Презентация - Многоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ

Многоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭМногоаспектный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ЕГЭ ОГЭ
Многоаспектный анализ текста на уроках русского языка

Слайд 2

Умение работать с текстом как основным способом получения информации- правильность выполнения заданий ЕГЭ и ГИА, успешность обучения в целом, выход на метапредметный уровень: освоение ЛЮБЫХ видов деятельности, связанных с получением, обработкой и восприятием информации. Коммуникативная компетенция: способность ученика вступать во взаимодействие с текстом, воспринимать информацию, адекватно ее интерпретировать, создавать собственное высказывание.
Размышления по поводу…

Слайд 3

Причины проблем: нет связи между освоением теории и формированием практических умений и навыков; остаются недостаточно усвоенными разделы речеведения, связанные с интерпретацией содержания текста, комментарием проблематики, неумение работать с информацией, воспринимать, интерпретировать её; фронтальные формы работы с текстом на уроках вступают в противоречие с необходимостью каждому ученику самостоятельно на итоговой аттестации создавать собственное высказывание по незнакомому тексту.
Размышления по поводу…

Слайд 4

На уроках русского языка желательно регулярно проводить многоаспектный анализ текста: • композиционно-содержательный (определение темы, главной мысли текста, выделение микротем и др.); • стилистический (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов); • типологический (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов); • языковой анализ отдельных элементов текста (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор; синтаксический анализ словосочетаний и предложений) и т.д.
Методические рекомендации ФИПИ по некоторым аспектам совершенствования преподавания русского языка

Слайд 5

Тексты на ЕГЭ и ГИА

Слайд 6

Виды смыслового чтения

Слайд 7

Тексты на ЕГЭ и ГИА

Слайд 8

Общее
Абстрактные идеи
Автор - художественный текст
Частное
Восприятие читателя - в обратном направлении:
От конкретных ситуаций
к общей проблеме

Слайд 9

Законы реальной жизни
Автор
Образ современника
несколько героев
модель мира
тысячи современников
Автор - художественный текст

Слайд 10

Понимание и интерпретация текста
Раскрытие именно того смысла, который вложен в произведение автором. Суть понимания состоит в достижении определенного уровня или степени идентичности исходного, понимаемого текста и его постижения понимающим субъектом. Понял ли читатель смысл, который вложил в него автор текста?
Нахождение собственного смысла читателем. Интерпретация есть выработка своего отношения к воспринимаемому тексту и выражение этого отношения. Какой свой смысл читатель нашел в сообщении автора?

Слайд 11

« …При точном понимании замысла автора читатель является его зеркальным, дублирующим отражением. Он не может внести ничего своего, ничего нового в идеально понятое произведение и в идеально понятый замысел автора… Между автором и таким слушателем не может быть никакого взаимодействия, никаких активных драматических отношений, ведь это не голоса, а равные себе и друг другу абстрактные понятия». Бахтин М.М.

Слайд 12

«Интерпретация – это работа мышления, которая состоит в расшифровке смысла, стоящего за очевидным смыслом, в раскрытии уровней значения, заключенных в буквальном значении». П. Рикёр Задача интерпретации – извлечение из текста максимума заложенных в него смыслов (или, наоборот, сведение множества возможных вариантов к некоему общему, единому смыслу).

Слайд 13

Основной принцип анализа – учёт единства формы и содержания художественного произведения
Содержание Форма
Размышления писателя о мире, о различных явлениях действительности Система средств и приемов, в которой эти размышления находит свое воплощение.
Внутренняя, духовная сторона текста Внешняя, материальная сторона текста
Это то, что сказал писатель своим произведением Это то, как он это сделал.
Сюжет, характеры, обстоятельства, идейно-тематическое содержание Система изобразительных средств, композиция
Сущность литературного произведения Способ существования произведения, «плоть» содержания
Лингвистический анализ текста с точки зрения единства содержания и формы учит отбирать языковые средства с учетом конкретной речевой задачи, формирует важнейшее коммуникативное умение — умение создавать собственный текст. Лингвистический анализ текста с точки зрения единства содержания и формы учит отбирать языковые средства с учетом конкретной речевой задачи, формирует важнейшее коммуникативное умение — умение создавать собственный текст.
гиа

Слайд 14

Тема, проблема, идея  как взаимосвязанные уровни содержания текста
Тема Предметно-тематическое наполнение произведения, его строительный материал.
Проблематика Упорядочивает этот материал в единую художественно-эстетическую конструкцию целого.
Идея Завершает это художественно организованное единство системой авторских выводов и оценок мировоззренческого характера. 

