Презентация - А. Блок «Двенадцать»

А. Блок «Двенадцать»А. Блок «Двенадцать»А. Блок «Двенадцать»А. Блок «Двенадцать»А. Блок «Двенадцать»А. Блок «Двенадцать»А. Блок «Двенадцать»А. Блок «Двенадцать»А. Блок «Двенадцать»А. Блок «Двенадцать»А. Блок «Двенадцать»А. Блок «Двенадцать»А. Блок «Двенадцать»А. Блок «Двенадцать»А. Блок «Двенадцать»А. Блок «Двенадцать»А. Блок «Двенадцать»А. Блок «Двенадцать»А. Блок «Двенадцать»А. Блок «Двенадцать»А. Блок «Двенадцать»А. Блок «Двенадцать»А. Блок «Двенадцать»А. Блок «Двенадцать»А. Блок «Двенадцать»А. Блок «Двенадцать»А. Блок «Двенадцать»А. Блок «Двенадцать»А. Блок «Двенадцать»А. Блок «Двенадцать»А. Блок «Двенадцать»А. Блок «Двенадцать»А. Блок «Двенадцать»А. Блок «Двенадцать»А. Блок «Двенадцать»А. Блок «Двенадцать»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

А.Блок «Двенадцать»

Слайд 2

"Поэма А. Блока "Двенадцать" — гимн революции?"

Слайд 3

«Когда в воздухе собирается гроза, то великие поэты чувствуют эту грозу, хотя их современники обыкновенно грозы не ждут. Душа поэта подобна приемнику, который собирает из воздуха и сосредоточивает в себе всю силу электричества».   А.Блок Растленье душ и пустота, Что гложет ум и в сердце ноет, - Кто их излечит, кто прикроет?.. Ты, риза чистая Христа...  Ф.И.Тютчев «Сегодня я – гений! «Двенадцать» – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал, потому что тогда я жил современностью.”  А. Блок “Разрушая, мы всё те же рабы старого мира.”  А. Блок

Слайд 4

56-я записная книжка поэта
3 января… К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов) 8 января. Весь день – «Двенадцать». 11 января … Нет уж, не то время, не та музыка. – Музыка какая (если…желтое?). 15 января… - Мои «Двенадцать» не двигаются. Мне холодно. 22 января…толпа кричала по адресу…моему: «изменники». Не подают руки. Господа, вы никогда не знали России и никогда ее не любили! Правда глаза колет. 25 января… Думы, думы – и планы, столько, что мешает приняться за что-либо прочно. А свое бы писать (Иисус). 27 января. Двенадцать. 28 января. Двенадцать. 29 января… Сегодня я – гений.

Слайд 5

Анализ поэмы
В каком литературном жанре написано произведение А.Блока? «Двенадцать» - поэма. Поэма – крупное стихотворное произведение с повествовательным сюжетом.

Слайд 6

Анализ 1 главы
Ветер, снег, вьюга - образы – символы не только разбушевавшейся стихии, но и грядущих перемен.

Слайд 7

Слайд 8

Старушка - символизирует обывательское сознание. Буржуй на перекрестке, оставшийся «с носом». Писатель – вития (красноречивый оратор), говорящий вполголоса «Предатели! Погибла Россия!». Товарищ поп. Барыня в каракуле, со своими спутницами. Бродяга – «Эх, бедняга».
«Буря во всех мирах» нашла в этой главе сгущенное выражение.

Слайд 9

Каков образ нового мира, представленный в облике красноармейцев?

Слайд 10

Образ красноармейцев

Слайд 11

Характеристика двенадцати
2 глава – похожи на уголовников (цигарка, бубновый туз), неприятие религии; ими движет желание найти врага 3 глава – рваное пальтишко, австрийское ружье. Разрушить все: себя, мир – главная цель. 11 глава – нет имени святого, ничего не жаль, они закалены в борьбе с врагом.

Слайд 12

Написав поэму «Двенадцать», Блок воскликнул: «Сегодня я – гений!». «Двенадцать» - какие бы они ни были – это лучшее, что написал, потому что я жил тогда современностью», - утверждал поэт.
Однако первое прочтение поэмы обычно вызывает недоумение, вызывает много вопросов.

Слайд 13

Жанр, стиль и композиция поэмы «Двенадцать»
«Двенадцать» - эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета. Выразительность картинок, составляющих поэму, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.
- Есть ли в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор?
Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно в том, что и как он изображает; в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы.

