Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Автор: Иванова Ирина Павловна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка
Самарской области
Слайд 2
СПЕЦИФИКАЦИЯ
Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. (Изложение)
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста
Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности.
Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-). Правописание –Н-и –НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению
Словосочетание.
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
Осложнённое простое предложение.
Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
Синтаксический анализ сложного предложения.
Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях.
Синтаксический анализ сложного предложения.
Сложные предложения с разными видами связи между ними.
Текст как речевое произведение. (Сочинение)
Всего заданий – 15, из них по уровню сложности
Слайд 3
3. Языковые средства выразительности
Слайд 4
Эпитет – золотая осень
Метафора – пожар зари
Сравнение – слово крошкой в руках улеглось
Олицетворение – синий колокольчик спит в тени берёз
Оксюморон – горячий снег
Метонимия – съешь ещё тарелочку
Синекдоха – все флаги в гости будут к нам
Гипербола – в сто сорок солнц закат пылал
Литота - крошки во рту не было
Перифраз – царь зверей (вместо ЛЕВ)
Фразеологизм – хранил колечко как зеницу ока
Анафора – Жди меня, и я вернусь… Жди, когда наводят грусть…
Антитеза – Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, ты и бессильная, Матушка-Русь!
Градация – Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из света и тени.
Инверсия - белеет парус одинокий
Многосоюзие – И блеск, и тень, и говор волн.
Бессоюзие – Швед, русский рубит, колет, режет.
Парцелляция - И что же, пакостник унялся? Притормозил? Засовестился?
Синтаксический параллелизм – Ах, кабы на цветы не морозы… Ох, кабы на меня не кручина…
Риторический вопрос – Кто не знает сказок Пушкина?
Риторическое восклицание – О лес! О жизнь! О солнца свет!
Парцелляция – В вагон ещё какой-то тип влазит. Не старый ещё. С усиками. В сапогах.
ТРОПЫ
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Слайд 5
Всегда одинаково:
а-, до-, на-, пере-, по-, недо-, над-, об-, от-, пред-, под-, в-, с- и др.
НА
-З- -С-
перед
звонк. глух.
без- бес-
воз- вос-
из- ис-
низ- нис-
раз- рас-
чрез- чрес-
разбить, расписание
ПРИ- ПРЕ-
-присоед-е
прижать =очень
-приближ-е премилый
прикатить =пере-
-близость прервать
пригород
-неполнота
дей-я
присесть
Запомни:
Преподавать, президент, премьера, прецедент, привилегия и др.
4. Правописание приставок
После русских приставок на согласную И → Ы
Искл.: сверх-, меж- :
Обыск, сверхинтересный, дезинформация
Ъ: после приставок на согласную перед Е,Ё,Ю,Я
Слайд 6
Непровер.гл. и согл.:
ориентир
асфальт
Провер.гл. и согл.:
роскошный – роскошь;
рабски – рабы
горестный - горести
Корни с чередующейся безударной гласной
От послед.согл.
раСТ – роС
искл.: отрАсль, рОсток, Ростов, рОстовщик
лаГ – лоЖ
искл.: полОг
скаК – скоЧ
искл. скАчок
От суффикса –а-:
бира – бер
дира – дер
мира – мер
пира – пер
тира – тер
блиста – блест
стила – стел
жига – жег
чита – чет
-им - -А-/-Я-
-ин - -А-/-Я-
От удар-я
гАр – гОр
клАн – клОн
твАр – твОр
наоборот:
зАр – зОр
-плАв-
всегда с –А-
искл.: плОвец, плОвчиха, плЫвун
От знач-я:
мАк – «в жидкость погружаю»
мОк – «напитаться жидкостью»
рАвн – «равные части»
рОвн – «ровный по поверхности»
4. Правописание корней
Слайд 7
-НН-
-Н-
имя прилагательное (отымённое)
-Н- + -Н- : старинный
-ОНН- (-ЕНН-): внутренний, лекционный
ИСКЛ.: ветреный
–ИН-: лебединый
-АН- (-ЯН-): песчаный, ледяной
ИСКЛ.: деревянный, стеклянный, оловянный
причастие ( от глагола)
1. есть ¬ (кроме НЕ-): связанные носки
2. есть завис. сл.: вязанные бабушкой носки
3. сов. вид: купленные носки
ИСКЛ.: раненый
4. -ОВА- (-ЕВА-): маринованные огурцы
5. отглаг. прилаг. в кр. ф.: Их взгляды были ограниченны (= ограниченные, узкие)
нет ¬
нет завис. сл.
несов. вид вязаные носки
нет –ова- (-ева-)
5. причастие в краткой форме: Их интересы ограничены (чем?) узким кругом повседневных забот.
