Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.
Учитель истории МОУ СОШ №1 г.о. Звенигород
Бортникова Т.И.
Древний мир
5 класс
Слайд 2
Цели урока:
Выявить причины «Великой греческой колонизации».
Показать, где основывались греческие колонии и чем занимались переселенцы.
Продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, работать с текстами, иллюстрациями, сравнивать природные условия Древней Греции и колонии.
Воспитывать культуру общения, способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.
Слайд 3
Проверим знания
Покажите на карте территорию, которую покорили спартанцы (Лакония и Мессения)
Расскажите о государственном устройстве Спарты
Как воспитывали юношей спартанцев? Какую цель преследовало такое воспитание?
Вот пример лаконичной речи: одна спартанка, провожая сына на войну, подала ему щит и произнесла: «С ним или на нем». Что хотела сказать этими словами спартанская женщина?
Слайд 4
Дай определение
Полис -
власть народа
Илоты -
Демос -
Лаконичная речь -
краткая и точная речь
захваченные
спартанцами жители
Лаконии и Мессении
город – государство
народ
Демократия -
Слайд 5
Расширяем словарный запас
Колонии – поселения греков, основанные на берегах Средиземного и Чёрного морей
Колонизация — освоение и заселение новых территорий внутри или вне своей страны
Слайд 6
Вспомните
Какова была природа Греции?
Какие занятия были характерны для её жителей?
Почему Греция не могла обеспечить себя
достаточным количеством хлеба?
Что ещё приходилось ввозить из других стран?
Как могли решить греки проблемы с нехваткой хлеба, металлов и др.?
Слайд 7
Образование греческих колоний в VII-VI вв. до н.э.
Какую территорию заселяли греки к началу колонизации?
Каким условным знаком обозначены греческие колонии на карте?
Что обозначаю стрелочки на карте?
Слайд 8
Образование греческих колоний в VII-VI вв. до н.э.
Афинский мыслитель Сократ шутливо утверждал, что греки расселись вокруг моря, как лягушки вокруг болота. Рассмотрите карту «Образование греческих колоний» и подумайте, что он имел в виду.
Слайд 9
Почему греки основывали колонии
Проблемный вопрос
Задумайтесь над тем, что заставляло множество людей бросить родной дом и переселиться в дальние неведомые страны. Что их толкало в путь?
Слайд 10
Почему греки основывали колонии
Не хватало продуктов питания
Не хватало плодородных земель для простых греков
Ожесточенная борьба между демосом и знатью.
Развитие торговли и ремесла
Слайд 11
Продолжите рассказ
Группа 1: рассказ крестьянина.
« Я бедный крестьянин, земля моя и скупа и неплодородна ... ».
Группа 2: рассказ торговца.
«Я - торговец. Мне говорили, что за морем
можно выгодно обменять вино, оливковое
масло на пшеницу ... ».
Группа 3: рассказ ремесленника.
«Я - ремесленник, делаю красивые керамические вазы. Говорят, что их выгодно обменять за морем...».
Группа 4: знатный гражданин.
«Я происхожу из знатного рода. Однажды верный слуга сообщил мне, что в городе восстал демос и ...»
Слайд 12
Греческие колонии
https://vk.com/wall-69961?own=1&offset=240
Рассмотрите рисунок.
В каких местах греки основывали свои колонии?
Чем они занимались на землях колонии?
Слайд 13
Греческие колонии
Рассмотрите рисунок. Какие товары привозили греки в колонии и что приобретали у местных племён и колонистов?
Слайд 14
Греческие колонии
Вино, оливковое масло, оружие, ткани, вазы и другие гончарные изделия, статуи, ювелирные изделия
Зерно, шкуры животных, скот, мёд, рабы
Слайд 15
Поразмышляем…
На берегах Средиземного и Чёрного морей сохранились развалины древних городов. Археологи обнаружили здесь остатки крепостных стен, храма, кварталов жилых домов, а также монеты, изделия ремесленников, надписи на греческом языке, высеченные на камнях. Какие выводы можно сделать на основании археологических раскопок?
Слайд 16
Греческие колонии
Переселенцы начинали новую жизнь в дальних странах. Там они устанавливали свои законы, строили дома и храмы, засевали поля, торговали. Сейчас слово колония означает зависимая страна. Древнегреческие колонии вовсе не были зависимыми: родной город они называли метрополией (город-мать) и поддерживали с ним дружественные, равноправные отношения.
Слайд 17
Прочитайте материал учебника на с. 152-154 и ответьте на вопрос, как складывались отношения греков с соседними народами, проживающими рядом с полисами (на примере греков со скифами).
Слайд 18
Последствия колонизации.
Расширила знания древних греков. Они встретились со множеством новых для них народов, узнали об их обычаях, религии и культуре.
Способствовала развитию хозяйства и торговли, а также мореплавания. Росли и богатели новые города.
Заставила греков осознать себя единым народом, отличающимся от других народов. Греки стали называть себя эллинами, а свою страну - Элладой. Другие народы они называли варварами.
Слайд 19
§ 32.
Для любознательных: основали ли греки колонии на территории России?
Индивидуальное задание: текст «Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России»
Домашнее задание
Слайд 20
Использованная литература
История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Вигасин А.А ,Г.И, Годер , И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2008
Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл.: Пособие для учителя / Г.И. Годер. – М.: Просвещение, 2009
О.В. Арасланова, К.А. Соловьёв Поурочные разработки по истории Древнего мира. Универсальное издание. – М.: ВАКО, 2007
Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история.– 4-еизд., испр. и перераб./ Главн . ред. М. Аксёнова. – М.: Аванта, 2005
“Я познаю мир: Детская энциклопедия : История Древнего мира”/ А.Б. Преображенский.– М.: ООО “Издательство Астрель” : ООО “Издательство АСТ”, 2001
Слайд 21
Интернет-источники
http://losos.nu/blog/1025857.html
http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/5-klass/polisy-gretsii-i-ih-borba-s-persidskim-nashestviem/osnovanie-grecheskih-koloniy
http://on-fun-side.com/grecheskie-kolonii
http://pochemuha.ru/pochemu-u-grecii-bylo-mnogo-kolonij
https://www.kursoteka.ru/course/2229/lesson/7133/unit/18784
http://www.uzluga.ru/potrb/%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%8C%D1%8F+%D0%B8+%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%B3%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2+%D1%81+%D0%BC%D0%B5%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8+%D0%A6%D0%B5%D0%BB%D0%B8+%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0b/main.html
Слайд 22
Интернет-источники
http://arts.in.ua/artists/PozniakSergei/w/284322/
http://festival.1september.ru/articles/626627/
http://belgorod-dnestrovskiy.ru/skify-i-greki/
http://thebestartt.com/zemledelie-v-drevnosti-foto
http://pochemuha.ru/pochemu-u-grecii-bylo-mnogo-kolonij
http://belgorod-dnestrovskiy.ru/skify-i-greki/
http://www.seapeace.ru/shippings/first/368.html