Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Рукописные книги Древней Руси
Слайд 2
РУКОПИСНАЯ КНИГА – уникальная книга,
в которой текст, иллюстрации и орнаментальное оформление воспроизведены от руки.
Слайд 3
Рукописные книги многие века являлись объектом поклонения и восхищения, предметом роскоши и собирательства.
Со временем большинство из них вошли в собрания знаменитых музеев и библиотек.
Слайд 4
Самая древняя русская рукописная книга «Остромирово Евангелие» написана в середине XI века.
Более 900 лет назад мастер книжного дела писец Григорий переписал это Евангелие для новгородского посадника Остромира.
Сейчас книга хранится в Санкт-Петербурге, в Государственной публичной библиотеке имени
М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Слайд 5
Писец Григорий писал Остромирово Евангелие почти семь месяцев.
За день он успевал написать не более 3 страниц.
Создание рукописи - это тяжёлый и изнурительный труд. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и тёмную половину дня, когда писали при свечах или лучинах.
Успешное окончание книги было праздником. Радуясь, писец оставлял в конце книги, например, такую запись:
«Яко же радуется жених о невесте, тако радуется писец, видя последний лист».
Слайд 6
Монастыри служили основными центрами
книгописания в средние века.
В монастырской книжной мастерской царила строгая дисциплина.
За ослушание, небрежность сажали на сухой паёк.
Сохранились древние миниатюры, изображающие монахов –
переписчиков книг за работой.
Слайд 7
Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоёмким.
Материалом для них служил пергамен (или пергамент) –
кожа особой выделки.
Лучший пергамен получался из мягкой, тонкой кожи
ягнят и телят.
Её очищали от шерсти и тщательно промывали.
Затем натягивали на рамки, посыпали мелом и чистили пемзой.
Слайд 8
Выделанную кожу разрезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради по восемь листов.
Сшитые тетради собирали в книгу.
В зависимости от формата и количества листов, на одну книгу требовалось от 10 до 30 шкур животных – целое стадо!
По свидетельству одного из писцов, работавшего
на рубеже XIV-XV вв.,
за кожу для книги было уплачено три рубля.
В то время на эти деньги можно было купить три лошади.
Слайд 9
Приступая к работе, писец брал стопу пергаменных листов и тщательно линовал их с помощью шильца.
Рукописи большого формата писали в два столбца.
В каждом столбце по 18 строк.
Так написано и Остромирово Евангелие.
Слайд 10
Писали книги обычно гусиным пером и чернилами.
Привилегию писать лебединым и даже павлиньим
пером имел царь.
Извлекали перо непременно из левого крыла птицы,
чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей, руки.
Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок,
затем кончик наискось срезали,
расщепляли и затачивали специальным, перочинным, ножичком.
Им же выскабливали ошибки в тексте.
Слайд 11
Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и чёрных, были бурого цвета,
так как делались на основе железистых составов,
а проще говоря, ржавчины.
В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея,
окрашивали её в бурый цвет.
Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишнёвый клей, квас, мёд и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость.
Слайд 12
Поскольку книга стоила дорого, её берегли.
Для защиты от механических повреждений делали переплёт из двух досок, обтянутых кожей и имевших застёжку на боковом срезе.
Слайд 13
Иногда переплёт оковывали золотом и серебром, украшали драгоценными камнями.
Такие металлические переплёты называют окладами.
Слайд 14
Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись.
Перед текстом обязательно делали заставку –
небольшую орнаментальную композицию,
часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела.
Большая заставка Остромирова Евангелия.
Слайд 15
Первую, заглавную букву в тексте – "инициал" – писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа.
Обычно инициал был красным.
С тех пор говорят – "писать с красной строки".
Слайд 17
Древние рукописи иллюстрировали и заботливо украшали. Их называли «цветоносными», так как для рисунков русские мастера использовали многие цвета, а в Европе в основном только красный.
Выполненные от руки иллюстрации (рисунки) называются миниатюрами — от латинского слова «миния», которым древние римляне обозначали красную краску. Делали миниатюры особые мастера — художники-миниатюристы.