наречия на –О (-Е)
(думать) ограниченно ( ограниченный) (отвечать) путано ( путаный)
5. Правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи
Слайд 8
И
С
К
Л
Ю
Ч
Е
Н
И
Я
всегда -НН-
всегда -Н-
НевидаННый, неслыхаННый, неждаННый, негадаННый, нечаяННый, неожидаННый, свящеННый, желаННый, читаННый, слышаННый, жемаННый, венчаННый, ставлеННый, обещаННый, боронёННый, медлеННый, считаННый, лелеяННый, черпаННый, нетлеННый, чваННый, мыслеННый, делаННый, штукатуреННый, чекаННый
СмышлёНый, придаНое, жёваНый, коваНый, клёваНый, бешеНый, гостиНая, гостиНица, тружеНик, румяНый, юНый.
В устойчивых сочетаниях:
посажёНый отец,
назваНый брат,
прощёНое воскресенье,
кончеНый человек
Слайд 9
7. Типы подчинительной связи в словосочетании
СОГЛАСОВАНИЕ
Какой? Чей?
гл.сл. зав.сл.
сущ. прил.
мест. прич.
пор.числ.
мест.
Новое платье;
о хорошем плане;
с моим другом.
УПРАВЛЕНИЕ
падежные ?
гл.сл. зав.сл.
сущ. сущ.
глагол
кол.числ. мест.
Письмо сестре;
писать письмо;
думая о тебе;
пять книг.
ПРИМЫКАНИЕ
Где?...как?
гл.сл. зав.сл.
глагол нар.
прил. деепр.
нар. г.н.ф.
сущ.
Петь громко;
петь улыбаясь;
пошёл поговорить.
Слайд 10
8, 11. Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
подлежащее
пр-т; кто? что?
сущ., мест. в ИМ. пад.
н.ф.г.
им.числ.
сл/соч.
др.ч.р. в роли сущ.
Иван Петрович сидел рядом. Кто стучит в окно? Читать – моё любимое занятие. Девять – нечётное число. Все три всадника ехали молча. Окружающие молчали.
сказуемое
прост.гл.
Что делает предмет?
глагол
Он пел, поёт и споёт.
Дубы будут попадаться вам на пути.
сост.гл.
всп.гл.(грам.знач.)+г.н.ф.(лекс.знач.)
(-ть,-ти,-чь)
Я перестал плакать.
Я хотел уехать сегодня.
Я боялся говорить об этом.
Мы были рады принять вас.
сост.именное
гл.-св.+ имен.часть
Он знаток живописи.
Моя сестра – человек смелый.
Он был добрый человек.
Слышен колокольный звон.
Окна занавешены.
Татьяне стало страшно.
А город всё тот же.
Всё осталось по-прежнему.
Слайд 11
9. Простое осложнённое предложение
(с обособленными членами предложения)
ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ
1.Согласованные определения и одиночные приложения, если стоят после определяемого слова: На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели. Ландыш, майский цветок, любит тень. Ночь, облачная и туманная, окутала землю.
2. Если относятся к личному местоимению: Он, мятежный, просит бури. Красавца, его замечали все.
3. Если имеет добавочное обстоятельственное значение: Отягощенные плодами, ветви ломались.
Отличный рыбак, Васька знал толк в рыбе.
4. Если отделены от определяемого слова другими членами предложения:
Несколько раз, таинственная и одинокая, появлялась в небе луна.
5. Если присоединяются к определяемому слову с помощью союза КАК в значении ПОТОМУ ЧТО, БУДУЧИ, ТАК КАК: Отец, как человек осторожный, пока молчал.
6. Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных (чаще с предлогами) при имени собственном, или если нужно подчеркнуть выражаемое ими значение: Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбочась. Человек этот, с мешком на голове, подошёл к лошади.
ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами: Грохот, не умолкая, катился дальше. Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу.
Обстоятельства с предлогами НЕСМОТРЯ НА (всегда!), БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО (если очень распространены или стоят перед сказуемыми) : Несмотря на сильный ветер, путники отправились дальше. Благодаря сильным дождям, почва напиталась влагой.
ВНИМАНИЕ! Не обособляются устойчивые сочетания: спустя рукава, сломя голову, не смыкая глаз, невзирая на лица, затаив дыхание, не покладая рук и др.
Слайд 12
отн-ние говор-го
= чл.пр-я
на письме выдел-ся
ЗАПЯТЫМИ
Разл.чувства: к счастью, к сожалению, к удивлению, к досаде, неровен час и др.
Степ. уверенности: конечно, безусловно, видимо, верно, может быть, бесспорно и др.
Источник сообщ-я: по словам…, по-моему, как известно, по сообщению…, на мой взгляд и др.
Связь мыслей: итак, так, например, таким образом, во-первых, в общем и др.