Слайд 14

Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», - призывал Блок. В поэме звучит эта музыка. - Как он это передает? Какую музыку слышит читатель?
Музыка революции – это метафора, выражение, звучание жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом. В поэме звучат интонации марша:
В очи бьется Красный флаг. Раздается Мерный шаг.
Вот – проснется... Лютый враг
(гл. 11).

Слайд 15

Слышен городской романс. Он интересно обыгрывается: начало знакомое, потом – пошел разгул:
Не слышно шуму городского Над невской башней тишина, И больше нет городового - Гуляй, ребята, без вина!
Часто встречается частушечный мотив:
Запирайте етажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба - Гуляет нынче голытьба!
Прямо процитирована революционная песня:
Вперед, вперед, Рабочий народ!

Слайд 16

- Что, кроме музыки слышит читатель?
В глаза бросаются лозунги: «Вся власть Учредительному собранию!», доносятся обрывки разговоров:
...И у нас было собрание... ...Вот в этом здании...
Вся эта разноголосица сливается с треском выстрелов: тра-та-та – в единое целое.

Слайд 17

Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз - Впереди - Исус Христос.
Лексика разнообразна: язык лозунгов и прокламаций, разговорный язык с просторечиями: «Что, дружок, оторопел?», искажения слов: «етажи», «електрический», сниженная, ругательная лексика: «холера», «жрала», «подлец»; и высокий слог:
- Каков лексический строй поэмы?

Слайд 18

- Как рисует Блок образы героев поэмы?
Выразительно и лаконично. Это и образное сравнение:
Старушка, как курица, Кой-как перемотнулась через сугроб.
Речевая характеристика:
Предатели! - Погибла Россия!
Хлесткий эпитет и оксюморон:
А вон и долгополый - Сторонкой - за сугроб... Чту нынче невеселый, Товарищ поп?
Должно быть, писатель - Вития...
Двенадцать героев составляют один отряд:
В зубах - цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз!

Слайд 19

Среди них Петька, «бедный убийца», повеселевший при напоминании товарищей:
- Над собой держи контроль! - Не такое нынче время, Чтобы нянчиться с тобой!
Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «толстоморденькая», и образ жизни: «У ей керенки есть в чулке», «с офицерами блудила», и притягательное обаяние:
Из-за удали бедовой В огневых ее очах, Из-за родинки пунцовой Возле правого плеча…

Слайд 20

Особенности сюжета поэмы
Сюжет двухслойный: внешний , житейский: описание петроградских улиц; и внутренний: побуждения, обоснование поступков «двенадцати». Один из центров поэмы- конец 6-й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:
Что, Катька, рада? - Ни гу-гу... Лежи ты, падаль, на снегу!
Революцьонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!
Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется как святое чувство:
Злоба, грустная злоба Кипит в груди... Черная злоба, святая злоба...

Слайд 21

И как святотатство:
Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь - В кондовую, В избяную, В толстозадую! Эх, эх, без креста!
Несколько раз встречается мотив бдительности: Неугомонный не дремлет враг!
Всеобщая ненависть, готовность биться с врагом, подстегивание бдительности, недоверчивости составляют революционное сознание отряда. В центре поэмы – вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни, свобода «без креста». Второй центр поэмы – в 11 главе:
…И идут без имени святого Все двенадцать - вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль...
И дальше отряд идет «державным шагом», интонация меняется, становится торжественной.

Слайд 22

Л.К.Долгополов: «Христос в поэме – антитеза псу как воплощению зла, центральному «знаку» старого мира, - самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости».
А.Горелов: «Блок ввел в поэму образ Христа не как знак церковной традиции, а народного, не замутненного церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде, Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!»
А.Блок: «Когда я закончил поэму, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идет перед ними – несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и Другого пока нет, а надо Другого».

Слайд 23

Сатирические образы поэмы.
Всякий ходок Скользит - ах, бедняжка!
Старушка убивается - плачет, Никак не поймет, что значит, На что такой плакат, Такой огромный лоскут?
Старушка, как курица, Кой-как перемотнулась через сугроб.
И буржуй на перекрестке В воротник упрятал нос.
А это кто? - Длинные волосы И говорит вполголоса: - Предатели! - Погибла Россия! Должно быть, писатель - Вития…
А вон и долгополый - Сторонкой - за сугроб... Чту нынче невеселый, Товарищ поп? Помнишь, как бывало Брюхом шел вперед, И крестом сияло Брюхо на народ?..