Слайд 15

Соотношение темы, проблемы и идеи
От темы
через проблема- тику
к идее
Предмет отражения, материал для последующей постановки проблемы; нет проблемности и оценочности; тема сама по себе нейтральна. Уровень постановки вопросов; обсуждения той или иной системы ценностей; это та сторона художественного содержания, где читатель приглашается автором к активному разговору. Проблематика обнаруживает авторский подход к теме и сопоставляет различные жизненные ценности. Область решений и выводов; идея всегда что-то отрицает или утверждает. Идея утверждает одну систему ценностей и отрицает другую.

Слайд 16

Анализ изобразительных средств помогает
1. Определить, какие языковые единицы (художественные средства) способствуют созданию и расширению значения ключевых образов. 2. Уточнить интерпретацию текста, сформулировать авторскую позицию и своё отношение к ней.

Слайд 17

Текст

Слайд 18

(1) На одном из полустанков в нашем вагоне появилась бабулька, и мы невольно залюбовались ею: чистенькая, аккуратная, она как будто шагнула в него прямиком после светлой пасхальной заутрени, покинув стайку других таких бабушек, только что отсеменивших вслед за клиром крестный ход, венчающий празднование Благой вести. (2)Почему в моем сознании образ ее связался именно с пасхальной службой? (3) Когда я был на ней последний раз? (4)Возможно, незнакомая пожилая женщина напомнила мне мою бабушку Катю, к которой родители давным-давно привозили меня погостить. (5)Память спрятала и без того ограниченное короткими каникулами счастливое время общения с бабушкой, но оставила мне неистлевшим наследством одну ночь накануне Пасхи, из которой и пришла эта неожиданная ассоциация. (6)Деталей той ночи почти не осталось в моей памяти, но навязчивое желание вспомнить их поселилось в душе, как только я внимательно рассмотрел нашу новую попутчицу. (7)Глаза ее были исполнены света и тихой, глубокой радости, такой, какая снисходит на людей, ее заслуживших, победой над долгой болезнью или возвращением домой после продолжительного отсутствия. (8)- Здравствуйте, добрые люди. (9) Чай, не помешаю вам в дороге, уж недолгий до Москвы-то путь остался – ночь одна. (10)- А вы как будто на праздник какой в столицу собрались! - прервала мои размышления проводница, также с удовольствием разглядывая опрятную пассажирку. (11)И бабушка, очевидно, сочтя за радость выговориться, рассказала, присев на край полки, что едет к внуку – он два года назад закончил вуз («Да головастый, одни пятерочки!»), нашел хорошую работу («Начальник большой!»), а через полгода после института купил в столице квартиру, и вот завтра празднует день рождения («Слава Богу, здоровый да сильный вырос!». (12)Приехать к внуку бабулька решила сюрпризом («То-то обрадуется! Уж два годочка не виделись!». (13)- Сразу после вуза да квартирка в Москве? (14)Неплохо устроился! – заметил наш сосед по купе. – (15)Родители, небось, помогают? (16)- Да кабы родители, - бабушка вмиг посерьезнела, - померли оба, горемышные… 17)Петюша еще мелкай был. (18)Дед да я его обуютили. (19)А когда и деда вскорости не стало, вдвоем остались мы. (20)Я пенсию да пособие откладала поманеньку, опосля квартиру его родителей да дом наш продали, я к сестре перебралася, вот и собралось. (21)Мне-то деньги на кой? (23) Мне не надо, к деду, чай, на тот свет не забрать.

