Презентация - Гавриил Романович Державин

Гавриил Романович ДержавинГавриил Романович ДержавинГавриил Романович ДержавинГавриил Романович ДержавинГавриил Романович ДержавинГавриил Романович ДержавинГавриил Романович ДержавинГавриил Романович ДержавинГавриил Романович ДержавинГавриил Романович ДержавинГавриил Романович ДержавинГавриил Романович ДержавинГавриил Романович ДержавинГавриил Романович ДержавинГавриил Романович ДержавинГавриил Романович ДержавинГавриил Романович ДержавинГавриил Романович ДержавинГавриил Романович ДержавинГавриил Романович ДержавинГавриил Романович ДержавинГавриил Романович ДержавинГавриил Романович Державин







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ урока литературы по теме «ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН». Выполнила учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ № 5» г. Оренбурга НАСЫРОВА Э.С.

Слайд 2

ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН
Заслуги в гробе созревают, Герои в вечности сияют. Г. Державин

Слайд 3

Ум и сердце человечье Были гением моим…
Я связь миров повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь — я раб — я червь — я бог!

Слайд 4

«ОТЕЦ РУССКИХ ПОЭТОВ» В.Г.Белинский
Поэт Новатор Гуманист Просветитель Гражданин Патриот

Слайд 5

«ПОИСКИ САМОГО СЕБЯ» Г.Державин
принцип классицизма - принцип «подражания образцам»: влияние на формирование творчества Г. Р. Державина оказали: песни А. П. Сумарокова (гражданственный стиль «образца») творчество М. В. Ломоносова (утверждение положительного идеала путем показа положительного примера) поэзия В. А. Жуковского (внимание к внутреннему миру человека)

Слайд 6

«ОБРЕТЕНИЕ САМОГО СЕБЯ» Г.Державин
Сближение с «львовским кружком»: - идея ценности личности - внимание к этическим проблемам - интерес к вопросам морали частного человека и общества в целом - частная жизнь частного человека

Слайд 7

ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ
- полнейшая ломка сложившейся жанровой и образной систем; - отказ от нормативности и «правил»; - появление образа автора, органически входящего в произведения; - попытки создания индивидуальных характеристик людей; - обилие конкретных намеков; - внимание к бытовым деталям.

Слайд 8

ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ
смелое сочетание прозаизмов и просторечия с высокой архаизированной лексикой; идущие в одном направлении эксперименты в области метрики, строфики, рифмовки; поиски индивидуальной формы произведения; пристальный интерес к проблеме национального содержания и национальной формы, то есть отказ от критерия "изящного вкуса", единого для всех времен и народов; выход к идее исторической и национальной обусловленности человека, народов, литератур.

Слайд 9

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ
стремление к "благу народному" "служение на пользу общую" темы "личного блага", возможного только при условии общего: чистая совесть, довольство малым, умеренность, "покой"

Слайд 10

ОДА
Своеобразие оды эпохи классицизма
Высокий стиль: Старославянизмы, эпитеты, риторические вопросы и восклицания
ОДА
Лирическое начало
Эпическое начало
чувство
событие (основное действие)
пейзаж (вспомог. роль)
положительные образы

Слайд 11

ОДА как жанр
Основные черты оды:   Высокий стиль (церковнославянизмы, восклицательные предложения, риторические вопросы).   Стихотворный размер - четырёхстопный ямб.   Десятистрочная строфа.   Рифмы в строфе: перекрёстная (а-б-а-б), смежная (а-а), кольцевая (а-б-б-а)  

Слайд 12

"Что в имени тебе моем: я - певец Фелицы"
У каждого, умеющего читать по-русски, очутилась она в руках…» О. П. Козодавлев «ФЕЛИЦА» ОСНОВНАЯ ТЕМА: - образ Екатерины Второй - двор Екатерины - жизнь её вельмож , наполненная фантастической роскошью, барской прихотью и страстью к наслаждениям.

