Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Мультимедийный урок
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Гуляева Ольга Владимировна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №44
г. Сургут
2012 г.
Слайд 2
ТЕМА УРОКА:
«Разоблачение лицемерия в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий»
ТИП УРОКА:
урок - размышление
Слайд 3
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательная:
продолжить знакомство с творчеством А.П.Чехова. Раскрыть особенности чеховского юмора. Выявить роль художественной детали в рассказе. Показать отношение автора к лицемерию.
Развивающая:
развивать навыки аналитического мышления, творческое воображение учащихся.
Воспитывающая:
воспитывать интерес к творчеству А. П. Чехова, нравственные качества личности.
Слайд 4
Технология: система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека, ИКТ.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации к рассказам А.П.Чехова.
ТСО: мультимедийная приставка, экран, мультимедийная презентация «А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий».
Портрет А.П.Чехова.
Раздаточный материал: рабочие листы (приложение 1), словарная работа (приложение 2).
Учебник «Литература. 6 класс» (под редакцией В.Я.Коровиной)
Оформление доски.
Слайд 5
Методы работы: частично-поисковый, обращение к личному опыту; репродуктивный, демонстративный,
Формы работы: инсценирование, анализ рассказа, защита презентации, составление синквейна, опережающее задание.
Опережающее индивидуальное задание. Составить проект «Дружба - дружбой, а служба – службой» по рассказу А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Пример продукта проектной деятельности учащегося - презентация. (Творческая работа учащейся)
Основополагающий вопрос
Могут ли быть человеческие отношения между людьми разных должностей?
Проблемные вопросы
Можно ли назвать дружбой отношения толстого и тонкого?
Как характеризуют героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий» их прозвища?
Насколько «толстый» обошел «тонкого»?
Слайд 6
ЭПИГРАФ К УРОКУ:
Подлинное искусство учит смеяться не над кривым носом, а над кривой душой.
Н.В.Гоголь
Слайд 7
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (1-2 мин.)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.
Деятельность учителя Деятельность учеников
Доброжелательное приветственное слово учителя.
Проверка учителем готовности обучающихся к уроку, наличия учебных принадлежностей, учебника и рабочей тетради.
У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
Включение детей в деятельность.
Проверка готовности рабочего места.
Слайд 8
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.(5 мин.)
Цель: актуализировать ранее изученный материал, необходимый для усвоения нового.
Деятельность учителя Деятельность учеников
Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с биографией А.П.Чехова. Дома вы самостоятельно прочитали рассказ Чехова «Толстый и тонкий». А сейчас мы с вами повторим основные этапы жизни и творчества А.П.Чехова, разгадав кроссворд. (Приложение 1) Весь класс работает самостоятельно. Запись в рабочих листах.
Проверяет качество выполнения кроссворда.
Учащиеся обмениваются работами для взаимопроверки, сверяют ответы с решением на слайде. Оценивают работы друг друга.
т а г а н р о г
м е л и х о в о
я л т а
с а х а л и н
ч е х о н т е
з у б ы
т о н к и й
Слайд 9
- Тема нашего урока «Разоблачение лицемерия в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Запишите её. Ребята, внимательно посмотрите на тему урока и попробуйте сформулировать задачи, которые вам придётся решать в течение урока? (Узнать что такое лицемерие, и как Чехов разоблачает это качество в рассказе).
-А эпиграфом к уроку являются слова Н.В.Гоголя:
«Подлинное искусство учит смеяться не над кривым носом, а над кривой душой»
Объявление темы и цели урока (2 мин.).
Цель: постановка учебной задачи.
- Постарайтесь не забыть об этих словах в течение нашего урока, мы обязательно к ним вернёмся в конце урока.
Проблемный вопрос.
Что такое школьная дружба и возможно ли её сохранить на долгие годы? (Общие интересы, общение. Кто-то дорожит этой дружбой, а кто-то нет.)
- Чехов тоже учился, но не в школе, а в гимназии.
Слайд 10
IV. Инсценирование рассказа «Толстый и тонкий» (3 мин.).
Цель: развитие творческих способностей учащихся, повысить мотивацию к изучению рассказа.
- Представьте, что вы в театре, а ребята, которые готовились к инсценированию рассказа, настоящие актёры.
Вопросы на выявление восприятия:
- Что вас особенно заинтересовало, поразило?
- Какие чувства вызвал у вас рассказ. ( Рассказ смешной, интересные герои, необычная встреча одноклассников).
Слайд 12
V. Словарная работа (3 мин.).
(распечатанный материал на партах).Эта работа необходима, так как небольшой рассказ насыщен большим количеством непонятных слов для учащихся.
Цель: познакомить учащихся с незнакомыми и малознакомыми словами; обогатить словарный запас учащихся.