Слайд 19

(22)И мы услышали простой, без расчёта на сочувствие окружающих, рассказ о том, как трудно было им воспитывать вдвоем Петю, оставшегося без родителей, о том, как он стал их единственной отрадой, как рос слабеньким и больным и как поздними вечерами, когда засыпал внук, она мыла подъезды, чтобы по совету врачей каждый год возить его летом на море, как по копеечке всё собиралось на будущее «большого начальника». (23)И столько в ней было радостного ожидания долгожданной встречи с любимым внуком, что мы все прониклись и им, и самоотверженностью заботы стариков, и счастливым волнением в тихом голосе пожилой женщины, так сильно напоминавшем мне голос моей бабушки Кати. (24)И вдруг знакомые интонации, точно ключ заржавелый замок, распахнули дверь в памяти, за которую, я думал, уже никогда и не попаду – дверь в ту пасхальную всенощную – первую ночь в моей жизни, когда мне было разрешено не спать. (25)Бабушка Катя взяла меня с собой, и я, мало понимавший смысл происходящего, не смог выстоять службу до конца и задремал на лавочке у стены, а когда проснулся, хор пел, и толпа вторила ему: «Воистину воскресе!» (26)- Чему люди радуются, бабушка? (27)- Тому, что Господь вернулся. (28)- А что такое Господь? (29)- То любовь, внучок. (30)Бабушка тогда ничего больше не добавила к этому определению… (31)- Алё! (32)Алё, милок! (33)Мои воспоминания прервал радостно-взволнованный голос бабушки Петра. (34)Оказалось, мои попутчики уговорили её позвонить-таки внуку, чтобы тот встретил на вокзале: действительно, как она сама будет добираться? (35)- Приезжаю я завтра на день рождения к тебе, Петенька!(36) Чай, не помешаю денечек-то, а? (37)Мы замерли и, улыбчиво переглядываясь, прислушивались к разговору, и всем нам очень хотелось порадоваться вместе с бабулькой реакции внука. (38)Но улыбка тихонько сползала с её лица , сгорбилась спина, и сухонькая рука старушки, задрожав, потянулась за белоснежным платочком в кармашке кофточки... (39)- Да разве ж я знала? (40)Да что ж мне теперь-то? (41)Да неужто ж я тебя опять не увижу?(42) Ну, ничё, ничё, не серчай, родненький… (43) С днем рождения тебя, внучочек!...

Слайд 20

(44)Старушка, не сразу попав рукой в карман, спрятала телефон и беспомощно посмотрела на нас: (45)- Да неужто ж я помешала бы, а? (46)Да что же мне теперь-то? (47) Внук, как выяснилось, уже начал праздновать день рождения с «очень нужными», как он сказал, людьми, в его собственной квартире. (48)Он вообще не ждал старушку, и, как оказалось, ей даже негде было остановиться: «Баб, ну две комнаты всего-то! (49)И встретить не смогу – ну гости ведь! (50)Принесло же тебя, ну чего не позвонила раньше? (51)Ты давай езжай сразу обратно, а я потом сообщу, когда приехать!»… (52)Оставшийся путь до Москвы мы ехали молча: пили чай в гнетущей тишине, избегая смотреть в глаза друг другу, словно чувствуя за собой какую-то вину, отвернувшись, лежали на полках, а приехав, торопливо выходили из вагона, прощаясь, кивали с облегчением, словно покидали тесную камеру, в которой вдруг стало нечем дышать… (53)Бабушка Петра подошла ко мне на перроне, простодушно и доверчиво протянула плетеную корзинку – единственный ее багаж: «Милой, ты, я поняла, тутошний; не сочти за тяжесть, передай Петюше – тут пирог и деньги в конверте, адрес написан, ты отвези ему . (54)Да не серчай на внучика: Господь-то ему ума дал, а сердца, вишь, пожалел»… (55)Я помог ей купить обратный билет, устроил в зале ожидания и уже в такси, разглядев аккуратно написанный адрес на конверте, вспомнил, как перебирал однажды старые фотографии своей бабушки Кати и нашел среди них потертую пасхальную открытку, на которой было старательно выписано: «Послание к Коринфянам святого апостола Павла». Половина слов была затерта так, что невозможно было уже прочитать: «Любовь долготерпит, милосердствует…не ищет своего, не раздражается…все покрывает, всему верит, все переносит…». (56) И в самом низу: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». (57) Взгляд мой упал на пирог, которому предстояло украсить недостойный его праздничный стол. (58)Самую его макушку украшало сплетенное из теста маленькое, ссохшееся за время пути сердечко. (59) «Все бабушки одинаковые», - подумал я. (60)И картинка вдруг расплылась ... (По Павловой О.)

