Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении
9 класс
Слайд 2
Распределительный диктант
Смысловые отношения между частями БСП Примеры
1. [ ]: [причина] = потому что, так как
2. [ ]: [пояснение] = а именно, то есть
3. [ ]: [дополнение] = что
Не одной только полудикой прелестью, разлитой по всему её тонкому телу, привлекла она меня: её душа мне нравилась.
Не ноги меня несли, не лодка меня везла: меня поднимали какие-то широкие, сильные крылья.
Вдруг я слышу: меня кличет кто-то.
Голова у меня ходила кругом: слишком много впечатлений в неё нахлынуло разом.
Он любил её страстно и никогда ничего ей не запрещал: он в душе считал себя перед ней виноватым.
(И. Тургенев)
Слайд 3
Распределительный диктант
Смысловые отношения между частями БСП Примеры
1. [ ]: [причина] = потому что, так как 2), 4), 5)
2. [ ]: [пояснение] = а именно, то есть 1)
3. [ ]: [дополнение] = что 3)
Не одной только полудикой прелестью, разлитой по всему её тонкому телу, привлекла она меня: её душа мне нравилась.
Не ноги меня несли, не лодка меня везла: меня поднимали какие-то широкие, сильные крылья.
Вдруг я слышу: меня кличет кто-то.
Голова у меня ходила кругом: слишком много впечатлений в неё нахлынуло разом.
Он любил её страстно и никогда ничего ей не запрещал: он в душе считал себя перед ней виноватым.
(И. Тургенев)
Слайд 4
Синтаксический разбор предложения
Не пой красавица при мне ты песен Грузи_ печальной напом_нают мне оне другую жизнь и берег дальный. 4
А. Пушкин
Слайд 5
Проверка
[Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной]: [напоминают мне оне другую жизнь и берег дальный].
А. Пушкин
[=,, –]: [= – и]. БСП
причина
Слайд 6
А. [ ]: [причина] = потому что, так как В. [ ]: [пояснение] = а именно, то есть С. [ ]: [дополнение] = что
Не подымай носу: споткнёшься.
Всё может случиться: и богатый к бедному стучится.
Верь: открывается настойчивому дверь!
Не трись возле сажи: сам замараешься.
Непостоянен обманщик апрель: на дню сто погод.
Не хвали сам себя: есть много лучше тебя.
Цифровой диктант:
А, В или С?
1 –?
2 –?
3 –?
4 –?
5 –?
6 –?
1 – А
2 – В
3 – С
4 – А
5 – В
6 – А
Слайд 7
Запишите начала предложений в столбик (каждое пишите через строчку от предыдущего).
1) Растения освежают воздух: ...
2) Лес влияет на температуру воздуха: ...
3) Любите природу: ...
4) Прочитайте книгу В. Каверина «Два капитана»: ...
5) Я посмотрел на небо: ...
6) Я счастлив: ...
7) Об одном прошу тебя: ...
• Продолжите предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные предложения с двоеточием.
Определите смысловые отношения между частями.
А. [ ]: [причина]
= потому что, так как В. [ ]: [пояснение]
= а именно, то есть С. [ ]: [дополнение]
= что
Слайд 8
Графический диктант
1) Я поехал шагом и скоро принужден был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги. (И. Тургенев)
2) Труд избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока, нужды. (Вольтер)
3) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь. (И. Тургенев)
4) В.Г. Белинский утверждал: «Литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни».
5) Знание основывается на трёх вещах: нужно много видеть, много учиться и много страдать. (У. Фосколо)
• Графически обоснуйте расстановку знаков препинания.
• Докажите, что двоеточия в данных примерах относятся к трём разным пунктограммам. В чём сходство интонации всех предложений, имеющих двоеточие?
• Составьте и запишите свои три примера предложений, в которых двоеточие будет разделять:
а) обобщающее слово и однородные члены;
б) прямую речь и слова автора;
в) предикативные части сложного бессоюзного предложения.
Слайд 9
[ ] - [ ] противопоставление (сопоставление) = а, но Семь раз отмерь – один отрежь. [Время, условие] - [ ] = когда…то, если…то Солнце взошло – начинается день.