Ребята, а какие слова вам были непонятны? У вас на партах в рабочих листах есть значения некоторых слов, обратите внимание.
Приложение 2
Слайд 13
VI. Анализ рассказа (18 мин.).
1) Работа над композицией (5 мин.). (Разобрав структуру изучаемого рассказа, учащиеся поймут его идею).
Цель: развитие читательской культуры, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, творческого воображения.
Деятельность учителя Деятельность учеников
-Назовите тему рассказа. О чём этот рассказ?
-Определите композицию рассказа. Вспомним, из каких частей она состоит.
-Назовём завязку.
- Кто назовёт развитие действия.
- Найдите кульминацию.
Кто нашёл завязку? - О встрече школьных друзей.
Моделирование композиции произведения на интерактивной доске (1 учащийся), остальные работают в тетрадях.
-Завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
- Встреча приятелей на вокзале железной дороги.
- Видимо тонкий всегда завидовал своему другу, и теперь, спустя много лет, он догадывается, что человек перед ним более преуспевший, чем он сам. Не давая открыть рот собеседнику, идёт в атаку, хвастаясь женой- лютеранкой и сыном- гимназистом.
- Страшный момент для тонкого: он узнаёт, что его друг превзошёл «Я уже до тайного дослужился…»
- Друг не может быть начальником, а начальник - другом «На лице у тонкого было написано столько благоговения..»
Слайд 14
Моделирование композиции произведения на интерактивной доске (1 учащийся), остальные работают в тетрадях.
Слайд 15
2) Портретная характеристика героев (7 мин.).
Цель: создание образов главных героев важен для понимания авторской позиции, для раскрытия идеи произведения.
Деятельность учителя Деятельность учеников
- Рисует ли Чехов портреты своих героев? Прочтите.
Зачитывание. «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д'оранжем.
Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын…»
Слайд 16
Деятельность учителя Деятельность учеников
- Что мы скажем о толстом?
Итак,
Автор нам не дает описание внешности, но мы сами можем представить этого человека. Две детали (дорогой одеколон, сорт крепкого вина) дают нам представление о преуспевшем в жизни человеке.
- Каким вы себе представляете образ тонкого?
-А что означает деталь в описании тонкого «навьючен»?
Значит,
Тонкий – бедный, неуверенный в себе человек.
- Состоятельный, богатый, довольный жизнью, ходит важно.
- Тонкий беден – нет денег на носильщика, вид жалкий и пахнет от него гущей. Это говорит о социальной лестнице.
- Не может позволить себе нанять носильщика, обвешан чемоданами.
Слайд 17
Деятельность учителя Деятельность учеников
- Вернёмся к тексту и составим краткую характеристику героев, заполнив таблицу.
Вывод:
-Какое же слово изменило отношение тонкого к толстому? (Запись в рабочих листах.) Приложение 1
- Тайный (советник). (См.словарь)
1.Имя. Миша Порфирий
2. Род деятельности. Тайный советник (3 класс) Коллежский ассесор (8 класс)
3.Семья. Одинок Семья (жена, сын)
4.Заработок. Достаточно денег Подрабатывает, жена даёт уроки, сам несёт багаж.
5.Отношение к товарищу. Первым узнаёт, очень рад. Тоже рад, позже стошнило, отвернулся от товарища.
Слайд 19
Деятельность учителя Деятельность учеников
- Почему, узнав о служебном положении толстого, внешность тонкого и поведение резко изменились?
- Как отнёсся толстый к этим изменениям?
- Что означает слово «унижаться»? Подберём синонимы к слову «унижаться»?
- Из-за зависти.
- Ему неприятно («поморщился»), он рад встрече со школьным товарищем, но, к сожалению, тот («тонкий») стал унижаться перед ним.
- Ставить себя в унизительное, жалкое положение. Подхалимничать, лебезить, угодничать (Словарь синонимов)
3) Работа над идеей рассказа (3 мин.).
Цель: выявить отношение автора к лицемерию.
Слайд 20
Деятельность учителя Деятельность учеников
- Почему тонкий унижается?
- Что означает слово «лицемерие». Обратимся к словарю.
- Тонкий жил по принципу «чин чина почитай, а не ум ума почитай», так было принято в обществе: перед вышестоящим чином испытывать страх, благоговение, унижение, что проявлялось не только в речи, поведении, но и во всём внешнем виде: одежде, привычках.
Несмотря на внешнее почитание и уважение, тонкий на самом деле завидовал толстому, ненавидел его, желал зла. Это и было лицемерием со стороны тонкого.
(Заранее подготовленный учащийся зачитывает из словаря определение)
-Лицемерие - поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью. («Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова) (слайд 8).