Слайд 21

1.Чтение и определение стиля, понимание общего содержания текста. 2.Прояснение содержания: краткий выборочный пересказ – ответы на вопросы: кто герой текста? /где? когда?/ что делает? что происходит?/ какие чувства героя раскрываются? 3. Определение проблемы. Ответ на вопрос: зачем автор описывает эту ситуацию и чувства героя? 4. Определение авторской позиции, вычитывание концептуальной, скрытой информации: - анализ размышлений главного героя, его поведения; - определение характера взаимоотношений героев; - анализ отношения автора к героям через эмоциональной тон повествования, описания, оценочную лексику, сравнения, метафоры... 5. Создание собственного текста.

Слайд 22

Изучающее чтение Определение темы текста: «О чем этот текст?» Сканирование, поиск и фиксирование всех средств, с помощью которых вычитывается проблематика текста, его идея. Ученик просто отмечает все, что видит. 2. «Сортировка» и обработка ЧТО в тексте и КАК помогает а) сформулировать проблему текста; б) увидеть её аспекты; в) определить авторскую позицию. (Как собранный материал «работает» на создание сочинения?) 3. Создание собственного высказывания (текста сочинения)
Работа ученика: от чтения - к анализу и сочинению

Слайд 23

На какой вопрос НЕТ в тексте ответа?
Как бабушке удалось вырастить внука, рано оставшегося сиротой? Чем покорила бабушка Петьки случайных попутчиков? Какова роль цитаты из Евангелия в тексте? Почему внук вырос черствым, неблагодарным человеком? Как относится рассказчик к памяти о своей бабушке?

Слайд 24

У. Эко: «В текст встроена стратегия его чтения»
… И бабушка, очевидно сочтя за радость выговориться (почему?) (устала от одиночества), рассказала, разместившись на своей полке, что едет к внуку... Приехать к внуку бабулька решила сюрпризом... (Почему?) (Не было сомнений в том, что он ей будет рад). Взгляд мой упал на пирог, которому предстояло украсить недостойный его праздничный стол. (Украсить – в этом у рассказчика нет сомнения, несмотря на то что на столе для «важных гостей» явно были дорогие и красивые яства). (Почему выбраны эти слова?) Самую его макушку украшало сплетенное из теста маленькое, ссохшееся за время пути сердечко. (Почему выбрано такое определение?) (Сердечко как будто бабушкино: оно тоже «ссохлось» за время пути – внук ее не ждал…) «Все бабушки одинаковые», - подумал я. (Почему?) (Они щедро и бескорыстно отдают сердце, любовь). И картинка вдруг расплылась ... (Почему? Как это характеризует рассказчика?)

Слайд 25

Роль заглавия текста
Гальперин И.Р.
Выготский Л.С.
Кожина Н.А.
Брудный А.А.

Слайд 26

Слайд 27

Выберите (предложите) наиболее подходящее заглавие текста. Прокомментируйте свой выбор (вариант названия).
Случайная попутчица Бабушка и внук Воспоминания о детстве День рождения внука Подарок от бабушки Дорожная история

Слайд 28

Подарок от бабушки
Заглавие рассказа полифонично: оно выражает оценку рассказчика, отражает точку зрения автора. Заглавие выделяет образ героини рассказа, внутреннее содержание текста, становится основной темой авторского высказывания .

Слайд 29

Подарок от бабушки

Слайд 30

Роль начала художественного текста
Кто? Где? Когда?

Слайд 31

Найдите ключевые слова, постройте словесный ряд, который создает образ героини рассказа Чистенькая, аккуратная; опрятная пассажирка, глаза наполнены светом и тихой, глубокой радостью; радостное ожидание встречи; счастливое волнение в голосе; радостно-взволнованный голос; белоснежный платочек. Поясните, почему автор выбрала для описания своей героини имена прилагательные. Сделайте вывод о функции этой части речи в художественном тексте. Какова роль этих ключевых слов в тексте? Как деталь в портрете помогает выявить человеческую сущность?

