Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Ь на конце существительных после шипящих
Слайд 2
2
Содержание
Правило
Таблица
Распределительный диктант
Объяснительный диктант
Формообразование
Зрительный диктант
Комментирование
Игра «Четвертый лишний»
Самостоятельная работа
Контрольная работа
Слайд 3
3
Правило
Мягкий знак после шипящих на конце
слова пишется у существительных только
3 склонения.
У существительных 2 и 3 склонения на
конце слова после шипящих мягкий знак
не пишется.
Например: рожь (3 скл.), много туч (1 скл.)
Слайд 4
4
Таблица
Сущ. в форме ед. ч., И.п.
1скл. 2 скл. 3 скл.
М.р.-а,я.
Ж.р.-а,я. М.р.-нулевое
С.р.-о,е. Ж.р.-на согл. (Шип. + Ь)
Р.п., мн.ч.:
Туч_ И.п., ед.ч.: Луч_
Р.п., мн.ч.:
Корневищ_ И.п., ед.ч.:
Рожь
Слайд 5
5
Распределительный диктант.
Шалаш_, товарищ_, сторож _, этаж_,
ключ_, врач_, вещ_, ноч_, плащ_, лещ_,
много туч_, дрож_, помощ_, еж_, реч_,
из-за туч_, рож_, доч_, много задач_, лож_,
дич_, полноч_, богач_, чертеж_, малыш_,
кирпич_, мощ_, луч_, глуш_.
Задание: Выписать в два столбика: есть Ь и нет Ь.
Проверка
Слайд 6
6
Проверка.
3 скл.
Вещь, ночь,
дрожь, помощь,
речь, рожь,
дочь, ложь,
дичь, полночь,
мощь.
1,2 скл.
Шалаш, товарищ,
сторож, этаж,
лещ, ключ,
врач, плащ,
лещ, много туч,
из-за туч, богач,
много задач, чертеж,
малыш, кирпич,
луч, еж.
Слайд 7
7
Объяснительный диктант
Грош? цена,
ярких зрелищ?,
пять задач?,
как (будто) гора (с)
плеч? свалилась;
игра (не) стоит свеч?,
твердый калач?,
зеленый хвощ?,
луч? жгуч?,
вкусных груш?,
медведь неуклюж?,
у красивых дач?,
столб для афиш?,
много интересных
передач?,
зарево пожарищ?,
горных пастбищ?,
из-за туч?,
капало (с) крыш?,
много луж?.
Почему в данных словах с шипящей на конце Ь не пишется?
Проверка
Слайд 8
8
Проверка
Грош (2 скл., м.р.),
с плеч (2 скл., мн.ч., Р.п.),
свеч (1 скл, мн.ч., Р.п.),
калач (2 скл. м.р.),
хвощ (2 скл., м.р.),
луч (2 скл. м.р.),
жгуч (кр. П.),
неуклюж (кр. П.),
пожарищ (2 скл, ср.р., Р.п.),
для афиш (1 скл., ж.р.),
луж (1 скл., мн.ч., Р.п.),
передач (1 скл., мн.ч., Р.п.),
зрелищ (1 скл., мн.ч., Р.п.),
пастбищ (2 скл., мн. Ч., Р.п.),
туч (1 скл., мн.ч., Р.п.),
с крыш (1 скл., мн.ч. Р.л.),
задач (1 скл., мн.ч., Р.п.),
у дач (1 скл., мн.ч., Р.п.),
груш (1 скл., мн.ч., Р.п.).
Слайд 9
9
Формообразование
Образовать Р.п. мн. ч. существительных. Придумать с ними предложения.
Туча, жилище, свеча, чаща, крыша, дача, кожа, удача, училище, лужа, роща, полчища, плечо, груша, встреча.
Слайд 10
10
Зрительный диктант
Вд…ли св…ркает горный ключ (?),
Сб…гая с каменной стремнины.
Оделись пеленою туч (?)
Кавказа спящие в…ршины...
А. Пушкин
Проверка
Слайд 11
11
Проверка
Вдали сверкает горный ключ_ (2 скл.),
Сбегая с каменной стремнины.
Оделись пеленою туч_ (1 скл.)
Кавказа спящие вершины...
А.С.Пушкин
Слайд 12
12
Комментированное письмо
Дремл…т ч…ткий камыш(?).
Тиш(?) — безлюдье в…круг.
Ч…ть приметна тр…пинка р…систая.
Куст заденеш(?) пл…чом, — на л…цо тебе вдруг
С листьев брызнет р…са с…р…бристая...
И. Никитин
Проверка
Слайд 13
13
Проверка
Дремлет ч…ткий камыш _(2 скл.).
Тишь (3 скл.) — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь (Г., 2 л.,ед.ч.) плечом, —
на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая...
И. Никитин
Слайд 14
14
Игра «Четвертый лишний»
Доч?, пастбищ?, шалаш?, этаж?.
Мыш?, рощ?, помощ?, рож?.
Чащ?, туч?, встреч?, сторож?.
Луч?, ключ?, калач?, вещ?.
Полноч?, жилищ?, роскош?, желч?.
Камыш?, стрельбищ?, радиопередач?, чертеж?.
Проверка
Слайд 15
15
Проверка
Дочь – 3 скл.
Рощ – 1 скл., мн.ч., Р.п.
Сторож – 2 скл.
Вещь – 3 скл.
Жилищ – 2 скл., ср.р., мн.ч., Р.п.
Радиопередач = 1 скл., мн.ч., Р.п.
Слайд 16
16
Самостоятельная работа
Перепишите, раскрывая скобки и вставляя вместо точек буквы ж или жь, ч или чь, ш или шь, щ или щь.
Кругом, куда ни глянь, природы роско... Южная. (Сурк.)
Взводы занимали огневой рубе... . (Каз.)
Ямщик ходил кругом, от нечего делать улаживая упря.... (П.)
У кого жёл... во рту, тому всё горько. (Посл.)
За дверью были слышны вздохи и негромкий пла.... (А.Н.Т.)
Издали по цвету зелени можно было отличать заросли ольхи от берёзовых ро... и сосен. (Пауст.)
Тимуровцы оказывали помо… детям фронтовиков. (Пан.)
Объясните написание Ь после шипящих.
Слайд 17
17
Контрольная работа
Лучи солнца, выгл…нувшего из(за) туч?, осв…тили мес…ность.
Приехали врачи для осмотра учил…ща.
Долго (не) было радиопередачи.
Брат имеет взрослых дочерей.
Чтобы закон…чить ч…ртежи, нужны цветные к…р…ндаши.
С…лдаты возвр…щались со стрельб…ща.
Спишите, меняя число у подчеркнутых существительных.