Слайд 24

Вон барыня в каракуле К другой подвернулась: - Уж мы плакали, плакали... Поскользнулась И - бац - растянулась!
- Только ли представители старого мира изображены сатирически?
...И у нас было собрание... ...Вот в этом здании... ...Обсудили - Постановили: На время - десять, на ночь - двадцать пять И меньше - ни с кого не брать... ...Пойдем спать...
Вывод
В 1-й главе сатирическое изображение действительности восходит не к примитивному «старый - новый», а к более сложному «нравственно – безнравственно».

Слайд 25

- Как понимаете слова призыва, ставшие после появления «Двенадцати» визитной карточкой поэмы?
Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!
Призыв играет роль организующего начала: он объясняет, почему герои отправились в свой многотрудный путь, что движет ими на этом пути, помогая преодолевать тяготы его и лишения.
- Прочитайте заключительные слова 3-й главы.
Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови - Господи, благослови!
Образ «мирового пожара» как реализация идеи о победе мировой революции. Пожар – это разрушение. Старое должно быть разрушено. Почему же тогда мировой пожар в крови? Человек, вступивший на путь разрушения, разрушает в первую очередь себя, свои нравственные устои, без которых невозможна личность.

Слайд 26

За что убили Катьку? В чем ее вина? Почему в этот момент торжества произвола и жестокости опять появляется революционный призыв? С чем связаны переживания Петрухи? Осознает ли кто-нибудь из героев поэмы, что в нравственном плане они сотворили?
Переживания героев лишены нравственной основы. Они вызваны физическим влечением. Поскольку остальные не обременены памятью о «хмельных ночках», то они не переживают вовсе: в их системе ценностей то, что они совершили, является поступком обыденным, не заслуживающим переживаний. Их «сочувствие» товарищу весьма своеобразно:
- Не такое нынче время, Чтобы нянчиться с тобой! Потяжеле будет бремя Нам, товарищ дорогой!
- Почему именно в это время появляется революционный призыв? Какова его роль в данном контексте?

Слайд 27

8 глава.
8 глава – углубленное проникновение в нравственный (или безнравственный) мир героев. 8 строк создают жуткую картину бездуховности: явлениями одного порядка предстают и семечки лущит, и темечко почесать, и ножичком полоснуть. Чтобы показать это, Блок мастерски строит эти 8 строк: на фонетическом, морфологическом и синтаксическом уровне почти полное уподобление. Чудовищное пренебрежение к жизни другого человека, основа которого – полное духовное одичание, забвение самого себя как человека, как личности.
Уж я времечко Проведу, проведу... Уж я темечко Почешу, почешу...
Уж я семечки Полущу, полущу... Уж я ножичком Полосну, полосну!..
- Почему 8 глава заканчивается именно так: «Скучно…»? О какой скуке идет речь?

Слайд 28

9 глава.
Начало главы – романс о декабристах.
Не слышно шуму городского Над невской башней тишина, И больше нет городового - Гуляй, ребята, без вина! Стоит буржуй на перекрестке И в воротник упрятал нос. А рядом жмется шерстью жесткой Поджавший хвост паршивый пес. Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос. И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост.
Случайно ли образ буржуя дан на перекрестке? Что такое перекресток? Только ли 4 дороги, ли это еще и крест? Может ли хоть одна из дорог привести в ту жизнь, где он станет самим собой? Как вы понимаете образ «человек-вопрос»? К кому обращается этот вопрос? Можно ли на него ответить? Кто мог бы на него ответить? Почему человек-вопрос застыл там, где находится сердце распятого Христа?
- Можно ли сказать, что этот вопрос о месте страдающего человека в этом мире главный не только в 9 главе, но и во всей поэме?

Слайд 29

В 9 главе Блок рисует страшную по своей безысходности картину страданий человека, обреченного на гибель не в силу каких-то личных качеств, а потому, что мир, в котором он мог бы быть человеком разрушен теми самыми «двенадцатью», которые продолжают свое победное шествие «Гуляй, ребята, без вина!».

