Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ЛИМОН – ЛИМОННЫЙ
ЗАЕХАЛ – ПОЕХАЛ
СТАРЫЙ – СТАРОСТЬ
ПИШЕМ – НАПИШЕМ
ОРЕХ - ОРЕШНИК
Слайд 2
Четвёртое февраля
Классная работа
Слайд 3
ЗАПИШИТЕ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА
ЛЕС
РЕКА
Слайд 4
Словарно-орфографическая работа
ЛЕС
ЛЕСНОЙ
ЛЕСНИК
РЕКА
РЕЧНОЙ Ч//К
Слайд 5
Назовите корни в парах слов
Огурец – огурца
День – дня
Сон – сна
Отец – отца
Слайд 6
Тема урока
Чередование звуков Беглые гласные
Слайд 7
Цель урока
Дать понятие о чередовании гласных и согласных звуков;
Узнать о беглых гласных.
Слайд 8
ПОДБЕРИТЕ К ЗАДАННЫМ СЛОВАМ И ЗАПИШИТЕ ИХ, ВЫДЕЛИВ В НИХ КОРЕНЬ
1 КОЛОНКА - КРУГ
2 КОЛОНКА - ЛУГ
3 КОЛОНКА - СНЕГ
Слайд 10
Понаблюдайте
Сияя в злате? Золото – злато
Берег – брег
Ворота – вратарь
Здоровье – здравие
Голова – глава
ВЫВОД?
Слайд 11
Теоретическая минутка
П.78 Чередование звуков
т//щ, о//а, е//и, с//ш, в//вл …
П.79 Беглые гласные О и Е
О – Е
О // 0, Е // 0.
Слайд 12
Почему гласные могут «убегать»? Лингвистическая сказка
На острове Слованск когда-то очень давно жили дружные гласные, их было гораздо больше, чем сейчас. Кстати, сколько в русском алфавите гласных букв? 10. А их было 12: + Ь и Ъ (ерь и ер). Ь и Ъ употреблялись в сильной и слабой позициях: СЪНЪ, ДЕНЬ. Но злой правитель ВРЕМЯ распорядился так, чтобы эти гласные исчезли навсегда: СОНЪ –СЪНА, ДЕНЬ – ДЬНЯ. И пустились эти гласные в бега. И стали они беглыми гласными, которые появляются только после вопроса «чего?» Слабыми оказались только О и Е , они стали беглыми гласными, а И был сильным и упрямым , этот гласный всегда стоит на своем месте и никуда не исчезает.
Слайд 13
Найди пары
Укажи чередования Укажи чередования
таскать прокачусь
кормить готовлюсь
ездить тащит
готовиться мрачный
осмотреть кормлю
извещать осматривать
блестеть езжу
мрак весть
прокатился блистать
Слайд 14
Как определить беглую гласную в слове?
1 шаг. Измени форму слова.
2 шаг. Определи, «убегает» ли гласный?
да нет
3 шаг. пиши Е или О пиши И
Слайд 15
Заполните таблицу
примеры Пиши Е Пиши О Пиши И
Дом…к
Песоч…к
Диванч…к
Кружоч…к
Лап…ть
Камеш…к
Слайд 16
Подведём итог
Найдите слово, в котором возможно чередование звуков в корне:
1) дубочек, 2) успех, 3) ночной, 4) гитара
Найдите слово с беглым гласным:
1) замочек, 2) смотреть, 3) стрельба, 4) птица
Слайд 17
Чему был посвящён урок?
В чем суть правописания данных слов?
Какие затруднения мы испытали?
Что помогло нам их преодолеть?
Слайд 18
Оцените свою деятельность на уроке
? Научился выделять чередующиеся звуки и беглые гласные, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.
! Научился проверять чередующиеся звуки и беглую гласную в разных частях слова, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!»
! ! ! Научился распознавать чередующиеся гласные и согласные, беглые гласные в разных морфемах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»
Слайд 19
Домашнее задание
Параграф .78, 79
Упр.430