Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Словосочетание
Словосочетанием называется сочетание двух и более знаменательных слов, которые связаны подчинительной связью (зеленый лес, пошел в магазин, бежать быстро)
К словосочетаниям не относятся:
Грамматические основы (весна пришла, мы приехали и др.)
Однородные члены предложения (зеленый, красный шар; одеться красиво и изысканно)
Сочетание знаменательного и служебного слова (к дому, у друга)
Слайд 2
Классификация словосочетаний
Синтаксически свободные
(морской берег)
Синтаксически несвободные
(два брата)
Простые
(полевые цветы)
Сложные
(песчаный морской берег)
глагольные
именные
наречные
Слайд 3
Виды синтаксической связи
сочинительная
Эта связь характерна для независимых и равноправных единиц. Она характерна для однородных членов предложения, ею соединены части сложносочиненного предложения.
В саду росли красные, белые и желтые розы.
какие? красные
Розы какие? белые
какие? желтые
подчинительная
При этой связи отношения неравноправны или зависимы. Эта связь свойственна словосочетаниям и сложноподчиненным предложениям, а также некоторым видам бессоюзных сложных предложений.
Различают три вида подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
Слайд 4
Согласование
При согласование зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное слово.
В глухом лесу
прил. сущ.
Д.п., ед.ч., м.р. Д.п., ед.ч., м.р.
В качестве зависимых слов выступают полные имена прилагательные и причастия, порядковые числительные и местоимения, по форме сходные с именами прилагательными.
Слайд 5
Управление
Вид подчинительной связи, при которой главное слово требует постановки зависимого слова в определенном падеже.
Оплатить (что?) проезд (в.п.)
Заплатить (чем?) жизнью (т.п.)
Одеть (кого?) ребенка (в.п.)
В качестве зависимого слова могут выступать имена существительные, местоимения, числительные, по форме сходные с именами существительными. Но при этом главное слово остается неизменяемым.
Слайд 6
Примыкание
Вид связи, при которой слова связаны только по смыслу.
Шагать (как?) быстро
В качестве зависимого слова при примыкании выступают неизменяемые части речи: наречия, деепричастия, инфинитив; некоторые формы слов: притяжательные местоимения 3 лица, простая форма сравнительной степени прилагательных и наречий.
Слайд 7
Прочитайте текст и выполните задания
(1) Язык служит средством человеческого общения. (2) Он необходим для хранения и передачи информации, для управления человеческим поведением. (3) Никто не знает точно, сколько языков существует на Земле, но их число превышает четыре тысячи. (4) В одной только Африке люди говорят на 1300 языках.
Укажите вид подчинительной связи в словосочетании для передачи информации (предложение 2)
Выпишите из текста словосочетание(-я) с подчинительной связью примыкание.
Замените словосочетание человеческим поведением (предложение 2), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Слайд 8
Самостоятельная работа по теме «Словосочетание».
Цель: проверка знаний и умений учащихся
Определять способ связи слов в словосочетании;
Преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи ;
Использовать в речи словосочетания- стилистические синонимы; формирование навыка вычленения словосочетания из предложения.
Слайд 9
Согласование – одинаковая грамматическая форма главного и зависимого слова (прилагательные, причастия, местоимения с существительным). Связь с помощью окончания.
Белеющим снегом
Управление- зависимое слово(существительное) стоит в определённом падеже. Связь с помощью предлога и окончания.
Прощаясь с друзьями
Примыкание – зависимое слово (неизменяемая часть речи). Связь только по смыслу. Усаживаясь удобно
Слайд 10
Запишите словосочетания, правильно подбирая существительные и прилагательные
Ближний, близкий (друг, деревня);
Дружественный, дружеский, дружный (помощь, государство, класс);
Завидный, завистливый (здоровье, сосед); Враждебный, вражеский (разведчик, цель);
Искусный, искусственный (работа, алмаз, бриллиант);
Ледяной, льдистый леденящий (взгляд, путь, горка).
Слайд 11
В каком словосочетании нарушена сочетаемость слов:
а) проявлять способности
б) молодая девушка
в) главная роль.
2. Составьте четыре словосочетания, используя в роли главного слова существительные:
Творение, творчество, вершина, богатство.
3. Являются ли синтаксическими синонимами словосочетания:
Плавательный бассейн – бассейн для плавания,
Придумайте и запишите ещё два подобных примера.
4. Определите для каждого словосочетания главное слово и способ связи главного и зависимого слова.
Совсем недалеко, гуляющий по улице, по-весеннему тепло, наедине с учителем, сварить вкрутую, вплотную к дереву, неизвестный герой, сердившийся на всех, безразличен ко всему, по-детски наивно, не горевать от неудачи, разговаривать непринуждённо, немигающий взгляд, недостаёт чуткости, стол не деревянный.