Слайд 32

Укажите, какие единицы языка помогают дать характеристику героине на основании её речи Синтаксис: обращения: добрые люди, милок, родненький, Петюша, внучочек, милой; простые предложения Пунктуация: («Да головастый, одни пятерочки!» « Начальник большой!», «Слава Богу, здоровый да сильный вырос!», «То-то обрадуется! Уж два годочка не виделись!» «Да разве ж я знала? Да что ж мне теперь-то? Да неужто ж я тебя опять не увижу?» «Да неужто ж я помешала бы, а? Да что же мне теперь-то?» Морфология: глаголы повелит. наклонения (просьбы): не сочти за тяжесть, передай Петюше, отвези ему, не серчай на внучика Лексика: просторечные, разговорные слова (шибко, кабы, чай, горемышные, обуютили, вскорости, опосля, неужто и т.д.) Морфемика: родненький, внучочек, внучик

Слайд 33

Повествование от первого лица в композиции художественного произведения может указывать только на образ рассказчика (не автора)!
ВНИМАНИЕ!

Слайд 34

Автор и рассказчик в художественном тексте
В образе автора отражаются и им определяются тема, сюжет, композиция, идея произведения; изображение событий, героев, их поступков, поведения; все особенности языкового выражения – «словесная ткань текста». Автор «всеведущ»
????
Представляет автора в тексте; очевидец происходящего; принимает участие в событиях; повествует о них; с его помощью автор создает иллюзию достоверности событий; ему доверена авторская оценка событий и героев. Рассказчик, не описывая внутреннее состояние героев, передает их переживания через внешние проявления.

Слайд 35

Рассказчик передает переживания через точную, выразительную деталь. Найдите примеры таких деталей в тексте, определите их роль. Выпишите средства языка, с помощью которых читатель может увидеть эти переживания.

Слайд 36

бабушка, бабулька, пожилая женщина
старушка
«сухонькая рука, ЗАДРОЖАВ, потянулась за платочком»
«сгорбилась спина»
Исследуем текст

Слайд 37

Композиция - идея текста

Слайд 38

Исследуем текст
Память спрятала и без того ограниченное короткими каникулами счастливое время общения с бабушкой, но оставила мне неистлевшим наследством одну ночь накануне Пасхи, из которой и пришла эта неожиданная ассоциация. Какие мысли утверждаются в этом предложении? С помощью каких языковых средств выразительности они передаются? Какой смысл вкладывает автор в словосочетание «неистлевшее наследство»? Как называется этот троп?
Лингвистический анализ - проблематика

Слайд 39

Наблюдение за характерами героев, их речью, поведением, чувствами, настроением, размышлениями как способ определения проблемы в художественном тексте.

Слайд 40

Празднует день рождения с «очень нужными» (а бабушки нет!) людьми, в его собственной квартире. (47) Он вообще не ждал старушку, и, как оказалось, ей даже негде было остановиться. бессердечие, бессовестность, неприкрытое желание уйти от прошлого
Рассказчик – бабушка Пётр - бабушка
«счастливое время», «неистлевшее наследство» светлая память, радость
Чем определяется характер взаимоотношений между людьми? Между поколениями?
Композиция - проблематика - идея

Слайд 41

«Баб, ну две комнаты всего-то! И встретить не смогу – ну гости же! Принесло же тебя… Ты давай езжай сразу обратно, а я потом сообщу, когда приехать!» Раздражение, нежелание общаться
Бабушка Петюша
Гордость: (эпитеты «головастый», «начальник», «здоровый, сильный»; безграничная любовь: (обращения «милок», «Петюша», «родненький», «внучочек»)
Что может стать смыслом жизни?
Что приводит к утрате совести?
Лингвистический анализ - проблематика

Слайд 42

(47)«Баб, ну две комнаты всего-то! (48)И встретить не смогу – ну гости ведь! (49)Принесло же тебя, ну чего не позвонила раньше? (50)Ты давай езжай сразу обратно, а я потом сообщу, когда приехать!»…
-Частица “ну” в экспрессивной речи передает различные чувства. Какие из них звучат в речи внука? б) недовольства (47) в) возмущения (48) г) раздражения (49) Какие ещё единицы языка усиливают эти значения? (лексика, морфология, синтаксис, пунктуация)
Лингвистический анализ - проблематика
Исследуем текст

Слайд 43

бабушка, бабулька, пожилая женщина
старушка
«сухонькая рука, ЗАДРОЖАВ, потянулась за платочком»
«сгорбилась спина»
Чем страшно отсутствие признательности, благодарности близким людям?
Исследуем текст
Лингвистический анализ - проблематика

