Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Глава 3. Россия при Петре I
05.02.2016
Слайд 2
План работы по теме:
Всего 6 уроков (3 недели).
Разберем темы:
Личность Петра I;
Внешняя политика;
Политические реформы;
Экономические реформы (2 урока);
Народные движения (ДЗ – рабочий лист);
Реформы в культуре и быте (4 проекта-презентации: «Образование», «Наука», «Художественная культура», «Изменения в быте» (подготовить к началу 3 недели).
3. Зачет и контрольная работа.
05.02.2016
Слайд 3
Проверь себя:
Какое направление внешней политики в первой четверти XVIII в. было главным?
Борьба за господство на «Великим шёлковым путём»;
Борьба за выход к незамерзающим морям: Чёрному и Балтийскому;
Борьба за господство над Волжским торговым путём;
Активное участие в Великих географических открытиях.
Азовские походы Петра I привели к
Присоединению Крыма к России;
Освобождению Греции от османского гнёта;
Завоеванию Азова и части побережья Азовского моря;
Установлению контроля над черноморскими проливами.
05.02.2016
Слайд 4
Проверь себя:
Причиной поездки Петра I за границу в составе Великого посольства было стремление
Познакомить мир с достижениями русской науки и техники;
Найти союзников для войны с Турцией;
Найти союзников для борьбы с Речью Посполитой;
Заключить династический брак.
Полтавская битва произошла
8 января 1654 г.;
27 июля 1714 г.;
27 июня 1709 г.;
28 января 1725 г.
05.02.2016
Слайд 5
Проверь себя:
Название «Морская Полтава» получило сражение при
Гангуте;
Нотебурге;
Лесной;
Нарве.
Северная война закончилась подписанием
«Вечного мира»;
Столбовского мира;
Ништадтского мира;
Андрусовского перемирия.
05.02.2016
Слайд 6
Проверь себя:
Что стало результатом победы России в Северной войне?
Завоевание побережья Балтики;
Завоевание Россией титула «владычицы морей»;
Присоединение земель по берегам Северного моря;
Потеря Швецией независимости.
Установите верную хронологию событий:
Полтавское сражение;
Битва при Нарве;
Битва у д. Лесной;
Гангутское сражение.
2314
05.02.2016
Слайд 7
Глава 3. Россия при Петре I
Тема: «Политические реформы Петра I»
05.02.2016
Слайд 8
Домашнее задание:
Параграф 15, читать;
Заполнить таблицу «Коллегии и их функции».
05.02.2016
Коллегии Функции
Слайд 9
План:
Реформа центрального управления;
Табель о рангах;
Областная реформа;
Реформа городского управления.
05.02.2016
Слайд 10
Россия отстает в своем развитии потому, что в ней плохое управление, чтобы исправить это, необходимо ввести государственное регулирование торговли, ремесел и художеств, контролировать соблюдение законности вплоть до регламентирования одежды и поведения людей. Административные реформы Петра были направлены на то, чтобы создать для регулярного государства идеальный исполнительский аппарат,
действующий строго по
регламентам и инструкциям.
И.Т. Посошков из книги
«Книга о скудности и богатстве.»
Слайд 11
Напишите подзаголовок:
Реформа центрального управления.
05.02.2016
Слайд 12
Давайте, вспомним схему органов власти в XVII в. при первых Романовых.
Царь
Земский собор
Боярская дума
Приказы
Патриарх
XVII век – укрепление самодержавной власти, ослабление роли Земского собора, усиление прав и привилегий дворянства.
05.02.2016
Слайд 13
Составим схему органов власти при Петре I. Прочитайте пункт «Реформа центрального управления» и ответьте на вопросы:
Кто являлся главой государства? Существовала ли Боярская дума при Петре I? Какой орган власти был создан в 1711 г? Какие у него были функции?
05.02.2016
Царь, с 1721 г. император
1711 г. Сенат
Функции:
Законодательные;
Распорядительные;
Судебные.