Оформл-е мыслей: одним словом, между прочим, так сказать и др.
Привлеч-е вним-я: пожалуйста, извини(те), видите ли, предположим и др.
Откров-сть разговора: по правде (говоря), признаться, между нами говоря и др.
Вставн. констр.
Содержат добав. замеч-я, разъяснения, поправки; не могут стоять в начале пр-ния; выдел-ся скобками или тире:
В жаркое летнее утро (это было на исходе июля) разбудили нас ранее обыкновенного.
Вводные пр-ния
те же знач-я, что и вводн. слова; вносят дополнит. инф-цию:
я думаю, я уверен, я считаю, как сообщают газеты и др.
Вам, я думаю, скучно.
10. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Слайд 13
10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
1. Декабрь (1) по словам старожилов (2) был в тот год очень снежный. Судить обо всём только (3) по словам старожилов (4) не надо.
1) 1, 3 2) 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 2
2. В VIII веке н.э. Римская империя (1) как известно (2) прекратила своё существование. Однако (3) это был лишь этап в истории Рима. Недаром (4) Рим называли не только Великим, но и Вечным.
1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2
3. Идея телепатического общения (1) между прочим (2) оказалась в поле внимания учёных, заинтриговав (3) якобы (4) Бехтерева и Циолковского. Например (5) даже издавал журнал, в котором находили приют телепаты и спириты. Так (6) учёные оказались в плену оккультных страстей.
1) 1, 2, 5 2) 3, 4, 5, 6 3) 1, 2, 5, 6 4) 1, 3, 4, 5
НЕ являются вводными словами и НЕ выделяются запятыми: буквально, будто, как будто, как бы, ведь, даже, примерно, притом, причём, всё-таки, вряд ли, вот, между тем, наверняка, приблизительно, прежде всего, авось, якобы, исключительно, по решению, по распоряжению, по постановлению, по традиции, по совету, бишь, небось, вдобавок, в довершение, вдруг, именно, поистине: Я пришёл примерно в семь часов вечера. По решению администрации школы каникулы начинаются уже завтра.
Слайд 14
12. Предложение (продолжение).
Сложносочинённое предложение.
С соед. союзами
И, ДА (=и), НИ-НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ; НЕ ТОЛЬКО…,НО И; КАК…, ТАК И
Снега высокие сойдут, и солнце выпьет влажный след.
НО: В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.
С разд. союзами
ИЛИ (ИЛЬ), ЛИБО, ТО – ТО, НЕ ТО – НЕ ТО
То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал.
С против. союзами
А, НО, ДА (=но), ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ
Глаз ждёт огонька, однако каждый поворот реки обманывает наши надежды.
Слайд 15
12. СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
завис-ть (гл. + придат.)
подчин. союзы, союзные слова (отн.мест., нар.)
типы прид.пр-ний
Опр-ные
Какой?
(то, тот, союзн.сл.
такой) + сущ. , который, чей,
какой, что, где,
куда, откуда,
когда, кои
С улицы доносился шум, какой бывает только днём.
Мест-но-опр-ные
кто (что, каково) именно? какой?
тот, всякий, кто
мест. каждый, все, что, чей
любой, те , какой
Что с воза упало, то пропало.
Изъяснительные
падежные вопросы
речь союзы что, как,
мысль чтобы, будто, ли
чувство , с.сл. кто, куда,
когда, сколько
Узнать, что это было, поручили мне.
Обст-ные
Обр.дей-я: как? каким образом?
Меры и степ.: в какой степени (мере)? (на) сколько?
Места: где? куда? откуда?
Врем.: когда? как долго? с (до) каких пор?
5. Условия: при каком условии?
6. Цели: зачем? для чего? с какой целью?
Причины: почему? отчего? по какой причине?
Уступит.: несмотря на что?
Следствия: что из этого следует?
Закулисные помещения не были оборудованы, так что приходилось гримироваться стоя.
Присоед.- сообщ. те или иные свед-я по поводу ситуации, выраж. в гл. пр-нии: Я решил вернуться домой, о чём и сообщил в письме. Отец привёз с войны трофейный патефон, благодаря чему сестра и выучилась петь.
Слайд 16
13. Сложное предложение (продолжение)
СПП с несколькими придаточными
однор.подчинение
, ( как…) и (как…).
Слышу, как дубы ведут беседу и как лесной ручей бежит в овраг.
парал. (неодн.) подч.
(Коль…), , (как…).
Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега.
послед. подчинение
, (если…), (чтобы…).
Будь жесток к себе, если не хочешь, чтобы другие были к тебе жестоки.
комбинированное
, (чтоб…), (кто…), (кто…).
Тут собрался народ, чтоб узнать, кто ревёт, кто всё время плачет.