Слайд 44

Исследуем текст
Найдите в тексте скрытую информацию об отношении внука Пети к бабушке. Предложение 12: за два года ни разу не была (?) в его новой квартире, хотя до Москвы «всего ночь одна»; предложение 41: «опять (?) не увижу»; предложение 42: «не серчай»; предложение 47: «вообще не ждал» предложение 51: «потом сообщу, когда приехать»
Лингвистический анализ- Комментарий проблемы

Слайд 45

Исследуем текст
Сопоставьте предыдущую выявленную информацию с информацией предложения 11: «обуютили» внука; «мыла подъезды» ночами; лечила внука, каждый год возила его на море; «по копеечке» собирала на будущее Петюши. Зачем, с какой целью автор сообщает эту информацию? Сформулируйте эту цель (-и).
Комментируем проблему

Слайд 46

Какое предложение из текста является ключом к пониманию поведения и поступков бабушки Петра?
На одном из полустанков в нашем вагоне появилась бабулька, и мы невольно залюбовались ею: чистенькая, аккуратная, она как будто шагнула в него прямиком после светлой пасхальной заутрени… Глаза ее были исполнены света и тихой, глубокой радости, такой, какая снисходит на людей, ее заслуживших, победой над долгой болезнью или возвращением домой после продолжительного отсутствия. И столько в ней было радостного ожидания долгожданной встречи с любимым внуком, что мы все прониклись и им, и самоотверженностью заботы стариков, и счастливым волнением в тихом голосе пожилой женщины… Бабушка Петра подошла ко мне на перроне, простодушно и доверчиво протянула плетеную корзинку – единственный ее багаж: «Милой, ты, я поняла, тутошний; не сочти за тяжесть, передай Петюше – тут пирог и деньги в конверте, ты отвези ему – адрес-то я ночью подписала. «Любовь долготерпит, милосердствует…не ищет своего, не раздражается…все покрывает, всему верит, все переносит….А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».

Слайд 47


Любовь Любовь
долготерпит великодушна
милосердствует полна милосердия (работала по ночам, воспитывала внука)
не ищет своего бескорыстна (всё отдала внуку, переехала к сестре)
не раздражается терпелива («Не серчай, родненький, с днём рождения тебя, внучочек!»)
все покрывает прощает слабости и пороки («не сердись на внучика»)
всему верит просердечна («Шибко он занят всегда», «потом позвоню, когда приехать…»)
все переносит… безропотна (смиренно приняла весть о том, что нужно возвращаться, не повидав внука; «…Передай Петюше – тут пирог и деньги в конверте»)
«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» Человек, верящий во что-либо или на что-то надеющийся, может быть не преисполнен любви. Любовь всеобъемлюща, в то время как без неё вера и надежда – ничто.

Слайд 48

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы… ……………………………………………………………………. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. (Новый Завет; 1-ое послание к Коринфянам святого апостола Павла, глава 13)

Слайд 49

Исследуем текст
- Да разве ж я знала? Да что ж мне теперь-то? Да неужто ж я тебя опять не увижу? ВЕРА ушла, НАДЕЖДЫ нет Ну, ничё, ничё, не серчай, родненький… С днем рождения тебя, внучочек!.. ЛЮБОВЬ осталась

Слайд 50

Исследуем текст
«Милой, ты, я поняла, тутошний; не сочти за тяжесть, передай Петюше – тут пирог и деньги в конверте, ты отвези ему… Да не серчай на внучика…
- Чему люди радуются, бабушка? - Тому, что Господь вернулся. - А что такое Господь? - То любовь, внучок.
Праздник воскрешения Господа и торжество любви бабушки тождественны: она всё равно любит внука, она ему всё простила
Композиция: монтаж
Комментируем проблему

Слайд 51

Имя собственное как способ отражения авторской позиции
В выборе имени персонажа, в учёте его этимологии проявляется авторская модальность. Имена персонажей могут определять формы их поведения. Екатерина – «вечно чистая» Пётр - от древнегреческого слова «петра» — камень. (Из книги П. Флоренского "Имена“). Прокомментируйте выбор данных имён автором текста. Почему бабушка Петра безымянна, а у внука имя есть? Почему есть имя у бабушки рассказчика?
Комментируем проблему

Слайд 52

Говорим об особенностях повествования

Для всех повествовательных текстов общим является следующая композиция: завязка (начало действия), развитие действия, кульминация, развязка (конец события).