Презентация - Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»

Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968)
Рассказ «Телеграмма» Автор работы: Зверева Т.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназия №148 имени Сервантеса город Санкт-Петербург, 2012

Слайд 2

Даниил Гранин о К.Паустовском
«Это был человек удивительной чистоты, святого отношения к литературе. Человек мягкий, и смелый одновременно, в то же время твердый характером. Паустовский – пример того, каким должен быть писатель в жизни. И лично на меня большое влияние оказали человеческие, нравственные стороны его характера». Что в оценке Д. Гранина показалось вам важным, значительным?

Слайд 3

“Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, – это мать”. М.Горький
Главным для Паустовского было стремление напоминать человеку о добре, справедливости и чести. О чем, по-вашему, рассказ «Телеграмма»?

Слайд 4

Словарь
Сочувствие – отзывчивое отношение к переживаниям, несчастью других Совесть – чувство моральной ответственности за свое поведение
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек Милосердие – сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся

Слайд 5

Рассказ написан под впечатлением от встречи с реальным человеком Е.И.Пожалостиной, которая одиноко переживала свою старость
В очерке «Зарубки на сердце» из книги «Золотая роза» писатель рассказывает о переживаниях старой женщины, которая была совсем одинока, хотя в Ленинграде жила ее дочь. В рассказе «Телеграмма» Настя – действующее лицо. Ей автор посвятил серединную часть рассказа. Зачем он это сделал? Зачем понадобилась эта часть?

Слайд 6

Прочитайте серединную часть, делая пометы там, где встречаются портреты Насти и пейзажные описания
Настя, по-вашему, - злой, плохой человек? Ответ обоснуйте.

Слайд 7

Понаблюдайте по тексту. В чем проявляется авторское отношение к героине? Из повествовательной части главы мы узнаем о жизни Насти в Ленинграде.
Перечислите цепочку событий , дел, которые свидетельствуют о Насте. Какой она вам показалась?

Слайд 8

Настя вовсе не исчадие ада, у нее трудная работа, нужная людям. Она помогает несправедливо забытому художнику устроить выставку работ, но что-то настораживает читателя.
Портрет Насти: «На одной из площадок Настя достала зеркальце , напудрилась и усмехнулась, - сейчас она нравилась самой себе. Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза».

Слайд 9

Настя– Сольвейг?
Сольвейг в переводе означает “солнечный путь”. Сравнение с Сольвейг оказалось ошибочным: Сольвейг могла взглядом вызвать в чьей-нибудь душе светлый праздник, она отличалась добротой, отзывчивостью, верностью. Настя праздник устраивает, но глаза у неё холодные. А ведь они – зеркало души. Значит, и душа у неё холодная.) Что настораживает в описании героини?

Слайд 10

Сопоставление особенностей пейзажа, чувств и переживаний Насти
Эпитеты из ленинградских пейзажей
Косо (летел снег) Темная (вода Невы) Водянистый (снег) Серая (изморозь) Хмурое (небо) Хлеставший в лицо (снег) Закрой правую сторону. Почему такой унылый пейзаж? Какова роль кратких пейзажных описаний?
Слова Насти, адресованные маме и маме
-Куда там сейчас ехать!.. Разве отсюда вырвешься! -Какая Катя?..Какой Тихон? -Это так… От одной знакомой… -Поздно! Маму я уже не увижу. «Что же это, мама? Что?..Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила.» Как и почему происходит прозрение в героине?

Слайд 11

Кого и почему в рассказе Паустовский делает «пробудителем» Настиной совести?
Как описан образ Гоголя в рассказе? Какие детали кажутся самыми яркими? Почему писатель именно Гоголя сделал обличителем Насти? (Гоголь в рассказе по праву великого сатирика взывает к совести, обнажая суть происходящего, свидетельствуя о ростках зла в душе героини).

Слайд 12

Второй образ-обличитель не произносит ни одного слова. Назовите имя этого персонажа.
Даша-курьерша Какие эпитеты характеризуют ее? Почему? Как вы их понимаете? Обрати внимание на деталь в поведении Даши: она,» ухмыляясь» подала телеграмму. Почему «ухмыляясь»?

Слайд 13

Кроме Тимофеева, в рассказе появляется еще один художник –Першин.
Какова его роль в системе персонажей? Каков замысел автора, сопоставившего или противопоставившего этих художников? В какой части рассказа опосредованно выражена позиция автора, не принимающего ложной заботы о человеке? Почему речь в адрес Насти Паустовский вложил в уста преуспевающего счастливца, модного художника Першина, исполняющего социальный заказ?

Слайд 14

В чем особенность диалога между Настей и кассиршей? Что произошло? Почему Настя все-таки получила билет? Как в конце 2-й части уже предвосхищен печальный конец? Почему читатель уже догадывается, что Настя не успеет приехать?

Слайд 15

Ленинградский сюжет
Зачем Паустовский придумал ленинградский сюжет? Какова его роль в рассказе «Телеграмма»? Что в рассказе целом и в ленинградской части его внушает надежду: не все потеряно?

Слайд 16

Телеграмма
Как в рассказе все более очевидной становится позиция автора? Подумайте, о какой телеграмме идет речь? В чем метафористический смысл названия рассказа? Телеграмма - это предостережение нам, предупреждение: не забывайте о самых близких, которые нуждаются в нас, а то может оказаться поздно.

Слайд 17

Синквейн
Телеграмма Краткая, неожиданная Летит, волнует, сообщает Тревожная весть от матери Поздно…

Слайд 18

“Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, – это мать”. М.Горький
Какой вы увидели мать Насти? Почему она простила дочери все? Как относились к ней люди? Кто оказался рядом с матерью Насти в последние дни ее жизни? Приведите примеры пословиц, поговорок о милосердии, совести и добре.

Слайд 19

Домашнее задание
Какой урок совести вы вынесли из рассказа «Телеграмма»?(письменно) Напишите письмо-покаяние “Поступок, за который я себя осуждаю”. (Письмо маме). Подарите свои сочинения (стихи) мамам

Слайд 20

Использованные материалы
Русская литература. 8 класс. В 2-х ч.Ч.2:рабочая тетрадь. автор-сост. М.Г.Белова.-М.: Дрофа, 2009. (Гимназия на дому) http://festival.1september.ru/articles/418447/ http://asb-school-24.ru/pedagogi/jatsenko/paustovskii.pdf http://900igr.net/kartinki/literatura/Telegramma-Paustovskij/Urok-Paustovskij-Telegramma.html