Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Классицизм в XVII веке
Время правления
Людовика XIV – «Короля Солнца»
Слайд 2
ПЛАН :
У колыбели классицизма (Людовик XIV, Ришелье)
Наука – искусству (Декарт)
Визитная карточка классицизма
Архитектура и садово-парковое искусство (Версаль)
Литература эпохи классицизма (Буало, Корнель, Расин, Мольер)
Мода – составная часть культуры
ТЕМА: XVII ВЕК – ЭПОХА РАСЦВЕТА КЛАССИЦИЗМА В ИСКУССТВЕ (АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, ЛИТЕРАТУРА, ТЕАТР, МОДА, МУЗЫКА)
Слайд 3
В XVII веке появляется потребность в новой идеологии, которая способствовала бы созданию единого мощного государства
Эпоху Возрождения, пережившую крах ренессансной гармонии, сменила в искусстве эпоха культа разума – классицизма.
Классицизм – это художественная система, которая сложилась не только в литературе, а и в живописи, скульптуре, архитектуре, садово-парковом искусстве, музыке и театре.
Слайд 4
Абсолютная монархия
Классицизм сложился в XVII веке во Франции, отразив подъем абсолютизма, или абсолютной монархии.
Что такое абсолютизм?
Форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная (абсолютная)власть.
Слайд 5
Людовик XIV «Король-Солнце»
Таким монархом, правление которого во Франции явилось апогеем абсолютизма, был Людовик XIV, король из династии Бурбонов.
Его называли “король-солнце”. Людовик не получил глубокого образования, но обладал незаурядными природными способностями и превосходным вкусом. Согласно легенде, в 1655 году молодой король явился на заседание парижского парламента в охотничьем костюме и произнес:
“Государство – это я”.
Тем самым он дал присутствующим понять, что служение государству - это прежде всего служение ему лично.
Слайд 6
Не менее знаменитой личностью при дворе Людовика XIV был кардинал Ришелье, Арман Жан дю Плесси.
С каким произведением и художественным фильмом связано это имя?
Благодаря усилиям Дюма-отца мы знаем увлекательную историю приключений трех храбрых мушкетеров: Атоса, Портоса и Арамиса и их друга д’Артаньяна, смело и бескорыстно борющихся против козней Ришелье.
Политика Ришелье была такова: искусство призвано прославлять монарха, служить украшением двора, и потому первый министр всячески содействовал развитию культуры. При его поддержке была основана Французская Академия, прошла реконструкция Сорбонны (по завещанию Ришелье оставил ей свою богатейшую библиотеку). Герцог покровительствовал художникам и литераторам, поощрял таланты.
Слайд 7
С возникновением классицизма связано и имя философа, физика, математика Декарта.
Рене Декарт ввел систему координат на плоскости или в пространстве со взаимно перпендикулярными осями.
Рационализм Декарта выражен во фразе:
“Мыслю, следовательно, существую”.
Слайд 8
Классицизм (от лат. Сlassicus – образцовый) – стиль и направление в искусстве XVII – начала XIX века, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.
Принципы классицизма:
Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.
Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.
Главная тема – конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга.
Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государственной идее.
Наследование античности как образцу. (Действие переносилось в другое время не только с целью подражания античным образцам, но и для того, чтобы знакомая жизнь не мешала зрителю, читателю воспринимать идеи)
Подражание “украшенной” природе.
Главная категория – красота.
Слайд 9
Само название классицизм подчеркивало тот факт, что художники этого направления наследовали античную “классику”. Но классицисты взяли у греков и римлян не все, а только то, что считали воплощением порядка, логики, гармонии. Как известно, в основе античной архитектуры лежит принцип прямых линий или идеального круга. Классицисты воспринимали его как выражение приоритета разума, логики над чувствами. Античное искусство импонировало классицистам еще и тем, что в нем широко была представлена патриотическая, гражданская тематика. А служение монархии, преданность королю много значили во Франции XVII века. Классицизм должен воспевать государство.
Слайд 10
Версаль – резиденция французских королей – гордился своим парком, созданным по проекту Андре Ленотра. Природа приняла в нем рациональные, подчас строго геометрические формы, предписанные ей разумом человека. Парк отличался четкой симметрией аллей и прудов, строго выверенными рядами подстриженных деревьев и цветников, торжественным достоинством расположенных в нем статуй.
Слайд 11
Для французского классицизма было характерно стремление к парадности, к раскрытию видов на дворец и от дворца, симметричное построение обеих частей сада с весьма широкой центральной аллеей.
Слайд 12
Ленотр планировал аллеи не под прямыми углами, как раньше, а расходящимися, как спицы колеса, а вернее, как лучи солнца. Тематика солнца отнюдь не случайна, ибо это был символ самого Людовика XIV, Короля-Солнца. Лучи аллей расходились из спальни Короля-Солнца в центре дворца, точнее даже – непосредственно от его пышного ложа, и символизировали солнечный свет, который король распространяет по всей Франции.