Слайд 21
Деятельность учителя Деятельность учеников
Вывод:
- Итак, ребята, рассмотрев композицию рассказа, портретную характеристику героев, нам становится понятна идея рассказа, что же высмеивает А.П.Чехов в рассказе «Толстый и тонкий»?
- Ребята, скажите, пожалуйста, между людьми разных должностей разве не может быть человеческих отношений?
- У каждого из вас своя точка зрения, а сейчас по этому вопросу выступит с проектом Анастасия Караблина.
Вывод:
- Чинопочитание, лицемерие.
- Автор хочет подчеркнуть, что уважение к вышестоящим и рабское чинопочитание — это совершенно разные вещи, и человек должен уметь достойно себя вести и оставаться человеком на любой ступени служебной лестницы.
-Могут быть. А может и нет.
(Защита учащейся исследовательской работы).
Слайд 23
Деятельность учителя Деятельность учеников
- Понравился ли вам проект и изменил ли кто-то из вас своё мнение?
- Итак, ребята, мы прочитали рассказ, посмотрели инсценировку, проанализировали композицию, скажите, пожалуйста, рассказ «Толстый и тонкий» юмористический или сатирический?
- Итак, давайте ещё раз скажем, какой порок обличает А. П. Чехов?
- Сатирический.
- Он высмеивает порок общества – чинопочитание.
Слайд 24
4) Работа с эпиграфом (3 мин.).
Цель: соотнести слова Гоголя с содержанием рассказа, ещё раз подчеркнуть идею рассказа.
Деятельность учителя Деятельность учеников
- Итак, ребята, какие чувства вызвал у вас каждый из героев?
- Вернёмся к нашему эпиграфу (слайд 9). Как вы понимаете слова Н.В.Гоголя: «Подлинное искусство учит смеяться не над кривым носом, а над кривой душой»? - Смех, непонимание тонкого, брезгливое отношение к поведению тонкого.
- Рассказ Чехова можно считать настоящим подлинным искусством, так как он высмеивает не «длинный нос», а «кривую душу» человека, то есть лицемерие, угодничество, чинопочитание
Слайд 26
VII. Заключительное слово учителя (2 мин.).
Цель: содействовать эстетическому воспитанию учащихся на текстах художественной литературы.
- А.П. Чехов ненавидел ложь, лицемерие, чинопочитание и унижение любого рода. И в гимназии, куда был отдан Чехов, зачастую проявлялась грубость и жестокость. Как вспоминает одноклассник Чехова, однажды произошло какое-то недоразумение с учителем словесности Мальцевым, и весь класс решил не подавать ему очередного сочинения. Один из учеников нарушил уговор и сочинение все-таки отдал. Возмущенный одноклассник ударил его по лицу, а Чехов, бывший свидетелем этой сцены, возмущенно воскликнул: "Это глупо, это дико!" Он был врагом всякого насилия, грубости, жестокости, и такая расправа не могла оставить его равнодушным, потому что человеческое достоинство было для Чехова превыше всего. Именно это он высмеивает в рассказе «Толстый и тонкий». Вот, что он сам говорил:
«Я хотел только честно и откровенно сказать людям: посмотрите на себя, как вы плохо и скучно живёте. Самое главное, чтобы люди это поняли, а когда это поймут, они непременно создадут себе другую, лучшую жизнь.»
Слайд 27
Рефлексия (2 мин.).
- Ребята, вспомните, какие задачи вы перед собой ставили в начале урока? (Узнать что такое лицемерие, и как Чехов разоблачает это качество в рассказе).
- Удалось ли нам решить эти задачи?
Составление синквейна (4 мин.).
1 вариант - толстый.
2 вариант – тонкий.
1 строчка - имя существительное.
2 строчка – имена прилагательные.
3 строчка – глаголы.
4 строчка – фраза из трёх слов.
5 строчка – существительное (синоним к первому существительному)
Слайд 28
Примерные работы учащихся:
1 вариант - толстый.
Герострат.
Богат, толстый, тайный (советник).
Воскликнул, дослужился, поморщился.
К чему это чинопочитание!
Миша.
2 вариант – тонкий.
Эфиальт.
Тонкий, женат, коллежский (асессор).
Побледнел, окаменел, съёжился.
Из глаз посыпались искры.
Порфирий.
Слайд 30
VIII. Выставление оценок за урок (2 мин.).
Учащиеся оценивают результаты деятельности товарищей.
IX. Домашнее задание (2 мин.).
Учащиеся выбирают задание из предложенных с учётом своих индивидуальных возможностей.
I вариант. Написать сочинение- миниатюру «Мои впечатления от рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий».
II вариант. Выразительное чтение рассказа «Толстый и тонкий» по ролям. Рисунки к рассказу.
Слайд 31
Спасибо за внимание!