Слайд 14
В этом же пункте «Реформа центрального управления» и найдите ответ на вопросы:
Какие органы власти появились вместо приказов?
Назовите какие были коллегии и чем они занимались?
05.02.2016
Царь, с 1721 г. император
Сенат (1711 г.)
Функции:
Законодательные;
Распорядительные;
Судебные.
Коллегии
(1718-1720 гг.)
Исполнительный орган
Слайд 15
Прочитайте пункт «Церковная реформа» и ответьте на вопросы:
Что произошло в 1700 г.?
Какова была судьба патриаршества после завершения Северной войны?
Кто возглавлял новый орган государственной власти?
05.02.2016
Царь, с 1721 г. император
Сенат (1711 г.)
Функции:
Законодательные;
Распорядительные;
Судебные.
Коллегии
(1718-1720 гг.)
Святейший Синод
(1721 г.)
во главе с обер-прокурором;
Ведает церковными делами.
Слайд 16
Кроме того появляются новые органы власти. Прочитайте пункт «Реформа центрального управления» и ответьте на вопросы:
Какие еще были органы государственной власти, кроме Сената и Коллегий?
Чем занимались эти органы?
05.02.2016
Царь, с 1721 г. император
Сенат (1711 г.)
Коллегии
(1718-1720 гг.)
Святейший Синод
(1721 гг.)
Преображенский приказ
(дела о государственных преступлениях)
Тайная канцелярия
(орган политического сыска)
Слайд 17
1722 г. Указ о престолонаследии (царь сам назначает себе преемника)
Итоги реформы:
Вся власть находилась в руках императора, утвердился абсолютизм;
Укрепилось Российское государство;
Церковь стала одним из государственных инструментов.
05.02.2016
Слайд 18
Табель о рангах 1722 г.
(старая и новая аристократия уравнивались в службе, 14 рангов, возможность служебного роста не зависимо от происхождения)
Воинские Воинские Воинские Воинские Статские
Сухопутные Гвардия Артиллерия Морские Статские
1. Генерал-фельдмаршал - - Генерал-адмирал Канцлер
2. Генерал от инфантерии (пехоты) и кавалерии - Генерал-фельдцейхмей-стер Адмиралы прочих флагов Действительные тайные советники
3. Генерал-лейтенанты - Генерал-лейтенант Вице-адмиралы Генерал-прокурор
4. Генерал-майоры Полков
ник Генерал-майор Контр-адмирал Президенты коллегий. Тайные советники
5. Бригадиры, генерал-провиантмейстер Подпол
ковник Полковник от артиллерии Капитан-командоры Вице-президенты коллегий
6. Подполковники, генерал-адъютанты, генерал-квартирмейстер Майоры Подполковники от артиллерии, полковники-инженеры Капитаны первого ранга Прокурор, советники коллегий
Слайд 19
7. Подполковники, провиантмейстеры, вагенмейстеры, генерал-аудиторы Капитаны Майоры, подполковники-инженеры Капитаны второго ранга Обер-секретари Воинской, Иностранной коллегий, Адмиралтейства
8. Майоры Капитан-лейтинанты Майор-инженер Капитаны третьего ранга. Корабельные мастера
Обер-секретари прочих коллегий, асессоры, надворный советник
9. Капитаны
Лейтенанты Капитаны-лейтенанты, капитаны-инженеры Капитаны-лейтенанты, галерные мастера
Титулярный советник, профессора и доктора всяких факультетов, переводчики
10. Капитаны-лейтинанты
Унтер-лейтенанты Лейтенанты, лейтенанты-инженеры Лейтенанты
Секретари коллегий
11. - -
-
Секретари карабельные -
Слайд 20
12. Лейтенанты Фендрики (прапорщики ) Унтер- лейтенанты Унтер- лейтенанты, шпикеры первого ранга Секретари канцелярий в губерниях, ратманы
13. Унтер- лейтенанты
- Штык-юнкеры, юнкер-лейтинанты инженерные - Протоколисты,переводчики коллегий, регистратор в Сенате
14. Прапорщики - Инженерные прапорщики Шпикеры второго ранга, констапели (командиры орудий) Регистратор и бухгалтеры в коллегиях
Слайд 21
Давайте, вспомним, в XVII в.
