Презентация - Целеполагание на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Целеполагание на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОСЦелеполагание на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОСЦелеполагание на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОСЦелеполагание на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОСЦелеполагание на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОСЦелеполагание на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОСЦелеполагание на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОСЦелеполагание на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОСЦелеполагание на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОСЦелеполагание на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОСЦелеполагание на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОСЦелеполагание на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОСЦелеполагание на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОСЦелеполагание на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОСЦелеполагание на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОСЦелеполагание на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОСЦелеполагание на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОСЦелеполагание на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОСЦелеполагание на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОСЦелеполагание на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОСЦелеполагание на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОСЦелеполагание на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОС







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Целеполагание на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОС.
Воликова О.А.- учитель английского языка МБОУ СОШ№5 Белоглинского района, с. Белая Глина.

Слайд 2

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Слайд 3

Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое

Слайд 4

Умение согласования целей субъектов деятельности (учителя и ученика) является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

Слайд 5

Что же такое целеполагание? В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату

Слайд 6

Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся обу­чающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели. Основными характеристиками целей являются: конкретность, привлекательность, достижимость. Практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

Слайд 7

Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.

Слайд 8

Обязательными условиями использования перечисленных приемов является: учет уровня знаний и опыта детей; доступность, т.е. разрешимая степень трудности; толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных; вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Слайд 9

Возможны следующие группы целей учеников: личностные цели – осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей; предметные цели – формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений и законов, входящих в изучаемую тему; выработка пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих задач по теме;

Слайд 10

креативные цели – составление сборника задач, сочинение естественнонаучного трактата; конструирование технической модели; рисование картины, когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности, изучение способов решения возникающих проблем, овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опыта; оргдеятельностные цели – овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умением ставить перед собой цель, планировать деятельность; развитие навыков работы в группе, освоение техники ведения дискуссий.

Слайд 11

На занятиях английским языком проводится работа по постановке учебных целей по основным умениям, таким как: аудирование, чтение, письмо и говорение. При восприятии речи на слух учащиеся ставят следующие цели: понять, что говорит учитель на английском языке; о чём говорится в рассказах; нарисовать картинку к прослушанному; научиться отвечать на вопросы; уметь передать прослушанное одноклассникам

Слайд 12

В говорении, направленном на развитие коммуникационных способностей, учащиеся, как правило, выражают собственные интересы и желания. Например: «Если я поеду в Англию, то мне придётся разговаривать на английском языке». Задача учителя – помочь осознать смысл целей и выбрать виды деятельности, которые помогут послужить средством к их достижению. Для достижения навыков хорошего чтения на языке учащиеся формулируют следующие цели: научиться читать, чтобы суметь понять содержание рассказов; уметь читать с беспереводным пониманием; отвечать на вопросы по прочитанному; бегло выразительно читать с выделением смысловых синтагм.

Слайд 13

Учеников младших классов привлекают особенности английского правописания. Они хотят освоить красивое письмо и порядок слов в предложении. Таким образом, учебные цели могут быть заявлены на достижение результатов в каком–то определённом виде деятельности. Возможные приемы целеполагания: Работа над понятием Ситуация яркого пятна Исключение Домысливание Проблемная ситуация Группировка. Прием «знаю - не знаю» Подводящий диалог Собери слово Исключение Проблема предыдущего урока. Скрытая ошибка

Слайд 14

Подробнее остановлюсь на применяемых мною приемах и методах. Мозговой штурм. Учащимся  предлагаю  вспомнить как можно больше слов-ассоциаций по теме. Все слова, которые называют ученики, записываются на доске. После того, как ученики ответят,  спрашиваю «Что бы вы хотели узнать по этой теме?». После интересующих их вопросов предлагаю учащимся сформулировать тему и цели урока.

Слайд 15

Ситуация яркого пятна .Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Например, слова: played, cooked, swam, helped.  Слово «swam» выделено цветом. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

Слайд 16

Группировка. Предлагается  разделить на группы ряд слов. Например: dogs, men, women children, boxes, feet, balls. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему  слова  множественного числа имеют разные признаки?" и будет целью урока. Отсроченная догадка. Предлагается интересный эпизод, фильм, содержащий интригу и затруднения в объяснении, фотографии, текст, аудио, презентация, интересные факты из жизни. В ходе фронтальной беседы определяется цель познания.

Слайд 17

Использование наглядного образа, объекта. Незаконченная схема, таблица или объекты, например, при изучении грамматики предлагается сравнить предложения, написанные в разных временах или предложения разных типов (вопросительные, отрицательные, утвердительные), что вызывает активизацию    мыслительной деятельности учащихся, способствует выдвижению гипотез и формулированию целей. 

Слайд 18

Метод выяснения ожиданий и опасений.Очень важно, чтобы  этап выяснения ожиданий и опасений  был непосредственно связан с рефлексией:  если в начале урока дети фиксируют свои личные цели и опасения (при помощи разных приемов), то в конце урока нужно обязательно вернуться к этим ожиданиям и проанализировать: что сбылось? что не сбылось? сбылись ожидания (т.е. цели)? сбылись опасения (т.е. цели не сбылись и у кого)? Чего больше: ожиданий или опасений? Почему? (т.е. проанализировать причины для того, чтобы эффективно организовать последующие уроки с учетом полученных результатов).

Слайд 19

Метод «Корзина», разработанный Е.Л. Мельниковой позволяет на уроках закладывать основы целеполагания. Каждый ученик «сбрасывает в корзину» цель, которую он ставит на начало урока, и даже не очень успешный ученик рад, когда его образовательная цель совпадает с общей сформулированной в классе, а затем находит её отражение в своей рефлексии по окончании урока. Если данный метод целеполагания применять постоянно и системно в процессе обучения, то будут созданы условия для:

Слайд 20

- формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению знаний по иностранному языку; - повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью; - речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом; - развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании; - изменения роли учителя в образовательной среде; - более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося. Надеюсь, что данные приемы целеполагания помогут Вашим учащимся понять и принять цели урока, будут способствовать формированию универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС.

Слайд 21

Литература: Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока. – Волгоград: Учитель, 2009. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. – М.: Издательский дом «Академия», 2013. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пособие для учителя/ Е.Л. Мельникова – М., 2006. Активизация речемыслительной деятельности учащихся на этапе урока «Постановка учебной задачи» (Электронный ресурс) – Режим доступа: http:// www. Festival.1september.ru. Английский язык. Всё для учителя. Научно – методический журнал, №12, 2013г. Иностранные языки в школе. Научно – методический журнал, №11, 2014г.

Слайд 22

Спасибо за внимание