Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 2
Цели урока:
Раскрыть движущие силы эволюции человека: биологические, социальные.
Сформировать знания особенностей строения и жизнедеятельности предков человека.
Выяснить причины сходства и различия архо-, палео- и неоантропов.
Слайд 3
Задачи:
изучить вопрос о происхождении существа разумного, его особенностях и месте его происхождения;
продолжить формирование знаний о естественном происхождении человека от общих предков с обезьянами, о стадиях эволюции: древнейшие люди, древние люди, современные люди.
Слайд 4
Опрос
1. Охарактеризуйте некоторые мнения ученых о происхождении человека, выскажите свое мнение о происхождении человека как биологического вида.
2. Каковы сравнительно-анатомические доказательства антропогенеза?
3. Что утверждают эмбриологи по поводу животного происхождения человека?
Слайд 5
Опрос
4. Назовите и прокомментируйте главные отличия человека от животных; объясните происхождение этих отличий.
5. Назовите и докажите положение человека в системе живой природы.
Слайд 6
Ныне живущие шимпанзе и гориллы – не точные копии предков человека. Просто у человека с этими обезьянами имеется общий предок. Учёные назвали его дриопитеком (по-латыни –«древесная обезьяна»),т.к. он обитал на деревьях. В 1856г. во Франции отыскали части скелета этого пращура шимпанзе, гориллы и человека.
Слайд 8
К человекообразным обезьянам относятся орангутаны, гориллы и шимпанзе. Поставить в один ряд с ними гиббонов нельзя, но они, несомненно, ближе к гориллам и шимпанзе, чем к остальным обезьянам.
Слайд 9
Эволюция человека
Примерно 25 млн. лет назад от высших узконосых обезьян (гоминоидов) отделились две ветви:
понгиды (антропоиды)
гоминиды (дали начало человеку).
Слайд 10
В 1924 г в Калахари Р.Дартом были обнаружены кости ископаемой прямоходящего обезьяноподобного существа – австралопитека.
Слайд 11
Некоторые ученые считают, что при переселении на открытые пространства у австралопитеков начался процесс потери шерстяного покрова, что предохранило организм от перегрева. В дальнейшем этот процесс приобрел наследственный характер.
Слайд 12
Голландский зоолог Я. Линдблад выдвинул гипотезу о «водном» образе жизни древних предков человека. Согласно ей, африканские австралопитеки (или их предки) поселились на морских мелководьях в устьях рек, где было много пищи и не было хищников. Благодаря прямохождению голова оказывалась над водой, нагрузка на позвоночник в воде была минимальной.
Слайд 13
Российский зоолог Д.В. Панфилов, поддерживая эту гипотезу, отмечал, что форма носа и ушной раковины человека препятствует проникновению воды.
Слайд 14
Согласно гипотезе о моноцентрическом возникновения людей происхождении человека местом считается Африка.
Слайд 15
Согласно гипотезе полицентризма, предки современного человека – архантропы – сформировали 4 независимых центра: Южно - Африканский, Передне - Азиатский, Восточно - Азиатский, Юго – Восточно -Азиатский.
Слайд 16
Архантропы
В 1959 г Л. И Р. Лики в Танзании нашли остатки ископаемых приматов (зинджантропопы) возраст 1,75 – 2млн. лет, много галечных орудий (Олдувайская культура) Homo habilis
1967-1971 в Эфиопии найден целый женский скелет австралопитека, возрастом 3,1 млн. лет (рост 135-150см, объем мозга 680 куб.см.) В науке известен как Люси.
Слайд 17
1861 г. на о. Ява Эжен Дюбуа нашел останки древнего человека – питекантропа (обезьяночеловек). Рост 170 см, вес ≈ 70 кг, объем мозга ≈ 900 куб. см, возраст 1,5-1,9млн. лет
1928-1932 в пещерах Чжоу-Гоу_Дянь найден синантроп (китайский питекантроп), возраст 500-400 тыс. лет, рядом орудия труда.
1907 г. найдены останки гейдельбергского человека, более развитого, чем синантроп, возраст 400 тыс. лет.
Слайд 18
Homo erectus (по Ле Гро Кларку)
Рост 150 -160 см.
Объем мозга 800 -1400 куб.см.
Развиты большие полушария, особенно правое.
Стопа с небольшим сводом,
Изменение скелета в связи с прямохождением.
Массивный тяжелый череп.
Слайд 19
Сравнение черепов архантропов
горилла питекантроп синантроп
Слайд 20
Палеоантропы
1856 г. в долине Неандер обнаружены останки неандертальца
Слайд 21
Неандертальцы:
Классические:
Рост 150-160 см
Объем мозга 800-1400 куб. см
Развито левое полушарие (правая рука)
Небольшой свод стопы
Изменения скелета
Массивный череп
Прогрессивные
Относительно высокий свод черепа
Менее покатый лоб
Менее выступающее вперед лицо
Слайд 22
Виды деятельности неандертальца
Изготовление каменных орудий: остроконечники, скребла, рубила
Облавная охота на оленей, лошадей, слонов, медведей, зубров, шерстистых носорогов, туров, мамонтов
Собирательство ягод и грибов
Селились в пещерах, по берегам рек
Забота о стариках, калеках, погребение усопших
Иногда случаи каннибализма
Слайд 23
По данным А.Валуа (Франция) и В.П. Алексеева (СССР), исследовавших 39 черепов неандертальцев:
38,5% умерли в возрасте до 11 лет
10,3% - в возрасте 12 – 20 лет
15,4% - в возрасте 21 – 30 лет
25,6% - в возрасте 31 -40 лет
7,7% - в возрасте 41 – 50 лет
2,5% (1 человек) – в возрасте 51 -60 лет
Средняя продолжительность жизни 20 – 30 лет!
Слайд 24
Дриопитеки, а за ними и австралопитеки постепенно шагали по пути от животного к человеку.
Первым достижением австралопитеков стало «прямохождение», а затем и постепенная утрата «шубы из густой шерсти».
Слайд 25
Homo sapiens sapiens
В XIX в. обнаружены останки старика (кроманьонец):
Высокий лоб без надглазничных валиков
Нижняя челюсть с подбородочным выступом
Хорошо развиты лобные доли
Прямая походка, современная человеческая рука
Слайд 26
Как же произошло превращение неандертальского человечества в людей разумных?
Полное слияние человечества с природой. Стадия австралопитеков.
Выделение человечества из природы посредством применения орудий труда. Стадия обезьянолюдей.
Развитая трудовая деятельность, переход к цивилизации. Стадия людей разумных.
Слайд 27
Эволюция человека.
Наши австралопитековые предки начали отрыв от мира животных, хотя и не достигли мира людей. Эстафету подхватили люди умелые и прямоходящие. При этом осуществился переход вида как системы с биологического уровня на общественный.
Слайд 28
Закрепление изученного
Назовите сигнальные взаимоотношения между животными, свойственные человеку и «сигналы». Присущие только людям. Сделайте вывод о родстве и отличиях человека и животных.
К каким последствиям привело прямохождение наших предков?
Слайд 29
Закрепление изученного
3. Какие данные позволяют утверждать, что древние люди – это прогрессивный тип людей?
4. Назовите наиболее убедительные, на ваш взгляд, доводы, подтверждающие или отрицающие возможность развития полноценного человека в обществе животных (на примере «Маугли»).
Слайд 30
Закрепление изученного
5. Охарактеризуйте факторы антропогенеза, которые играли ведущую роль на стадии кроманьонцев. Почему эти факторы не могли быть ведущими у неандертальцев?