На какие части делилась страна?
Кто их возглавлял?
Слайд 22
Местное управление в XVII в.
Россия
уезд
уезд
уезд
станы
станы
станы
волость
волость
волость
воевода
волость
станы
волость
05.02.2016
Слайд 23
Областная реформа 1708 г.
Губернаторы назначались царём, имели административную, военную, судебную власть. Губернии делились на уезды (провинции) во главе с воеводами.
05.02.2016
Россия
Московская
губерния
Ингерманландская
губерния
Смоленская
губерния
губернатор
Киевская
Азовская
Казанская
Сибирская
Архангелогородская
Слайд 24
Реформа городского управления 1720 г.
Городское население
Слайд 25
Главный магистрат
Магистрат магистрат магистрат
Магистраты возглавляли бурмистры и ратманы, которых выбирали из горожан.
05.02.2016
Слайд 26
Итоги реформы:
Способствовала эк. ;
Обеспечила поддержку самодержавия «регулярных» горожан.
Слайд 27
«Дело царевича Алексея»
05.02.2016
Слайд 28
Проверь себя:
В XVIII в. документ, посвященный порядку продвижения по государственной службе, называется
«Кондиции»;
«Табель о рангах»;
«Военно-морской устав»;
«Жалованная грамота».
В результате проведения областной реформы 1708 г. Россия была поделена на
Области;
Республики;
Волости;
Губернии.
05.02.2016
Слайд 29
Проверь себя:
Установите соответствие между органами власти и их функциями.
2431
05.02.2016
Органы власти Функции
А) Сенат;
Б) Коллегия;
В) Магистрат;
Г) Синод. Высший государственный орган, ведавший делами православной церкви;
Высший законодательный, распорядительный, судебный орган при царе;
Местный орган управления;
Центральный исполнительный орган.
Слайд 30
Глава 3. Россия при Петре I
1 урок по теме: «Экономические реформы Петра I»
05.02.2016
Слайд 31
Домашнее задание:
Параграф 16, читать;
Учить записи в тетради.
05.02.2016
Слайд 32
План урок 1:
Экономические проблемы в России в XVIII в.;
Цели преобразований;
Преобразования в сельском хозяйстве;
Реформы в сфере мануфактурного производства.
05.02.2016
Слайд 33
Экономические проблемы России в начале XVIII века
Состояние экономики России на рубеже XVII-XVIII в.
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА
РОССИЯ
Процесс разложения
феодального строя
Процесс разложения
феодального строя
ОТСТАВАНИЕ
Нехватка металла.
Не налажено производство
промышленных изделий.
3. Слабое мануфактурное
производство.
4. Низкий уровень развития сх
Слайд 34
Российская экономика при Петре I
Цели экономических преобразований
Обеспечение армии и флота оружием,
обмундированием,
снаряжением
Развитие промышленности и преодоление экономической отсталости
Развитие внутренней и
внешней торговли России
Слайд 35
Направления экономики
Протекционизм Меркантилизм
усиление
госуд-го
вмешат-ва
Слайд 36
Найдите и прочитайте после параграфа 16 определение понятий:
«Протекционизм»
«Меркантилизм»
05.02.2016
Слайд 37
Напишите подзаголовок
Сельское хозяйство.
05.02.2016
Слайд 38
Прочитайте пункт «Сельское хозяйство» и ответьте на вопросы:
Что означает выражение: «Россия – аграрная страна»?
Какие появляются новые инструменты?
К чему привело использование новых инструментов?
05.02.2016
Слайд 39
Запишем:
К XVIII в. большинство населения занималось С/Х
1. Новые инструменты:
Литовская коса;
Грабли.
экономия времени, выше производительность труда.
