Презентация - Дифференциальная диагностика алалии и задержки психического развития

Дифференциальная диагностика алалии и задержки психического развитияДифференциальная диагностика алалии и задержки психического развитияДифференциальная диагностика алалии и задержки психического развитияДифференциальная диагностика алалии и задержки психического развитияДифференциальная диагностика алалии и задержки психического развитияДифференциальная диагностика алалии и задержки психического развитияДифференциальная диагностика алалии и задержки психического развитияДифференциальная диагностика алалии и задержки психического развитияДифференциальная диагностика алалии и задержки психического развитияДифференциальная диагностика алалии и задержки психического развитияДифференциальная диагностика алалии и задержки психического развитияДифференциальная диагностика алалии и задержки психического развития







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Дифференциальная диагностика алалии и задержки психического развития (ЗПР)

Слайд 2

Определение нарушений
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка.
ЗПР - вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития ("задержка темпа психического развития"), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия.

Слайд 3

Клиника нарушений
Особенности мозговой деятельности у детей с ЗПР сводятся к тому, что при разных формах нарушения речевого развития могут страдать: глубинные структуры мозга, оказывающие тормозное восходящее влияние на его кору и замедляющие ее развитие; вторичные поля коры, препятствующие своевременному становлению функций речевого слухового гнозиса и артикуляционного праксиса; проводящие пути между отдельными участками коры мозга, обеспечивающие образование необходимых ассоциативных связей.

Слайд 4

Этиология нарушений
Вопросы этиологии алалии до сих пор остаются дискуссионными. Так, А. Трейтель считал алалию следствием недостаточности внимания и памяти. Среди этиологических факторов выделяются также внутриутробные энцефалиты, менингиты, неблагоприятные условия развития, интоксикации плода и т.д.
Этиология ЗПР связана с конституциональными факторами, хроническими заболеваниями, неблагоприятными социальными условиями воспитания и преимущественно, с органической недостаточностью ЦНС резидуального и генетического характера.

Слайд 5

Сущность нарушений
При алалии нарушаются все компоненты языковой системы, интеллект первично сохранен.
При ЗПР одним из ведущих признаков является недоразвитие высших психических функций (первично), а следовательно, и недоразвитие речи как одно из наиболее сложно организованных функций.

Слайд 6

Доречевой период развития речи
Гуление, лепет появляется с соответствии с возрастом, но ограничены по содержанию.
У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие. Первые слова появляются к 1,5-2 годам, фраза – к 3 годам.

Слайд 7

Артикуляционная моторика
У ребёнка с алалией не формируются тонкие двигательные координации речевого аппарата. Нарушение аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора носит различный характер: оральная апраксия, нарушение последовательности, переключаемости и т.д.
У большинства детей с ЗПР артикуляционная моторика сохранна. Небольшие отклонения могут наблюдаться лишь при выполнении серии артикуляторных движений.

Слайд 8

Импрессивная речь
Понимание речи относительно сохранно. Наблюдаются сложности в различении грамматических изменений и близких по звучанию слов (квазиомонимов).
Импрессивная речь детей с ЗПР характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, неразличением смысла отдельных слов, тонких речи.

Слайд 9

Запас знаний и представлений
При алалии у детей запас знаний и представлений об окружающей действительности достаточный, но они испытывают трудности в их вербализации.
У детей с ЗПР запас знаний и представлений об окружающем ограничен. Наблюдается низкая познавательная активность.

Слайд 10

Отношение ребёнка к своему дефекту
Как реакция на речевую недостаточность у детей с алалией отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам и т. д.
У детей с ЗПР негативизм не наблюдается. Отношение ребёнка к своему нарушению (т. е. наличие критичности) напрямую зависит от уровня интеллектуального развития.

Слайд 11

Особенности Динамики речевого развития при коррекционной работе
Положительная динамика при алалии выявляется при учёте таких факторов, как ранее распознавание недоразвития, своевременное предупреждение вторичных отклонений, учет нормального онтогенеза и др.Эффективной логопедическая работа может быть в том случае, если она проводится комплексно на фоне активного медикаментозного и психотерапевтического лечения.
Коррекционно-логопедическое воздействие при ЗПР должно носить комплексный и в то же время дифференцированный характер.

Слайд 12

Частота встречаемости нарушений среди детской популяции
Примерно 1% детей дошкольного и школьного возраста составляют дети с алалией. По разным данным, дети с ЗПР различного генезиса составляют от 6 до 11% из числа всех детей.