Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Двадцать девятое февраля. Классная работа.
Слайд 2
Найдите и исправьте в предложении ошибки, объясните свой выбор:
На разсвете лисник скасил трову на опушки березовой роще.
Слайд 3
На рассвете лесник скосил траву на опушке березовой рощи.
Слайд 4
Послушайте стихотворение и найдите в нем два одинаковых слова, но с разным лексическим значением:
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В нору норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
Если норки нету в норке
Может, норка возле норки?
Нет нигде.
Пропал и след.
Норка-здесь,
А норки нет!
Слайд 6
Послушайте отрывок из рассказа «Овсянка» и найдите в нем два одинаковых слова, но имеющих разное лексическое значение:
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю я овсянку! – добавил Сашка.
– И я люблю! – сказал Матвей. – Она желтая, красивая такая!
– И вкусная. Особенно с молоком.
– Как это – вкусная! Как это с молоком! – удивился Сашка.3
– Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.
– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
– Про какую овсянку?
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Как каша песни пела?! – изумился Матвей.
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: –
Айда ко мне мою овсянку слушать.
– Айда! – согласился Матвей – Потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали
Слайд 8
Как же называются эти слова в русском языке? Для этого давайте отгадаем загадки и узнаем их название. Отгадки складывайте в слово.
ОблакО», «Очки», «Оса»,
«НОж», «кулОн» и «кОлбаса»...
Знают дети все давно,
Что с баранкой схожа..
Слайд 9
«Мед», «Малина», «Макраме»
Начинаются на...
Слайд 10
Обруч, мяч и колесо вам
напомнят букву …
Слайд 11
Нитки», «Нос» и слово «Нет»
С этой буквы начинаются,
А еще она в «коНфете»,
«НожНицах» и «дНе» встречается.
Слайд 12
Иволга Иглой Играла,
Укололась, плакать стала.
Плачет иволга: «И-и»,
Плачет только буквой…
Слайд 13
В мышеловку баба Маша
Напихала манной каши.
Только мышка кашку лоп,
Мышеловка мышку хлоп!
Мышки больше нет совсем,
Но осталась буква…
Слайд 14
Вторая буква в названии овоща.
Слайд 15
Тема урока:
Омонимы.
Слайд 16
Цель урока:
Узнать, что такое омонимы;
-Научиться находить омонимы в тексте;
Слайд 17
Попробуйте самостоятельно сформулировать ответ на вопрос «Какие слова называются омонимами?» Посмотрите на пары слов, которые мы определили:
- хищный пушной зверёк.
1.Норка - углубление под землёй с одним
или несколькими ходами.
- разновидность каши.
2.Овсянка
- название птицы.
Слайд 18
Омонимы- ОДИНАКОВЫЕ ПО ЗВУЧАНИЮ СЛОВА, НО совершенно различные по лексическому значению.
Слайд 19
омонимы могут относятся или к одной части речи, или к разным.
ЛУК
С У Щ Е С Т В И Т Е Л Ь Н О Е
Слайд 20
коса
С У Щ Е С Т В И Т Е Л Ь Н О Е
Косить
Г Л А Г О Л
ОТ АРМИИ ГЛАЗАМИ
Слайд 23
Найдите омонимы в этом предложении:
На рассвете лесник скосил траву на опушке березовой рощи.
Слайд 24
На рассвете лесник скосил траву на опушке березовой рощи.
Слайд 26
А могут относиться к разным частям речи, то есть - грамматические омонимы.
Больной сидит на стуле. (существительное – подлежащее)
Больной мальчик не поехал на дачу.
(прилагательное – определение)
Слайд 27
Запишите только омонимы, определяя часть речи, которой они выражены: стакан из стекла – вода стекла, теплая печь – печь пироги, разводить голубей- небо стало голубей, побелить потолок-потолок картофель.
Слайд 28
Работа с учебником
Слайд 29
Найдите омонимы, назовите их и покажите разницу между ними своими действиями: косить косой – расчесывать косу, поласкать котенка – полоскать бельё, стирать с доски – стирать бельё.
Слайд 30
Работа по рядам: послушайте загадку и подберите отгадку, которой будет являться омоним, покажите разницу в лексическом значении:
1.В пище всяк её найдёт,
Есть она и среди нот.
3. Бываю я еловая,
Меня на ели ты найдёшь.
Бываю я бедовая,
Меня на лбу не узнаёшь?
2.Леса дремучего край,
Ягоды летом на ней собирай.
Модницам нашим из меха
Куртки, пальто и плащи украшает
Слайд 31
Найди лишнюю загадку:
Бываю я еловая,
Меня на ели ты найдёшь.
Бываю я бедовая,
Меня на лбу не узнаёшь?
Я журчу, журчу, журчу,
Глядь – и я в замке торчу.
Чтобы знаний набираться,
Чаще обращайся к ней.
Никогда не расставайся,
Станешь с ней в сто раз умней.
Слайд 32
Домашнее задание.
На «3»: упр.раб.тетради…
На «4»: упр.раб.тетради…, подобрать 4 омонима, показав разницу в лексическом значении.
На «5»: упр.раб.тетради…., составить рассказ, используя омонимы: попугай, клуб, завод.