Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Отрицательные местоимения
Слайд 2
Пятиминутка
(Кое)кого спросить, где(либо) бывать, кое (с) кем говорить, чем(то)интересоваться.
К какому разряду относятся данные местоимения?
Слайд 3
Опрос
Какая часть речи называется местоимением?
Какие разряды местоимений вы знаете?
Что общего между относительными и неопределёнными местоимениями?
Чем отличаются относительные местоимения от вопросительных?
Слайд 4
Один сказочник рассказывает: «В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Пошёл он однажды по некоей дороге, нашёл нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть найденного. Что у него осталось?»
Третий засмеялся и сказал: «Ни в каком царстве, ни
в каком государстве никто не жил, никто не шёл, никого
не встречал, никому ничего не давал. Нечего и
спрашивать, сколько у кого осталось. И спорить тут
не о ком и не о чем».
Другой говорит: «Это не так было. Вот я сейчас расскажу! В каком-то царстве, в каком-то государстве жил кто-то…»
Слайд 5
Отрицательные местоимения
указывают на отсутствие
предметов, признаков, количества
НЕКОГО
НИКАКОЙ
НИСКОЛЬКО
Слайд 6
НИКТО, НИЧЕЙ, НИЧТО
От каких местоимений образуются отрицательные местоимения?
Как изменяются местоимения этого разряда?
Какими членами предложения являются?
Слайд 7
НИКТО, НЕКТО
НИЧЕГО, НЕЧЕГО
От чего зависит выбор гласных
Е-И в приставках?
Слайд 8
В отрицательных местоимениях
ЗНАЙ:
под ударением НЕ,
НИ без ударения:
НИКТО, НЕКОГО
НИЧЕГО, НЕЧЕГО.
Слайд 9
Вот это выучи старательно:
В местоименьях отрицательных,
Когда предлог стоит внутри,
Слов пишем не одно, а три:
НИКТО, НИ У КОГО
НЕЧЕМ, НЕ С ЧЕМ
НИЧТО, НИ У ЧЕГО
Слайд 10
Упражнение 649
(устно)
Слайд 11
Объясните правописание слов
1. (Н.)когда (не)беспокой другого тем,
что ты можеш(?) сделать сам. (Л.Толстой)
2. (Н.)что (не)обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. (М.Сервантес)
3. Человеку, который (н.)чего (не)знает,
н.(о)чем и рассказывать. (Б. Горбатов)
Слайд 12
Разгадай-ка!
Живёт без тепла, говорит без языка,
Н.кто его не видит, но всякий слышит.
ЭХО
Н.чего не болит, а всё стонет.
ВЕТЕР
Стучит, гремит, вертится,
Н.чего не боится,
Считает свой век, а не человек.
ЧАСЫ
Слайд 13
Дырявое ведро
Один раз в неделю школьники приходили вечером в школу с ведрами. Они поливали маленькие дубки, которые росли довольно далеко от школы - метров за триста.
Приходил и Николай Лежебока. Очень не хотелось ему работать. Несет Николай ведро с водой и всю дорогу от колодца и до дубков думает: «Зачем я на свет родился? Разве для того, чтобы это ведро носить?» Когда приближался день работы, Николай с самого утра думал: «Хотя бы сегодня дождь пошел».
Но дождя не было. Николай стал думать: «Как бы облегчить работу?» И придумал: пробил гвоздиком дырочку на дне ведра.
Набирает Николай полное ведро, но пока донесет — воды на дне остается. Легко стало Лежебоке.
Однажды к зеленым дубкам пришел дед Матвей — старый солдат. В селе уважали деда Матвея: за подвиги на фронте награжден он был тремя орденами.
Увидел дед Матвей, что Николай обманывает товарищей, а никто не видит обмана. Подошел, когда мальчик выливал под дубок стакан воды, положил ему руку на плечо и говорит:
- Выверни карманы.
Вывернул Николай карманы в штанах и смотрит с удивлением на деда. И мальчики смотрят.
Взял дед Матвей у Николая тот же гвоздик и провертел в кармане дырку. Потом и в другом кармане дырку сделал. Вынул из своего мешка две горсти желудей, положил в карманы Николаю и говорит:
— Это не желуди, а патроны. И ты идешь не воду набирать, а по врагу стрелять, потому что – война. Враг вон за тем забором. Подойди, мальчик, к забору, и вынимай там патроны из карманов.
Наклонив голову, Николай сделал шаг, другой, третий. Желуди все высыпались. Пока дошел до забора, не осталось в карманах ни одного.
— Подумайте, каким человеком может стать Николай, — сказал дед Матвей и пошел своей дорогой.
Дети стояли, опустив головы. Они думали. По В. А. Сухомлинскому
Слайд 14
Поразмышляем над прочитанным
Какова основная мысль текста?
Какого стиля данный текст?
К какому типу речи его можно отнести? Докажите свой ответ.
Чему учит нас эта история?
Как вы думаете, изменит ли своё отношение к труду Николай?
«Дети стояли, опустив головы. Они думали». О чём они думали?
Слайд 15
Найдите в тексте отрицательные местоимения.
НИКАКОГО, НИКТО
На что они указывают?
Какими членами предложения являются?
Слайд 16
СЛОВАРЬ:
порядочность,правдивость, искренность, открытость.
Что общего у этих слов?
Составьте словосочетание с одним из этих слов, выполните синтаксический разбор.
Слайд 17
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
ПАРАГРАФ 129,
УПРАЖНЕНИЕ 653