Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Михаил Афанасьевич Булгаков
«МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Слайд 2
Не верю в светильник под стулом. Рано или поздно писатель все равно скажет то, что хочет сказать.
Не верю в светильник под стулом. Рано или поздно писатель все равно скажет то, что хочет сказать.
Не верю в светильник под стулом. Рано или поздно писатель все равно скажет то, что хочет сказать.
М.Булгаков
Слайд 3
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА
Слайд 5
Черновые варианты названий: «Гастроль», «Сын», «Чёрный маг», «Копыто инженера»
1931 год: «Консультант с копытом»
1932 год: «Сатана», «Чёрный богослов», «Он появился», «Подкова иностранца»
Слайд 7
МАСТЕР И МАРГАРИТА
Слайд 8
КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА
Роман в романе.
2. Московские события со времени встречи и спора Берлиоза и Бездомного с «иностранцем» и до того, как Воланд со своей свитой вместе с Мастером и его возлюбленной покидают город, происходят всего за 4 дня.
3. Евангельские главы, действие которых происходит в течение одного дня, переносят нас почти на 2 тысячи лет назад.
4. Мастер появляется лишь в 13 главе «Явление героя»
5. Всё происходит почти в одно время; время года – лето.
Слайд 9
Троемирие - основная концепция булгаковского романа.
Три мира в романе - три времени в романе
Библейский мир – «Ершалаимские главы»
Современный мир - «Московские главы»
Вечный потусторонний мир
Три мира «Мастера и Маргарита» имеют не только параллельные структуры персонажей, но и целый ряд параллельных эпизодов и описаний.
Слайд 11
Двойники в романе:
Триада:
Понтий Пилат – Воланд – профессор Стравинский
Афраний –Фагот-Коровьев – врач Фёдор Васильевич
Марк Крысобой – Азазелло – Арчибальд Арчибальдович
Иосиф Каифа – Берлиоз – неизвестный в торгсине
Низа – Гелла – Наташа
Иуда – барон Майгель – Алоизий Магарыч
Левий Матвей – Иван Бездомный – поэт Рюхин
Пёс Банга-кот Бегемот – милицейская собака Тузбубен
Слайд 12
Диада :
Иешуа Га-Ноцри
– Мастер
Монада :
Маргарита – основная структурообразующая единица романа.
Слайд 17
Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел. Так зовут отрицательного героя падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Вероятно, Булгакова привлекло сочетание в одном персонаже способности к обольщению и к убийству. Именно за коварного обольстителя принимаем Азазелло Маргарита во время их первой встречи в Александровском саду. «Совершенно разбойничья рожа!» – подумала Маргарита» Но главная функция Азазелло в романе связана с насилием. Он выбрасывает Стёпу Лиходеева из Москвы в Ялту, изгоняет из Нехорошей квартиры дядю Берлиоза, убивает из револьвера предателя Барона Майгеля. В эпилоге романа этот падший ангел предстаёт перед нами в новом обличии: «Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо … Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца
Слайд 19
Этот персонаж – старший из подчинённых Воланду демонов, черт и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшим регентом церковного хора. Булгаковский персонаж худ, высок и в мнимом подобострастии, кажется, готов сложиться перед собеседником втрое (чтобы потом спокойно ему напакостить). Подручный Воланда только по необходимости надевает различные маски-личины: пьяницы-регента, гаера, ловкого мошенника, проныры-переводчика при знаменитом иностранце. Лишь в последнем полете Коровьев- Фагот становится тем, кто он есть на самом деле – мрачным демоном, рыцарем Фаготом, не хуже своего господина знающим цену людским слабостям и добродетелям.
Слайд 20
Кот Бегемот
В основном появляется в обличии огромного черного кота, ходящего на двух лапах и разговаривающего. Но временами появляется и в человеческом обличии. Тогда это маленький толстяк, чье лицо невероятно напоминает кошачью морду. Бегемот - веселый персонаж. Булгаков отмечает, что одна из основных его функций - потешать Князя Тьмы. После преображения во время полета под лунным светом мы видим, "худенького юношу". На самом деле он был "демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире".
Слайд 22
Это собирательный образ, который рисует Булгаков. Он сатирически передает нам портреты своих современников. В самом начале романа мы видим Михаила Александровича Берлиоза, председателя МАССОЛИТа (союза литераторов). На самом деле, этот человек не имеет ничего общего с настоящим творчеством. Берлиоз полностью подделывается под время. Под его руководством весь МАССОЛИТ становится таким же. Туда входят люди, умеющие подстраиваться под начальство, писать не то, что хочется, а то, что нужно. Там нет места истинному творцу, поэтому критики начинают гонение на Мастера.
Слайд 24
Это творческий псевдоним Ивана Понырева. Иван Бездомный - персонаж, который на протяжении романа претерпевает эволюцию. В начале произведения мы видим его членом МАССОЛИТа, молодым поэтом, пишущим стишки на заданные темы.
Бездомный попадает в психиатрическую лечебницу. Так он наказывается за то, что выдавал за истинное творчество жажду славы и именитости.
В больнице Бездомный встречает Мастера и обещает больше не писать стихов, осознав, какой вред несет псевдотворчество. В дальнейшем, он станет большим ученым-историком.
Слайд 26
Домашнее задание.
- Как связаны между собой три мира: современный, московский и ершалаимский? Кто является представителями этих трёх миров? К какому из них вы отнесёте Маргариту? Воланда?
- Подготовить сообщение (по содержанию романа) о свите Воланда.
- Подготовить сообщение: кого и за что наказывает Воланд (1 часть, гл.12)
Степа Лиходеев (гл.7)
Варенуха (гл.10,14)
Никанор Иванович Босой (гл.9)
Буфетчик (гл.18)
Аннушка (гл.24,27)
Алоизий Могарыч (гл.24)
Слайд 27
Не верю в светильник под стулом. Рано или поздно писатель все равно скажет то, что хочет сказать.