Слайд 30

10 глава.
Разыгралась чтой-то вьюга, Ой, вьюга, ой, вьюга! Не видать совсем друг друга За четыре за шага! Снег воронкой завился, Снег столбушкой поднялся...
- Ох, пурга какая, спасе! - Петька! Эй, не завирайся! От чего тебя упас Золотой иконостас? Бессознательный ты, право, Рассуди, подумай здраво - Али руки не в крови Из-за Катькиной любви? - Шаг держи революционный! Близок враг неугомонный! Вперед, вперед, вперед, Рабочий народ!
Случайно ли оговорка Петьки СПАСЕ вызывает такую тираду? Случайно ли сама Катька объявляется виновницей свой смерти? Почему именно в момент минутного колебания героя появляется призыв:
- Шаг держи революционный! Близок враг неугомонный! Вперед, вперед, вперед, Рабочий народ!

Слайд 31

Глава 11
...И идут без имени святого Все двенадцать - вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль...
- Почему эта строфа отделена от предыдущей и последующих многоточием? Значит ли это, что Блок придает ей особое значение?
Куда идут «двенадцать»? В какую даль ? В сегодня? Почему же наш сегодняшний день так непригляден? Ничего не жаль? А себя? Кто этому виной? Или это жизнь сделала их такими? Не в лесу же они жили и не в одночасье такими стали.
М.Горький «Несвоевременные мысли»: «Наша революция дала простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся под свинцовой крышей монархии, и , в то же врем, она отбросила в сторону от себя все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны».( = сегодняшний день!)

Слайд 32

Глава 12.
- Дважды повторяется слово ДЕРЖАВНЫЙ. О какой державе идет речь?
Герои поэмы должны уходить из старого мира вперед к новому, на самом же деле они идут по кругу, так как держава старая и держава новая одинаково безнравственны. Они пытаются создать новый мир по образу старого. Ничего, кроме этого, они не видели и не умеют. Именно поэтому их путь пролегает сквозь мглу, пылящую им в очи, искажая не только действительность, но и представления о ней.
Картина, нарисованная в последней главе, - двенадцать красноармейцев и позади голодный пес, олицетворение старого мира. Блок понимал, что прошлое и будущее на таких крутых поворотах истории, как революция, неразрывно связаны между собой.

Слайд 33

Последняя строфа – апогей шествия. Расстановка героев: «позади голодный пес» (образ старого мира), центр группы – двенадцать, а впереди них невидимый ими и, как они считают, абсолютно им ненужный (что и словом и делом доказывалось на протяжении поэмы) – Иисус Христос. Появление Христа в конце поэмы неслучайно. Образ Творца постоянно присутствует в ней. Записная книжка поэта. «Когда я закончил поэму, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идет перед ними – несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и Другого пока нет, а надо Другого».

Слайд 34

- Почему поэту страшно, что Он опять с ними?
Начало христианства как религии угнетенных в римских катакомбах – почти 200-летнее его шествие и революция как итог этого шествия. Отсюда и страх перед повторением бессмысленного по сути пусти – ибо он не принес ни мира, ни добра.
- Почему надо было бы Другого? О ком это? Почему он нужен?
Христос в финал поэмы берет в руки кровавый флаг и оказывается с теми, кому он не нужен, потому что он неволен в себе, он не может оставить несовершенное творение - человека наедине с враждебными черными силами (с этого цвета начинается поэма). Если Он с ними , то остается какая-то, пусть ничтожная надежда на то, что смута в душе человека уступит место свету, добру. Без Него такой надежды быть не может. Наверное потому, начиная поэму черным цветом, Блок заканчивает ее белым.

Слайд 35

Оценка поэмы Петром Струве.
СТРУВЕ Петр Бернгардович (1870-1944), российский политический деятель, философ, экономист, историк, публицист, академик РАН
«Но все-таки поэма «Двенадцать» - величайшее достижение Блока. В нем он мощно преодолел романтизм и лиризм в совершенно новой своей форме сравнялся с Бальзаком и Достоевским. С Бальзаком – в объективном, достигающем грандиозности изображении мерзости и порока; с Достоевским, кроме того, - в духовном, пророческом видении, что в здешнем мире порок и мерзость смежны со святостью и чистотой в том смысле, что не внешняя человеческая стена, а только акая-то чудесная, незримая, внутренняя черта их разделяет – в живой человеческой душе, за которую, в земном, неизбывно борются Бог и Дьявол, Мадонна и Содом»
- Согласны ли вы с такой оценкой?

Слайд 36

Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, к их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать» - великое произведение об одной из наиболее сложных эпох в истории России. Поэма «Двенадцать» - честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить или оправдать, а понять. Именно в этом непреходящее значение творчества Блока.
К.Сомов. Портрет А.А.Блока.