Слайд 13

ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ
«Владыки света – люди те же, в них страсти, хоть на них венцы…» Г.Р.Державин.

Слайд 14

ЗА ЧТО ВОСПЕЛ АВТОР ИМПЕРАТРИЦУ
«…в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить, в сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить". велит гражданам извлекать, где можно, пользу, «воду разрешает, И лес рубить не запрещает, Велит и ткать, и прясть, и шить; Развязывая ум и руки, Велит любить торги, науки И счастье дома находить» подтвердила данную Петром III дворянству свободу путешествовать по чужим краям: «даровав свободу, в чужие области скакать…» издала указ о праве землевладельцев разрабатывать в собственную пользу золото и серебро на своих участках: «позволив своему народу сребра и золота искать»

Слайд 15

дозволила свободное плаванье по морям и рекам для торговли, распространила право собственности владельцев на леса; разрешила свободное развитие мануфактуры и торговли; продолжает творить законы, сочинять дворянскую грамоту, устав благочиния и в них «блаженство смертным проливаешь»; ведёт простой образ жизни, трудолюбива, кротка, любезна, справедлива , любит литературу: « Почасту ходишь ты пешком, И пища самая простая Бывает за твоим столом»; «Ты здраво о заслугах мыслишь, Достойным воздаешь ты честь», «Поэзия тебе любезна», «Что ты нимало не горда; Любезна и в делах и в шутках, Приятна в дружбе и тверда»; КАНОНЫ КЛАССИЦИЗМА СОХРАНЕНЫ

Слайд 16

Таков, Фелица, я развратен! Но на меня весь свет похож…
…Курю табак и кофе пью; …Преобращая в праздник будни, Кружу в химерах мысль мою; …И все на свете забываю Средь вин, сластей и аромат. …В шинки пить меду заезжаю; …То вдруг, прельщаяся нарядом, Скачу к портному по кафтан .

Слайд 17

"Вострепещи, Мурза, несчастный"...

Мурза
лирический субъект текста
сам автор
Вельможи: Г.Потемкин, А.Орлов, П. Панин, С.Нарышкин
«вообще старинные обычаи и забавы русские»

Слайд 18

Одо-сатирический мирообраз

план героя
план автора
Мурза
Фелица
«раб прихотей»
«богоподобная царевна»
обличение
апология
сатира
ода

Слайд 19

ОДА «БОГ»
О ты, пространством бесконечный, Живый в движеньях вещества, Теченьем времени Превечный, Без лиц в трех лицах Божества

Слайд 20

"Без лиц в трех лицах Божества"
. ОДА «БОГ»
ОСНОВНАЯ ТЕМА
«ЧТО ЕСТЬ БОГ»
бесконечное пространство (космос)
беспрерывная жизнь в движении вещества (жизнь)
нескончаемое течение времени (вечность)

Слайд 21

ЛИРИКА
«Кружка» 1777 г. Человек – земной обитатель «К первому соседу» 1780 г. «Желание зимы» 1787 г. Интимная бытовая ситуация: «Прогулка в Сарском селе» 1791 г. пирушка, лодочная прогулка «Приглашение к обеду» 1795 г.).
«домашняя поэзия» «дружеское послание»
бытописательные мотивы лирики.

Слайд 22

Человек в контексте социальных связей (сатира)

ода «Вельможа»
Сатирический образ типичного царедворца, озабоченного более всего собственным покоем и удовольствием
Не украшение одежд Моя днесь муза прославляет, Которое в очах невежд, Шутов в вельможи наряжает
Осел останется ослом, Хотя осыпь его звездами; Где должно действовать умом, Он только хлопает ушами

Слайд 23

«Властителям и судиям»

двоение лирического субъекта
переложение 81 –го псалма Давида
Но вы, как я, подобно страстны И так же смертны, как и я.
Цари! - Я мнил, - вы боги властны…
земной бог
человек
царь