великом техническом прогрессе, достигнутом на Земле, это роман о счастье, каким его представляют люди в 28-м веке, это роман о бездуховном обществе, это роман о любви и предательстве, это роман о тоталитаризме, это роман о свободе и несвободе человека, о его праве на выбор.

Слайд 14

Основные черты государства в антиутопии Е.Замятина «Мы»
Отсутствие индивидуальности. Отсутствие личного пространства, постоянная слежка. Благодетель – верховная власть. Принцип «счастье и свобода несовместимы». Любовь как родство душ – преступление. Главная преграда на пути к счастью – наличие у людей воображения.

Слайд 15

Так почему же идея всеобщего счастья, желанная для человечества, оказывается кошмаром для человека?

Слайд 16

Оруэлл о романе Замятина : «Партия стремится к власти исключительно ради неё самой. Власть – не средства, она – цель. Диктатуру учреждают не для того, что бы охранять революцию, революцию совершают для того, чтобы установить диктатуру. Цель репрессий – репрессии. Цель власти – власть».

Слайд 17

Антиутопический конфликт представляет собой конфликт между тоталитарным режимом и личностью героя.

Слайд 18

«Мы» – это фактически изучение «джина, которого человек бездумно выпустил из бутылки и не может загнать обратно».

Слайд 19

«1984» Джорджа оруэлла – «английская вариация на темы Замятина» ( Дойчер )

Слайд 20

Оруэлл «1984» (прочитайте и найдите хотя бы 2 отличия от сегодняшних): «Дрянные газеты, в которых нет почти ничего, кроме спорта, криминала и астрологии, 5-центовые бульварные рассказы, фильмы, пропитанные сексом». Герои романа «живут растительной жизнью» : «тяжёлая работа, мелкие перебранки, фильмы, азартные игры заполняют их умственный кругозор».

Слайд 21

- Уинстон, как человек утверждает свою власть над другими? Уинстон подумал. - Заставляя его страдать, - сказал он.

Слайд 22

«Власть состоит в том, чтобы причинять боль и унижать. Понятно, какой мир мы создаем? Он будет противоположностью тем глупым утопиям, которыми тешились прежние реформы. Мир страха, предательства и мучений, мир топчущих и растоптанных, мир, который, совершенствуясь, будет становиться более безжалостным; прогресс в нашем мире будет направлен к росту страданий»

Слайд 23

Оруэлл, знавший роман Замятина и восхищавшийся им, написал эссе-комментарий относительно идеи, лежащей в основе и романа «Мы», и «1984», – использование техники ради порабощения людей.

Слайд 24

Оруэлл воспринимал тоталитаризм как нечто, останавливающее историю: «Если вы желаете картину будущего, то представьте себе ботинок, топчущий человеческое лицо».

Слайд 25

Модель тоталитаризма, которую представляют авторы антиутопий:
Люди – щепки, номера. Жестокость власти как самоцель. Культ лидера, которому приписываются черты божества. Социальное расслоение как основа существования государства ("Все животные равны, но некоторые животные равнее других«).

Слайд 26

- Вы воображаете, будто существует нечто, называющееся человеческой натурой, и она возмутится тем, что мы творим, – восстанет. Но человеческую натуру создаем мы. Люди бесконечно податливы. А может быть, вы вернулись к своей прежней идее, что восстанут и свергнут нас пролетарии или рабы? Выбросьте это из головы. Они беспомощны, как скот. Человечество – это партия. Остальные – вне – ничего не значат.

Слайд 27

– Все равно. В конце концов они вас победят. Рано или поздно поймут, кто вы есть, и разорвут вас в клочья.  – Вы уже видите какие-нибудь признаки? Или какое-нибудь основание для такого прогноза? – Нет. Я просто верю. Я знаю, что вас ждет крах. Есть что-то во вселенной, не знаю… какой-то дух, какой-то принцип, и вам его не одолеть»

Слайд 28

Антиутопия - это жанр, вызывающий яркие ассоциации и, будучи всегда актуальным, оставляющий прекрасные плоды для размышлений и осмысления глобальных проблем.

Слайд 29

«Небо у всех то же самое — и в Евразии, и в Остазии, и здесь»