05.02.2016
Слайд 43
Продолжим читать пункт «Сельское хозяйство», ответьте на вопросы:
Что еще нового появилось в сельском хозяйстве?
Для чего нужно было разведение овец, а также конные заводы?
Запишем.
2. Новые породы овец производство сукна;
3. Первые конные заводы большая кавалерия;
05.02.2016
Слайд 44
Разведение новых пород овец
Слайд 45
Создание конных заводов
Слайд 46
Продолжим читать пункт «Сельское хозяйство», ответьте на вопросы:
Для каких целей разводили шелковичных червей?
Для каких целей расширяли посевы льна и конопли?
Запишем.
4. Разводили шелковичных червей производство шёлка;
5. Расширились посевы льна и конопли
для одежды солдат;
6. Вырубка леса для строительства флота.
05.02.2016
Слайд 47
Разводили шелковичных червей
Слайд 49
Запрещено рубить лес рядом с реками.
Слайд 50
Закончим читать пункт «Сельское хозяйство», ответьте на вопросы:
Но не смотря на все нововведения, что тормозило развитие с/х?
Какие были итоги реформ?
Запишем.
НО! Развитие с/х тормозили:
Крепостной труд;
Низкий уровень с/х техники
Невысокая неустойчивая урожайность.
05.02.2016
Слайд 51
Напишите подзаголовок
Мануфактуры
05.02.2016
Слайд 52
Используя карту и пункт «Мануфактуры», ответьте на вопросы:
Какие мануфактуры и где были открыты при Петре I?
Какими были заводы: Невьянский, Уктусский, Алапаевский, Демидовский?
Составьте схему: «Мануфактуры».
05.02.2016
Слайд 53
Проверка:
05.02.2016
Мануфактуры
Горно-заводские
Химические
Металлур-гические
Верфи
Оружейные
Слайд 55
Россия вышла на 3 место в Европе по производству металла
Слайд 56
Химические мануфактуры
Производили (делали):
серу;
купорос;
красители;
скипидар.
Слайд 57
Крупные верфи в Архангельске, Воронеже, Москве, Петербурге.
Слайд 58
Используя пункт «Мануфактуры», ответьте на вопросы:
Что было главным тормозом в развитии мануфактур? Почему?
Кто работал на мануфактурах?
Запишем.
НО! Главный тормоз в развитии – приписные крестьяне.
05.02.2016
Слайд 59
Каковы были итоги реформ в сфере мануфактурного производства?
Рост кол-ва мануфактур (к 1725г. с 30 до 200);
Россия вышла на III место в Европе (после Англии и Швеции) по производству металла.
05.02.2016
Слайд 60
Проверь себя:
Основным направлением экономической политики Петра I являлось
Сокращение частного предпринимательства;
Сокращение числа военных предприятий;
Использование машинной техники в сельском хозяйстве;
Усиление государственного вмешательства в экономику.
В чём состояло отличие российских мануфактур XVIII в. от западноевропейских?
На российских мануфактурах использовали ручной труд;
На российских мануфактурах использовали вольнонаёмный труд;
Российские мануфактуры основывали свою деятельность на подневольном труде;
Российские мануфактуры находились только в частных руках.
05.02.2016
Слайд 61
Глава 3. Россия при Петре I
2 урок по теме: «Экономические реформы Петра I»
05.02.2016
Слайд 62
Домашнее задание:
Параграф 16, читать;
Заполнить рабочий лист, параграф 17 «Народные движения в I четверти XVIII в.».
05.02.2016
Слайд 63
План урок 2:
Развитие ремесленного производства;
Реформы в области торговли;
Денежная и налоговая реформы;
Общие итоги экономического развития при Петре I.
05.02.2016
Слайд 64
Работа в группах:
1 группа «Ремесленное производство»
2 группа «Торговля»
3 группа «Денежная и налоговая реформы»
4 группа «Итоги экономической политики»
05.02.2016
Слайд 65
Задание 1 группе «Ремесленное производство»:
Какие города были крупнейшими ремесленными центрами?