1) Лето припасает — зима поедает.
2) Тьма свету не любит — злой доброго не терпит.
3) Напролом идут — волос не жалеют.
4) Источник утоляет жажду — доброе слово оживляет сердце.
5) На глаз поверишь — криво отрежешь.
6) Смелые побеждают — трусливые погибают.
7) Азбуку учат — на всю избу кричат.
8) Есть терпение — будет и умение.
9) Взошло красно солнышко — прощай, светел месяц.
10) Помашешь палкой не умея — своя же пострадает шея.
11) Дружно за дело взяться — пустыня зацветёт.
12) Язык один, ушей пара — раз скажи, два послушай.
13) Больному словечко шепнул с любовью — вернул ему половину здоровья.
14) Умная голова сто голов кормит — худая и одной не прокормит.
15) Будешь книги читать — будешь всё знать.
16) Утром не встанешь — день пропал.
17) Не пожалеть трудов, не полениться — в цветок в конце концов колючка превратится. {Пословицы)
[ ] - [вывод, следствие]
= поэтому
Ударил сильнейший гром – задрожали все окна.
[ ] - [ ]
↔ = быстрая смена событий
На полном бегу набок салазки – Саша в снегу.
[ ] - [ ]
сравнение
= словно, будто
Пройдет – словно солнце осветит, посмотрит – рублем подарит.
Слайд 10
[ ] - [ ] противопоставление (сопоставление) = а, но Семь раз отмерь – один отрежь. [Время, условие] - [ ] = когда…то, если…то Солнце взошло – начинается день.
1) Лето припасает — зима поедает. [ ] - [ ] противопоставление (сопоставление) = а, но
2) Тьма свету не любит — злой доброго не терпит. [ ] - [ ] сопоставление = а, но
3) Напролом идут — волос не жалеют. [Условие] - [ ]
4) Источник утоляет жажду — доброе слово оживляет сердце. [ ] - [ ] сопоставление = а, но
5) На глаз поверишь — криво отрежешь. [Условие] - [ ] = если… то
6) Смелые побеждают — трусливые погибают. [ ] - [ ] противопоставление = а, но
7) Азбуку учат — на всю избу кричат. [Время] - [ ] = когда… то
8) Есть терпение — будет и умение. [Условие] - [ ] = если… то
9) Взошло красно солнышко — прощай, светел месяц. [Условие (или время)] - [ ] = если… то
10) Помашешь палкой не умея — своя же пострадает шея. [Условие] - [ ] = если… то
11) Дружно за дело взяться — пустыня зацветёт. [Условие] - [ ] = если… то
12) Язык один, ушей пара — раз скажи, два послушай. [ ] - [вывод, следствие] = поэтому
13) Больному словечко шепнул с любовью — вернул ему половину здоровья. [Условие] - [ ] = если… то
14) Умная голова сто голов кормит — худая и одной не прокормит. [ ] - [ ] противопоставление = а, но
15) Будешь книги читать — будешь всё знать. [Условие] - [ ] = если… то
16) Утром не встанешь — день пропал. [Условие] - [ ] = если… то
17) Не пожалеть трудов, не полениться — в цветок в конце концов колючка превратится.
[Условие] - [ ] = если… то
{Пословицы)
[ ] - [вывод, следствие]
= поэтому
Ударил сильнейший гром – задрожали все окна.
[ ] - [ ]
↔ = быстрая смена событий
На полном бегу набок салазки – Саша в снегу.
[ ] - [ ]
сравнение
= словно, будто
Пройдет – словно солнце осветит, посмотрит – рублем подарит.
Слайд 11
[ ] - [ ] противопоставление (сопоставление) = а, но Семь раз отмерь – один отрежь. [Время, условие] - [ ] = когда…то, если…то Солнце взошло – начинается день.
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
Поднимаешься по лестнице — смотри вверх, а не под ноги.
Волков бояться — в лес не ходить.
Гость часто за шапку берётся — не скоро уйдёт.
Не спеши языком — торопись делом.
Собака лает — ветер носит.
За чужим погонишься — своё потеряешь.