Слайд 13
Содружество искусств во французском классицизме подчеркивалось грандиозными празднествами, устраивавшимися в садах, садовыми балетами и музыкой, специально писавшейся композитором Жаном Батистом Люлли.
Слайд 14
Жан Батист Люлли (1632-1687)
Французский композитор, скрипач, танцор, дирижёр и педагог итальянского происхождения; создатель французской национальной оперы.
Слайд 15
Живописцы классицизма были не в меньшей степени, чем зодчие, верны принципам этого направления. Обратимся к творчеству знаменитого художника
17 века Никола Пуссена.
Картина “Аркадские пастухи” написана на античный сюжет.
По античному преданию, счастливые пастухи Аркадии не знали зла и смерти. Но надпись на гробнице: “И я был в Аркадии”, - повергает их в смущение и печаль. Сцене присущи торжественность, величавость, соответствующие философскому осмыслению жизни.
Слайд 16
Картина “Царство Флоры”
создана на основе античной легенды, рассказанной римским поэтом Овидием.
Слайд 17
Теоретик французского классицизма Никола Буало-Депрео в своем труде “Поэтическое искусство” изложил принципы классицизма в литературе.
Труд написан в стихах.
Вот что писал Буало о рифме:
“Коль вы научитесь искать ее упорно, на голос разума она придет покорно”.
Слайд 18
Основные требования классицизма в литературе:
1. Герои - “образы без лиц”. Они не меняются, являясь выразителями общих истин.
Герою своему искусно сохраните черты характера среди любых событий. От недостойных чувств пусть будет он свободен И даже в слабостях могуч и благороден! Великие дела он должен совершать.
2. Исключалось использование простонародного языка.
Бегите подлых слов и грубого уродства. Пусть низкий слог хранит и строй и благородство
3. Требование композиционной строгости.
4. Соблюдение в произведении трех единств: времени, места и действия .
Вы нас, не мешкая, должны в сюжет ввести. Единство места в нем вам следует блюсти. Но забывать нельзя, поэты, о рассудке: Одно событие, вместившееся в сутки, В едином месте пусть на сцене протечет; Лишь в этом случае оно нас увлечет.
5. Строгое деление на жанры.
Слайд 19
“Высокие”: трагедии, эпические поэмы, оды, гимны.
Они должны разрабатывать важные общественные проблемы, прибегая к античным сюжетам. Их сфера – жизнь государства и двора, религия. Язык торжествен, украшен эпитетами и мифологическими параллелями.
“Низкие”: комедии, сатиры, басни.
Их тематика – жизнь частных лиц, народный быт. Язык – просторечный.
Смешивать жанры считалось недопустимым!
Слайд 20
Крупнейшие художественные достижения французского театра связаны с именами Пьера Корнеля, Жана Расина и Жана-Батиста Мольера. Первые двое писали трагедии, а Мольер – комедии.
Корнелю покровительствовал сам Ришелье.
Обратимся снова к Буало.
«Писать отточенно, изящно, вдохновенно, Порою глубоко, порою дерзновенно И шлифовать стихи, чтобы в уме свой след Они оставили на много дней и лет, - Вот в чем Трагедии высокая идея. Коль вы прославиться в Комедии хотите, Себе в наставницы природу изберите».
А вот мнение Мольера: “Задача комедии состоит в том, чтобы бичевать пороки”.
Слайд 21
Мода, как известно, также отражает веяния и требования эпохи. Кстати, склонность Людовика XIV к роскоши и увеселениям сделали Версаль самым блестящим двором Европы и законодателем моды. Как мужская, так и женская одежда этого времени свободна, легка, живописна.
Слайд 22
Круглый кружевной мужской воротник, до этого падавший на плечи, уменьшился и превратился в легкий кружевной платок. Штаны так расширились вокруг колен, что стали похожи скорее на короткую женскую юбку. Под эти штаны надевались более короткие штаны с выходящими наружу кружевными манжетами. К концу XVII века сформировались три важнейших компонента, из которых сегодня состоит мужская одежда, - сюртук, жилет и штаны. Довольно узкие штаны до колен закреплялись над коленями и удерживали чулки, большей частью цветные – красные или светло-синие. Плотные полусапожки были на высоких, большей частью красных каблуках.
Слайд 23
В женском костюме сохраняется плотный удлиненный лиф и разделенная спереди юбка. Характерным является широкий вырез. Рукава и корсаж обильно украшены кружевами и лентами.
Слайд 24
После того, как Людовик XIV начал лысеть, стали модными мужские парики, заменяющие настоящие волосы. Парики были большими завитыми, золотистыми или рыжеватыми, расчесанные на пробор посередине темени. Мужская голова становится похожей на голову льва. При таком обилии волос на голове с лица они полностью исчезают. Лицо украшали маленькими черными наклейками – мушками.