Слайд 18
В Остромировом Евангелии — три большие иллюстрации, на которых изображены апостолы Марк, Иоанн и Лука (составители Евангелия).
Евангелист Иоанн
Евангелист Лука
Евангелист Марк
Слайд 19
Среди рукописных книг было много летописей.
Текст летописи состоит из погодных (составленных по годам) записей.
Каждая из них начинается словами: "в лето такое-то"... и сообщений о событиях,
которые произошли в этом году.
Сообщения бывают и короткими, и длинными,
иногда они даже включают пространные повести о важных событиях.
Но иногда летописец ограничивался кратким замечанием типа:
" В лето 6752 (1244) не бысть ничтоже" (ничего не было).
Слайд 20
Как настоящие историки, летописцы стремились как можно точнее рассказать обо всём, что происходило в стране. Чтобы составить краткий и точный рассказ, летописцам приходилось быть в самой гуще событий. Они сражались "подле стремени" своего князя, участвовали в походах и осадах городов, принимали участие в мирских делах.
Но летописец должен был рассказывать и о тех событиях, свидетелем которых он не был, поэтому в летописи включались и рассказы других лиц, и даже легенды и предания.
Слайд 21
«Повесть временных лет»
Самое знаменитое из летописных сочинений (12 в.), описывающее в основном историю восточных славян (повествование начинается от Всемирного потопа), исторические и полулегендарные события, происходившие в Древней Руси. Повесть временных лет - труд нескольких монахов Киево-Печерской лавры, прежде всего Нестора (по-другому памятник называется Летопись Нестора).
Слайд 22
«Реками, наполняющими Вселенную»
назвал книги русский летописец XI века.
Книги ценились на Руси, собирались в семьях несколькими поколениями, упоминались почти в каждой духовной грамоте (завещании) среди ценностей и родовых икон.
Слайд 23
Поса́дник — глава города, «посаженый» (назначенный) князем в землях, входивших в состав Древнерусского государства.
Писе́ц (или пи́сарь) — человек, который профессионально занимается переписыванием книг и документов от руки.
Рукописная книга — это книга, текст и иллюстрации к которой воспроизведены от руки, в отличие от печатной книги, воспроизведение которой осуществляется полиграфическим способом. Рукописная книга состоит из собственно книги — носителя текста и защитно-предохраняющих элементов (футляр, переплёт).
Монасты́рь —религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.
Мона́х — член религиозной общины, в соответствии с обетом (клятвой) ведущий жизнь либо в рамках монашеской общины, либо в одиночестве, отшельничестве. Монахи проживают в монастырях (обителях), пустынях, лаврах.
Перга́мент (в работах по истории обычно пергамен) — материал для письма из недублёной кожи животных (до изобретения бумаги). Также древняя рукопись на таком материале.
Ле́топись — погодово́й, более или менее подробный рассказ о событиях.
Слайд 24
http://www.bibliotekar.ru/divo/35.htm
http://www.home-edu.ru/pages/filippova/texts11/texts11.htm
www.icon-art.info/masterpiece.ph...d%3D1345
Иллюстрации:
evartist.narod.ru/text12/25.htm
www.pravoslavie.ru/jurnal/4506.htm
www.bankreceptov.ru/photo/photo-...44.shtml
www.booksite.ru/enciklopedia/book/3.htm
http://www.nlr.ru/fonds/manuscripts/rus.htm
www.booksite.ru/enciklopedia/book/3.htm
duat.asia/story/neskolko-lyubopy...mennosti
www.home-edu.ru/user/uatml/00000...ok13.htm
www.ukr-print.net/contents/page-702.htm
http://ec-dejavu.net/h/history_paper_6.html
www.bibliotekar.ru/rusVyg/index.htm
dictionnaire.narod.ru/punct.htm
http://www.nlr.ru/fonds/manuscripts/west1.htm
www.lambethpalacelibrary.org/con...uscripts
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE_%D0%95%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B5
http://www.i-u.ru/biblio/archive/janson_ist/05.aspx
http://www.booksite.ru/ancient/reader/spirit_3_04.htm
Текст:
http://bibliotekar.ru/bel2/47.htm
istorik.org/%3Fp%3D1326
ru.wikipedia.org