Птицы улетели на юг — в лесу стало тихо.
[ ] - [вывод, следствие]
= поэтому
Ударил сильнейший гром – задрожали все окна.
[ ] - [ ]
↔ = быстрая смена событий
На полном бегу набок салазки – Саша в снегу.
[ ] - [ ]
сравнение
= словно, будто
Пройдет – словно солнце осветит, посмотрит – рублем подарит.
Слайд 12
[ ] - [ ] противопоставление (сопоставление) = а, но Семь раз отмерь – один отрежь. [Время, условие] - [ ] = когда…то, если…то Солнце взошло – начинается день.
1. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
[ Действие ] - [ результат ].
2. Поднимаешься по лестнице — смотри вверх, а не под ноги.
[Время, условие] - [ ] . 3. Волков бояться — в лес не ходить.
[Условие] - [ ] .
4. Гость часто за шапку берётся — не скоро уйдёт.
[Условие] - [ ] .
5. Не спеши языком — торопись делом.
[ ] - [ ]. противопоставление
6. Собака лает — ветер носит.
[ Действие ] - [ результат ].
7. За чужим погонишься — своё потеряешь.
[Условие] - [ ] .
8. Птицы улетели на юг — в лесу стало тихо.
[ ] - [вывод, следствие] .
[ ] - [вывод, следствие]
= поэтому
Ударил сильнейший гром – задрожали все окна.
[ ] - [ ]
↔ = быстрая смена событий
На полном бегу набок салазки – Саша в снегу.
[ Действие ] - [ результат ].
[ ] - [ ]
сравнение
= словно, будто
Пройдет – словно солнце осветит, посмотрит – рублем подарит.
Слайд 13
• Послушайте поэтические строки древнегреческого поэта Архилоха (в переводе В. Вересаева). В чём заключается глубокая мудрость данных строк?
• Запишите под диктовку
• Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях.
• Какие виды сложных предложений представлены в тексте? Начертите их схемы. Определите смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений. Какими союзами эти отношения можно поверить?
• В сложноподчинённом предложении определите вид придаточного.
* * *
Победишь — своей победы напоказ не выставляй,
Победят — не огорчайся, запершись в дому, не плачь.
В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй.
Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт.
(Архилох)
Слайд 14
Повторение
1) Серёжа — сын лесника Степаныча — сидел в конце лодки за кормовиком. {В. Баныкин)
2) Я встретил вас — и всё былое в отжившем сердце ожило. (Ф. Тютчев)
3) И костёр зари, и плеск волн, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озёр — вся красота родного края с годами отразилась в стихах Есенина, полных любви к родной земле. (Т. Курдюмова)
4) «Моя лирика жива одной большой любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моём творчестве», — говорил Есенин.
5) А по сторонам — словно вымершая от зноя степь. (М. Шолохов)
6) Быть человеком — это чувствовать свою ответственность. (А. Сент-Экзюпери)
7) Долгое время шли обильные дожди — вода в реке сильно поднялась. (Г. Блинов)
Слайд 15
Предложения для разборов
1) Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою. (Н. Карамзин)
2) Мещанство — большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только для застоя. (А. Чехов)
3) Человек ловится на мелочах, в крупном — можно притвориться, мелочь всегда выдаёт истинную «суть души», её рисунок, её тяготение... (М Горький)
4) Мещанство — ползучее растение, оно способно бесконечно размножаться и хотело бы задушить побегами всё на своей дороге. (М Горький)
5) Только истинные учёные продолжают учиться; остальные предпочитают учить. (Б. Шоу)
6) Ночь тяжело и сыро пахнула мне в разгорячённое лицо; казалось, готовилась гроза; чёрные тучи росли и ползли по небу, видимо меняя свои дымные очертания. (И. Тургенев)
Слайд 16
Использовано пособие:
Аксенова Л. А. Диктанты по русскому языку: 9 класс: к учебнику М. М. Разумовской и др. «Русский язык. 9 класс». ФГОС (к новому учебнику) / Л. А. Аксенова. — М.: Издательство «Экзамен», 2015. — 240 с. (Серия «Учебно-методический комплект»).