Выделите 2 крупных направления в ремесленном производстве? Составьте схему «Ремесленное производство»
В каждом направлении укажите ЧТО и ГДЕ производили. Занесите в схему.
Как ремесленники помечали свои изделия?
Что было создано в 1722 г.?
05.02.2016
Слайд 66
Ремесленное производство
05.02.2016
Предметы домашнего обихода:
Замки, ножи (Павлов, Ворсма);
Оловянная посуда (Ярославль);
Холсты (Кострома);
Украшения из золота и серебра (Москва);
Финифть (Ростов Великий).
Выделка кожи и меха:
Кожаные сапоги, ремни;
Шили шапки и шубы
Товар продавали в Европе.
Мастера ставили своё клеймо на изделии.
В 1722 г. созданы ремесленные цеха.
Слайд 67
Задание 2 группе «Торговля»:
Что успешно развивалось в XVIII в.?
Что способствовало развитию торговли? Выделите 5 пунктов.
Какие страны были основными торговыми партнёрами? Составьте схему «Основные торговые партнёры».
Заполните таблицу.
05.02.2016
Экспорт (вывоз товара) Импорт (ввоз товара)
Слайд 68
Торговля
Успешно развивался всероссийский рынок.
Развитию торговли способствовало:
Строительство каналов: (1703 – 1709) Вышневолоцкий, (1718 – 1731) – Ладожский и Волго-Донский.
Рост численности городов;
Рост мануфактурного производства;
Создание регулярной и многочисленной армии;
Защита отечественного производителя (1722 г. – Таможенный тариф – 75% пошлина, если такой же производили в России).
05.02.2016
Слайд 69
Основные торговые партнёры
05.02.2016
Западные -Англия и Голландия
Южные – через Астрахань с Персией и Закавказьем
Восточные - Китай
Слайд 70
Таблица
05.02.2016
Экспорт (вывоз товара) Импорт (ввоз товара)
Пенька;
Лён;
Сало;
Юфть;
Поташ;
Лес;
Зерно. Табак;
Металл;
Украшения;
Кружева;
Кофе.
Слайд 71
Задание 3 группе «Денежная и налоговая реформы»:
Какова была цель Петра I при проведении денежной и налоговой реформы?
Заполните таблицу.
Каковы были итоги этих реформ?
05.02.2016
Денежная реформа Налоговая реформа
Слайд 72
Денежная и налоговая реформы.
Цель реформ – пополнить казну государства.
Итог реформ: бюджет государства увеличился в 3 раза.
05.02.2016
Денежная реформа Налоговая реформа
1700 г. - разрешили разрабатывать Нерчинские серебряно-свинцовые рудники;
Введение новых видов монет, включая медные;
1711 г. – на 20% снижено содержание серебра в монетах. 1710 г. –подворно-подушная перепись населения;
1718 – 24 – введена подушная подать.
Слайд 73
Задание 4 группе «Итоги экономического развития»:
Заполните таблицу.
05.02.2016
«+» итоги реформ в экономике (7 пунктов) «-» итоги реформ в экономике (3 пункта)
Слайд 74
Проверка заполнения таблицы.
05.02.2016
«+» итоги реформ в эк-ке «-» итоги реформ в эк-ке
В 7 раз выросло число мануфактур;
Вырос объем выпускаемой продукции;
III место в Европе по выплавке металла, стали его экспортировать;
Рост производительности труда в с/х;
Рост торгово-эк. связей, рост оборотов от внешней торговли;
Рост товарооборота внутри страны;
Выросло купеческое сословие. Тяжелые налоги-обнищание населения;
Предпринимательство тормозилось крепостнической системой;
Государство играло ведущую роль в экономике – конфликты в обществе.
Слайд 75
Глава 3. Россия при Петре I
Тема: «Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII в.»
05.02.2016
Слайд 76
Домашнее задание:
Параграфы 13 - 19, подготовка к КР и зачёту.
05.02.2016